экологическая тропа
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«В поисках весны»
Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материал: объекты экологической тропы: береза, клумба, скворечник на дереве.
Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Беседы о насекомых. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование дерева.
Методика проведения занятия:
I часть:
Заинтересовывающий прием:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе нашего детского сада. Дети выходят на улицу.
Кто мне скажет, какое сейчас время года?
А кто может сказать, в какое время года мы с вами встречались раньше?
Как вы догадались, что сейчас весна? Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распустились листочки, появилась зеленая травка».
Воспитатель подводит детей к березе.
Дети вы помните, как называется это дерево (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!
Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?
Дети: чечевички.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле.
А что есть на веточках (Ответы детей)
Воспитатель: Маленькие клейкие зелененькие листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.
Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся).
Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).
Физкультминутка «Весна – красна»
Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)
Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)
К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)
Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)
Домой к мамочке вернёмся. (Встать на свои места.)
(Е. Г. Карельская)
Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?
Дети: Да, любит.
Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Сейчас я вам прочту одно из стихотворений:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юною, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям.
А вы знаете, как люди могут использовать березу?
Воспитатель обобщает: «Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду».
Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. А еще под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики.
В детском саду деревья украшают участки.
Воспитатель: Экологическая тропинка ведет нас дальше, к клумбе. На клумбе должны быть цветы, но где же они?
Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов.
Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (ответы детей)
Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения.
Воспитатель: Идем дальше. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы?
Почему сегодня мы не видим здесь птиц?
Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.
Как вы думаете, чем сейчас питаются птицы?
Ответы детей: Насекомыми, червячками, травкой и др.
Воспитатель: Посмотрите, что это за домик на дереве?
Как называется этот домик?
Дети: Скворечник.
Воспитатель: А кто живет в этом домке?
Дети: Скворцы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?
Ответы детей: чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака.
Воспитатель: Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, т. к. там выводятся из яиц маленькие птенчики.
Воспитатель: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.
(Дети заходят в группу)
II часть:
Коллективная работа «Весеннее дерево – Береза»
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Так дружно и правильно отвечали на вопросы на улице. (Достает большой плакат, на котором изображен ствол березы без листьев).
Давайте поможем березке побыстрее расцвести (раздает каждому ребенку вырезанные из бумаги листочки). Давайте мы с вами наклеим наши листочки на дерево.
III часть:
Рассмотреть дерево, полюбоваться.
Воспитатель: Молодцы ребята! Какая красивая березка у нас получилась!
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
(Н. Субботина)
Экологический геокешинг «В поисках Весны-Красны»
для детей средней группы.
Автор: Григорьева А.И.
Цель: повышать уровень экологической грамотности, вырабатывать навыки применения экологических знаний через игру. Показать детям роль природы в жизни человека. Формировать осознанное и бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей желание сохранять окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между действиями людей и состояние окружающей среды.
Воспитательные: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к природе как источнику жизни, красоты и доброты.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы. Активизировать познавательную деятельность через наблюдения, рассматривание, постановку поисковых вопросов и трудовые действия.
Методические приемы:
словесный – беседа, вопросы познавательного характера, чтение стихов.
наглядный – перевоплощение, показ.
стимулирование- создание мотивации, сюрпризный момент.
игровой – подвижные игры «У медведя во бору», «Ручеек».
музыкальный – хороводы.
Предварительная работа: провести беседы о перелетных птицах, весенних цветах. Познакомить детей с правилами поведения в лесу. Нарисовать плакаты «Береги и охраняй природу».
Оборудование: карта экологической тропы, письмо, дом вьюги и зимы, картина «Береза», берлога медведя, ручей(голубой или синий материал), мусор, пакеты, перчатки, картинки перелетных птиц, скворечники, макет костра, лейка с водой, картины весенних цветов, макеты цветов, плакаты на тему «Береги и охраняй природу», глина, костюмы: Весны-Красны, Веснушки, Каркуши, медведя.
Ход геокешинга:
Дети входят в зал. На встречу идет печальная Веснушка.
Веснушка: Здравствуйте, ребята. Куда вы так торопитесь?
Дети: идем встречать весну.
Веснушка: (печально) Весна не сможет прийти на встречу. Её зима и вьюга заперли в своем доме и не выпускают. Как ее освободить – не знаю. Может быть, вы поможете освободить Весну?
Дети: Да, поможем, только как?
Прилетела Каркуша.
Каркуша: Я помогу вам! У меня письмо от Весны и план, как найти домик, где спрятана Весна. Давайте сначала прочитаем письмо. (отдает письмо Веснушке)
Веснушка читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята. Пишет вам Весна-Красна. Чтобы найти меня, вы должны пройти путь по экологической тропе, выполнить все задания и помочь матушке-природе. Вашими помощниками будут Веснушка-Веселушка, Каркуша и медведь. До скорой встречи!»
Каркуша разворачивает план.
Каркуша: Ребята, давайте посмотрим, где начинается экологическая тропа.
Дети рассматривают карту.
Ребенок: Мы начнем идти от березы.
Дети идут к березе.
Веснушка: Ребята, смотрите, береза плачет. Почему она плачет? Кто-то топором ударил по стволу. Как ей помочь?
Ребенок: Надо залечить рану, замазать её глиной. Нальем в глину воды, размешаем, а теперь осторожно замажем ранку.
Каркуша: Молодцы, ребята! Помогли березе.
Веснушка: Ребята, давайте встанем в круг и станцуем.
хоровод «Береза»
Каркуша: Давайте посмотрим, куда пойдем дальше.
Ребенок: К берлоге медведя.
Дети идут к белоге.
Выходит заспанный медведь, трет глаза.
Медведь: Ох, как долго я спал, всю зиму.
Ребенок: Мишка, помоги нам найти дом, где спрятана Весна-Красна.
Медведь: Хорошо, я помогу вам. Только сначала поиграем в мою любимую игру «У медведя во бору».
Играют.
Медведь: Ох, спасибо, дети. Уважили меня.
Каркуша: А сейчас давайте посмотрим по карте, куда нам идти дальше.
Ребенок: Мы пойдем в «Птичье царство».
Идут, подходят к ручью.
Веснушка: Смотрите, как широко разлился ручей. Почему?
Ребенок: В нем много мусора, поэтому он не может течь дальше.
Веснушка: А как можно ему помочь?
Ребенок: Надо очистить ручей от мусора.
Дети собирают мусор в пакеты.
Веснушка: Смотрите, как весело теперь бежит и журчит ручей. А теперь поиграем в игру «Ручеек».
После игры идут дальше.
Каркуша: Вот мы и пришли в «Птичье царство». Смотрите, сколько разных птиц прилетело к нам с юга. Как такие птицы называются?
Ребенок: Такие птицы называются перелетными.
Каркуша: Я покажу картинки, а вы назовите перелетных птиц.
Дети отвечают.
Каркуша: А какой подарок вы птицам приготовили?
Дети: Скворечники.
Дети оставляют скворечники в «Птичьем царстве».
Каркуша: Молодцы, мы можем идти дальше. Смотрите, куда мы теперь пойдем. В какое царство?
Ребенок: Мы пойдем в «Царство цветов».
Медведь: Стойте! Кажется, дымом запахло. Смотрите, непотушенный костер. Может лес загореться. Что будем делать?
Ребенок: Надо залить костер водой.
Заливают костер водой.
Медведь: Молодцы, ребята. Вы спасли лес от пожара.
Веснушка: Дети, смотрите, как много весенних цветов нас встречает, знаете ли вы названия весенних цветов? Я буду показывать картинки, а вы называете цветы.
Дети: Подснежники, ландыши, тюльпаны, нарциссы, мать-и-мачеха, ирисы, незабудки.
Веснушка: А какие цветы нельзя рвать в лесу и почему?
Дети: Ландыши, подснежники. Эти цветы редко встречаются, они занесены в красную книгу.
Каркуша: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, помогли природе. Посмотрите, вот мы и пришли к дому, где спрятана Весна-Красна. А как его открыть?
Появляется вьюга.
Въюга: Никак вы его не откроете пока не выполните мое задание.
Каркуша: Что нам нужно делать? Мы очень хотим помочь Весне-Красне.
Вьюга: Раз вы так хотите помочь Весне-Красне, станцуйте хоровод для нее, а она в окошко посмотрит.
Дети вместе с медведем, Каркушей и Веснушкой танцуют.
Вьюга выводит Весну-Красну.
Веснушка:
Улыбаются все люди –
Весна! Весна! Весна!
Она везде, она повсюду
Красна! Красна! Красна!
Весна: Здравствуйте, дети. Спасибо вам, что освободили меня. Засиделась я в домике.
Веснушка: Весна-Красна, дети подготовили для тебя стихи.
Ребенок:
Весна. В лесу под вербой
проталины черны.
Расцвел подснежник первый –
веселый знак весны.
Ребенок:
Весна - звенят капели,
Весна – поют ручьи.
И с юга прилетели
Работники грачи.
Ребенок:
Весна, весна на свете,
Все радуются ей:
Деревья, звери, дети,
Щенок и воробей.
Веснушка: А еще дети принесли в подарок цветы.
Кладут цветы в круг.
Весна: Спасибо, дети.
Веснушка:
Мы Весне помогли,
С вами мы ее нашли.
А теперь все в хоровод
Нас Весна с собой зовет.
Встают в круг. Хоровод «Ой, бежит ручьем вода».
После хоровода дети встают полукругом и поднимают плакаты: «Береги и охраняй природу».
Веснушка:
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, сажать цветы повсюду.
Давайте вместе Землю уважать,
И относиться с нежностью, как к чуду!
Весна:
Вы ребята, молодцы,
Вы ребята, удальцы.
Вот вам еще одно задание на весну и на лето.
Вместе с родителями вырастить рассаду, посадить в землю, ухаживать, поливать, наблюдать, фотографировать. Сделать альбом или презентацию и принести Осени в подарок. А Осень оценит ваш труд.
Весна: Спасибо и до свидания! До новых встреч!
Дети: До свидания Весна-Красна.
Машут руками.
Уходят из зала под музыку.
Конспект игры «Геокешинг «Путешествие в лес» с детьми старшей-средней группы
Интегрированная форма: игра-путешествие с элементами геокешинга
Место проведения: территория детского сада.
Образовательные задачи:
Формировать умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.
Расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира леса.
Закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу, ориентироваться в чрезвычайной ситуации.
Сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений и грибов, раскрыть значение ядовитых растений и грибов в природе и в жизни человека, их различия с неядовитыми растениями и грибами; познакомить воспитанников с первой помощью при отравлениях
Развивающие задачи:
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе.
Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
Развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций.
Развивать двигательную активность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Виды деятельности детей:
- игровая (дидактические игры и упражнения);
- музыкальная;
- коммуникативная;
- двигательная.
Методы и приемы:
1. Методы мотивации и стимуляции детей:
- вводная беседа (информационного характера)
- игровая мотивация
2. Методы организации деятельности:
- словесные (беседа, вопросы, объяснение);
- наглядные (демонстрация);
- игровые (игры и упражнения);
- практические.
3. Методы контроля и оценки деятельности детей:
- рефлексия деятельности.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись «Звуки природы: Лес», «Раскаты грома»; карта – маршрут территории детского сада, мольберт, корзинки.
1. Стимульный материал: Приглашение Старичка-лесовичка на поиски клада; маршрутный лист путешествия
2. Материалы для деятельности детей:
Раздаточный материал: Карточки «Съедобные и ядовитые грибы», 2 ленты длиной 1 метр, разноцветные прищепки; карточки из серии «Как вести себя в лесу»; картинки диких животных, обитающих в лесу, и их следов.
I этап Мотивационно-целевой
Деятельность воспитателя: На прогулочном участке детей встречает Старичок-лесовичок. Старичок-лесовичок приглашает детей поиграть в увлекательную игру – геокешинг. Старичок-лесовичок объясняет правила игры. Вручает детям карту-схему маршрута по детскому саду в поисках тайника.
Деятельность воспитанников: Дети знакомятся со Старичком-лесовичком, отвечают на вопросы. Внимательно слушают правила игры, задают вопросы. Рассматривают карту-схему.
Ожидаемые результаты: сосредотачивают внимание на рассказе Старичка-лесовичка. Вызван интерес детей к предстоящей деятельности.
II этап Содержательно-деятельностный
Деятельность воспитателя: Старичок-лесовичок сообщает детям, что спрятал клад на территории детского сада и предлагает его найти. «Для этого нам надо преодолеть препятствия и выполнить ряд интересных заданий. Впереди нас ждет несколько остановок, на каждой из которых вам предстоит выполнить задание»
Показывает детям маршрутный лист игры-путешествия, на котором отмечены остановки. Предлагает отправиться на поиски тайника, следуя предложенному маршруту. Вместе с детьми рассматривает маршрутную карту.
Деятельность воспитанников: внимательно слушают Старичка-лесовичка, настраиваются на выполнение заданий.
Ожидаемые результаты: Интерес к предстоящей деятельности.
Самостоятельное применение ранее усвоенных знаний и способов деятельности.
Активизация словаря детей.
Умение ориентироваться по карте.
Применение ранее усвоенных знаний и способов деятельности.
Активизация словаря детей.
Умение рассуждать, обосновывать свой выбор.
Дети совещаются, анализируют ситуации, правильно называют знаки.
Систематизируются представления о повадках диких зверей.
Умение отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.
Проявляют чувство удовлетворения от проделанной работы.
Остановка №1 «Гроза»
Слышатся раскаты грома (аудиозапись). Старичок-лесовичок уточняет правила поведения при грозе.
Танец «Дождя»
Остановка №2 «Пожар»
На мольберте располагается плоскостной лес.
Старичок-лесовичок : Когда горит лес, что это?
Дети: Это пожар!
Воспитатель прикрепляет к каждому дереву на мольберте огонёк пожара.
Старичок-лесовичок : Ребята, после грозы начался пожар в лесу. А из-за чего или кого еще может начаться пожар в лесу?
Дети: Из-за людей.
Проводится игра «Спасём лес от пожара».
Старичок-лесовичок : Давайте спасём лес от пожара. Для этого нам нужно вспомнить, что можно и что нельзя делать в лесу, чтобы не было пожара.
Дети: нельзя поджигать траву, листья, разводить костры, оставлять стеклянные банки, бутылки и т. д.
За каждый правильный ответ дети прикрепляют к мольберту капельки воды.
Старичок-лесовичок : Молодцы ребята, пожар потушен. Можно отправлять дальше.
Смотрят на карту, отправляются дальше по маршруту.
Остановка №3 «Деревья»
Старичок-лесовичок : Посмотрите ребята, после грозы и пожара все листья с деревьев разлетелись. Давайте соберем их.
Подвижная игра «С какого дерева листочек»
Остановка №4 «Съедобные и ядовитые грибы»
Игра «Грибы»
(на верхнюю ленту повесить с помощью прищепок картинки съедобных грибов. На нижнюю ленту – картинки несъедобных грибов)
Остановка №5 «Животные»
Старичок-лесовичок : Посмотрите ребята, сколько следов разных животных. А вот где чей, я подзабыл.
Дидактическая игра «Чьи следы»
Проблемная ситуация: «Вы, гуляя по лесу, можете встретиться с диким животным. Как нужно поступить, чтобы избежать опасности?»
Подвижная игра «Зверинец» (подражание повадкам животных)
Старичок-лесовичок : Ну вот Вы справились со всеми заданиями и добрались до тайника.
Вручает детям подарок – набор иллюстраций «Природа Башкортостана» и сладкие призы (конфеты)
III этап Оценочно-рефлексивный
Деятельность воспитателя: Рефлексия. Старичок-лесовичок интересуется - понравилось ли детям путешествие? Что понравилось больше всего? Какое задание оказалось самым трудным? Интересным?
Хвалит детей за проделанную работу.
Деятельность воспитанников: Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают, что понравилось больше всего.
Ожидаемые результаты: Положительные эмоции от игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....