Развитие детей раннего возраста (2-3 лет) посредством театрализованной деятельности
статья (младшая группа)
Театральное искусство близко и понятно детям прежде всего потому, что в его основе лежит игра. Играя, малыш чувствует себя свободно и раскованно, что позволяет использовать театрализованные игры, оказывающие большое влияние на личность ребенка, как эффективное и ненавязчивое педагогическое средство.
В статье представлены варианты использования театрализованных игр в повседневной деятельности педагога, работающего с детьми раннего возраста, рассмотрены различные игры-драматизации по мере их усложнения и виды театров, способствующие становлению режиссерской театрализованной игры, а также необходимые условия для плодотворного развития игр и успешного приобщения детей к театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyat_statya.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детей раннего возраста (2-3 лет)
посредством театрализованной деятельности
Отвечая современным социальным запросам, ФГОС ДО ставит перед участниками образовательного процесса большие задачи по формированию личности дошкольника. Ребенок-выпускник ДОУ должен обладать такими личностными характеристиками, как любознательность, инициативность, самостоятельность, положительное отношение к себе и другим, уверенность в свих силах, развитое воображение, способность к волевым усилиям. Он должен хорошо владеть устной речью, свободно выражать свои мысли, чувства и желания, быть здоровым и выносливым, иметь развитую крупную и мелкую моторику, уметь наблюдать, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. И в то же время в образовательном стандарте особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников как реализации задач по формированию у детей эстетического отношения к миру, накопления эстетических представлений и образов, развития художественных способностей, освоения различных видов художественной деятельности, умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Работая в режиме многозадачности, педагог при планировании и организации различных видов деятельности с детьми должен учитывать важность интеграции компонентов образовательных областей. Одним из таких интегрированных средств развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи в особенности речевого, художественно-эстетического, интеллектуального развития и восприятия детей, является средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, развития эмпатии. Проигрывая сказку или литературное произведение, которые имеют в своей основе нравственную направленность, младший дошкольник познает мир не сколько умом, сколько сердцем, выражает свое собственное отношение к окружающему миру, формирует опыт социальных навыков. Малыши учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать новые художественные образы персонажей, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обычном.
Театральное искусство близко и понятно детям прежде всего потому, что в основе его лежит игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Малыши с удовольствием включаются в игру, перевоплощаясь в тот или иной образ, радуются и грустят вместе с героями, плачут над неудачами полюбившегося персонажа, готовы прийти к нему на помощь.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как эффективное и одновременно ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя свободно, раскованно.
В группе раннего возраста театрализованная деятельность представляет собой игру с образной игрушкой, знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях.
Несмотря на то, что театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду, педагогам необходимо практиковать ее элементы не только при подготовке и проведении детских утренников, досугов, развлечений, но и включать в свою повседневную работу в режимных моментах:
во всех занятия (во время непосредственно образовательной деятельности - как игровой прием и форму обучения детей, вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные ЗУНы; игровая форма способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре);
в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (организация игровых ситуаций на прогулках, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне НОД в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией, разучивание потешек, подчеркивая их ритмичность и музыкальность);
в самостоятельную деятельность детей (игра с куклой, переодевания в различные костюмы в уголке ряжения; яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
С первыми театрализованными действиями малышей знакомят очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов, потешек и сказок взрослыми. Нужно использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, на прогулке увидев воробья, можно сказать малышам: "Посмотрите, какой шустрый и любопытный воробушек прилетел. Он сидит на ветке и чирикает, это он с вами здоровается. Давайте мы ему улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и почирикаем, как воробушки".
С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни можно использовать разнообразные виды кукольного театра (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), как наиболее близкого детям, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Например, привлекаем детей к участию в инсценировках, обсуждаем с ними увиденное. Детям 2-3 лет сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы или окончания фраз, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировке сказки "Репка" малыши "тянут" репку, машут рукой, призывая на помощь внучку или жучку, при разыгрывании сказки "Теремок" изображают, повадки и характерные особенности животных, пищат как мышка, квакают как лягушка, шагают неуклюже как медведь. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние, но надо признать, что при правильном подходе педагога, дети почти всегда с удовольствием «играют в сказку».
Педагогу следует постепенно расширять игровой опыт малышей, осваивая различные виды игр-драматизаций с постепенным усложнением игровых заданий, в которые вовлекается ребенок.
- игры-имитации отдельных действий человека, животного, птицы, имитации основных эмоций человека (Выглянуло солнышко – детки обрадовались: засмеялись, захлопали в ладоши, запрыгали от радости);
- игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать);
- игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (маленькие воробушки машут крылышками);
- игра-импровизация под музыку (игра «Лиса и зайцы);
- бессловесная игра-импровизация с одним героем по текстам стихов и потешек, которые читает воспитатель (Заинька, походи,…);
- игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, рассказываемых воспитателем (Мишка косолапый по лесу идет);
- ролевой диалог героев сказок («Мышонок и карандаш»);
- инсценировка фрагментов сказок о животных («Колобок»);
- игра-драматизация с несколькими персонажами по народным и авторским сказкам («Теремок», В.Сутеев «Кто сказал: «Мяу»?»).
У детей раннего возраста отмечается становление режиссерской театрализованной игры:
- настольного театра игрушек (сюжеты знакомых коротких сказок разыгрываются при помощи обыкновенных «магазинных» или сделанных своими руками игрушек) на детском столе или коврике;
- настольного плоскостного театра (или театра картинок-персонажей, выполненных из бумаги, картона, пластика, дерева и пр.материала.) Картинки должны быть двусторонние, на устойчивой опоре.
Действия игрушек и картинок ограничены, они должны передавать действия героев, сопровождаться проговариванием текста и передачей интонации. Элемент сюрпризности создается путем постепенного введения персонажей по ходу действия. Появляются первые декорации (солнышко, домик, речка в виде голубой ленточки, лес в виде пары деревьев, полянка – кусок зеленой ткани или картона), к изготовлению которых можно привлекать детей, чтобы развивать фантазию малышей и вовлекать их в совместное творчество.
- театр на фланелеграфе (на плоские картинки/фигурки из картона наклеиваются кусочки фланели, фетра, бархатной или наждачной бумаги для сцепления с экраном, обтянутым фланелью; рисунки подбираются из газет и журналов или выполняются своими руками совместно с малышами, экраны могут быть разной формы (например, экран-призма создает возможность попарного вовлечения большого количества детей группы), сценки на экранах получаются разные, и дети могут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.
- пальчикового/варежкового театра (используются куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерсти или ниток, выкраиваются они по контуру вытянутого пальца или ладони взрослого/ребенка так, чтобы кукла одевалась свободно на палец/руку кукловода, лицо персонажа вышивается, наклеивается, отображается с помощью ниток, веревок, пуговиц, бумаги, ткани); играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.
Для плодотворного развития театрализованных игр и успешного приобщения детей к театрализованной деятельности необходимо создавать определенные условия:
- учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к материнской поэзии (потешкам, пестушкам, шуткам, в том числе побуждающим к диалогу);
- создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог;
- тщательно подбирать литературные произведения для театрализованных игр сообразно возрасту, интересам и возможностям детей;
- строить педагогическое сопровождение с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, в ее создании принимают участие дети; важными элементами среды могут стать организованные при непосредственном участии семьи театральные уголки в групповой комнате с коллекцией театров разных видов, атрибутами к театральным играм, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов, маски);
- важна личность воспитателя (он должен обладать азами актерского мастерства, искренне вовлекаться в театрализованную деятельность, уметь строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, основная цель которых – формирование творческих способностей детей).
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги смогут решить комплекс взаимосвязанных задач, которые стоят перед ними, охватывая все основные образовательные области. При создании вышеуказанных условий, системном подходе, планомерном освоении театрализованная деятельность даст мощный толчок к развитию дошкольника, и чем раньше начнется реализация этой деятельности воспитателями в тандеме с родителями, тем ощутимее будет результат.
Список использованной литературы:
1. Калейдоскоп педагогических идей и практик/Сборник научных статей, выпуск 2 – СПб, ЛГУ им.А.С.Пушкина, 2017 г. 2. Додокина Н.В. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей/Н.В.Додокина, Е.С.Евдокимова. – М.: Мозайка-Синтез, 2008, 3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет/Н.Ф.Губанова – М.:ВАКО, 2007. 4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика/С.А.Козлова, Т.А.Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование представлений детей раннего возраста об окружающем мире посредством игровой деятельности»
В материалах представлено перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по формированию представлений об окружающем мире через игровую деятельность....
Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Проект...
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО посредством музыкальной деятельности»
Материал предназначен для воспитателей детского сада, родителей, музыкальных руководителей. Данный матриал может оказать существенную пользу в период адаптаций детей к детскому саду,...
План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через интеграцию продуктивной и театрализованной деятельности
В данной работе рассказывается об особенностях проведения занятий продуктивной деятельностью у детей раннего возраста. Проведенное исследование, позволяет наглядно увидеть, как методом интеграции можн...
Развитие детей раннего возраста (2-3 лет) посредством театрализованной деятельности
Ранний возраст-время, когда закладываются основы психического, физического развития ребёнка. Этот период является условием личностного становления ребёнка.В развитии способностей детей помогает театр,...