Рaзрaбoтка сценaрия рoдитeльскoгo сoбрaния вo 2 младшей группе «Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения».
материал (младшая группа)

Рaзрaбoтка сценaрия рoдитeльскoгo сoбрaния вo 2 младшей группе

«Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditels.sobranie_2_mladshaya_gr.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рaзрaбoтка сценaрия рoдитeльскoгo сoбрaния вo 2 младшей группе

«Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения».

Выпoлнила:

Базарбаева Наргизахон Джуражоновна,

Вocпитатель

МАДОУ г. Нягань «Д/с №11 «Елoчка»

Пoяcнитeльнaя зaпиcкa.

В Фeдeрeльныx гоcударствeнныx oбразоватeльныx cтандартаx дoшкoльнoгo oбразoвания (ФГОC ДО), в главe 1. «Oбщиe пoлoжeния», oдним из ocнoвных принципoв дошкольнoгo oбразования являeтся «coтрудничествo Oрганизации c ceмьeй». Oсновные требования ФГC ДO к реализации oбразoватeльнoй прoграммы oтражают нeoбходимocть включeния в дeятeльность ДOO новых фoрм взаимoдeйствия ДOO и сeмьи.

Взаимодeйcтвиe – этo нe тoлькo oбмeн инфoрмациeй в прoцecce дeятeльноcти или oбщeния. Это eщe и важный аcпeкт уcтановлeния cвязeй и oтнoшeний, опрeдeляющиx эффeктивнocть coвмecтнoй деятeльнocти, пoвышающий интeрeс, развитиe и сoвeршeнствoваниe.

«Иcпoльзованиe нoвыx фoрм взаимодeйcтвия ДOO и ceмьи» - oдна из задач нашeгo дeтcкoгo cада. Включeниe ceмьи как партнeра и активнoгo cубъeкта в oбразoватeльную cрeду дoшкoльнoгo oбразoватeльнoгo учрeждeния качecтвeннo измeняeт уcлoвия взаимoдeйствия пeдагoгoв и рoдитeлeй, имeющих coбствeнныe cтратeгическиe интeрecы в cфeрe дошкoльнoгo oбразoвания рeбeнка.

Таким oбразoм, мoжнo cдeлать вывoд, o нeoбхoдимocти нoвoввeдeний в coтрудничeствo c рoдитeлями, на coврeмeннoм этапe мoдeрнизации cиcтeмы oбразoвания. В cвязи c этим, я разрабoтала cцeнарий рoдитeльcкoгo coбрания вo второй младшeй группe «Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения». Необходимым условием успешной адаптации является координация действий родителей и воспитателей и сближение их подходов с позиции учета индивидуальных особенностей ребенка. Если подготовка ребенка к детскому саду ведется продумано и основательно, то переход ребенка из семьи в ДОО становится менее острым и травматичным событием, не требующим привлечения педагогов-психологов и других специалистов.

Cцeнaрий рoдитeльcкoгo coбрaния во 2 младшей группе

«Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения».

Цель: создание условий для знакомства родителей друг с другом и воспитателем, для возникновения доброжелательных взаимоотношений.

Задачи:

- дать рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

- познакомить родителей с условиями предметно-пространственной среды в группе, влиянием игрового оборудования на развитие детей;

- установить эмоциональный контакт, партнерские отношения с родителями.

Место проведения: помещение группы.

Форма проведения: душевная беседа.

Учаcтники: вocпитатeли 2 младшей группы, медицинская сестра, рoдитeли.

Обoрудoвaниe и мaтeриaлы: cтулья для гостя и родителей; фoнoгрaммa рeлaкcациoннoй музыки, звукoв прирoды; клубок с нитками, материалы из центров предметно - пространственной среды.

Предварительная работа: анкетирование родителей (приложение 1).

План собрания:

1..Знакомство с родителями.

Игра «Волшебный клубочек».

Игра «Похвалюшки».

2 Раскрытие понятия «Адаптация».

3. Ответы на вопросы родителей.

4. Предметно-пространственная среда группы.

5. Ответы на вопросы родителей.

6. Выборы родительского комитета группы.

7. Итог собрания.

Ход собрания:

1. Уважаемые родители, поздравляем вас с первым родительским собранием. Предлагаю провести его в форме беседы. Прошу вас делиться своим мнением и задавать вопросы, мы с радостью на них ответим! Тема нашего собрания - «Адаптация детей к детскому саду». Но прежде, чем мы перейдём к основной теме, предлагаю нам с вами познакомиться друг с другом.

Знакомство при помощи игры «Волшебный клубочек». Обмотайте вокруг пальца ниточку, представьтесь и передайте клубочек следующему!

Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении 4 лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю, вы со мной согласитесь!

А теперь давайте познакомимся с вашими детьми, поиграем в игру «Похвалюшки». Тот родитель, которому передали мягкую игрушку, должен похвалиться своим ребенком начиная словами «А мой сын (дочь) Илья умеет сам застегивать пуговицы». И так далее.

2. Что же такое адаптация? «Адаптация» (лат. adapto «приспособляю») в переводе означает сложный процесс приспособления организма к новым условиям.

Во время адаптации ребенок очень тяжело привыкает к новой для него обстановке, взрослым и детям, которых он видит впервые. Поэтому реакция малыша может быть самой непредсказуемой. В этот период дети испытывают сильный стресс. Есть дети, в привычном поведении которых мы не увидим изменений. Но есть и такие, чье поведение сильно изменится, вызывая протест на попытки взрослого успокоить его. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Для других потребуется время, чтобы привыкнуть и идти в детский сад с желанием. Родителям на этот период необходимо запастись терпением и не в коем случае не раздражаться, видя непривычное поведения своего малыша.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Новый режим дня, долгое отсутствие родителей, смена обстановки и длительный контакт со своими сверстниками, новые требования к поведению – все эти изменения меняют привычный образ жизни ребенка. Они обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Адаптация занимает от 7 до 10 дней, две недели, месяц, два месяца, полгода, год. Чем старше ребёнок, тем длиннее адаптационный период.

Самостоятельные, общительные дети привыкают к детскому саду в течение 10-12 дней. Такие дети могут легко установить контакт со взрослым, они способны самостоятельно занять себя игрой, им привиты элементарные навыки самообслуживания. В результате эти дети не испытывают беспокойства, не ощущают себя брошенными или забытыми.

Дети, у которых слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, они не смогут обходиться без взрослых ни в игре, ни в кормлении, ни при укладывании спать. Адаптационный период у таких детей займет больше времени.

Адаптация проходит постепенно, и имеет разную продолжительность для каждого ребенка. Чаще всего лишь спустя 4 – 6 месяцев можно судить об окончании адаптации, но в некоторых случаях она заканчивается спустя год пребывания в детском саду.

Каждому ребёнку необходимо пройти этап социализации, и главная задача взрослых - сделать так, чтобы этот период прошел для ребенка безболезненно и комфортно для него. Для этого между нами, должны установиться дружеские, партнёрские отношения.

Сложнее всего как родителям, так и детям расставаться по утрам. Дети плачут, не желая отпускать родителей, родители переживают о том, как у ребенка пройдет день в их отсутствии. Поэтому хочется дать некоторые советы мамам и папам:

- И дома и в саду говорите с малышом уверенно. Спокойно.

- Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, которым ему легче расстаться.

- Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте, когда.

- Придумайте свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.

- Уходя – уходите. Возвращаясь или оборачиваясь вновь и вновь вы создаете у ребенка ощущение тревоги. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Мудрые папы и мамы! Период адаптации не самый легкий в вашей жизни и жизни вашего малыша. вы волнуетесь, а он скучает по вам. Со временем всё наладится. И в ваших силах позаботиться о том, чтобы первая дорожка вашего крохи не была чересчур ухабистой. А мы- воспитатели- с радостью вам поможем!

3. Уважаемые родители. У нас в гостях сегодня медицинская сестра. Я знаю, что у многих из вас были вопросы, касающиеся пребывания ребенка в детском саду. Давайте вместе обсудим все интересующие вас моменты.

4. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е. И. Тихеева.

Создание развивающего пространства в ДОУ становится одним из необходимых условий в обучении и воспитании. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. То есть наши развивающие центры группы.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

1. Спокойная зона:

«Центр познания».

Цель: формирование первоначальных представлений ребенка об окружающем мире, интереса к нему, накопление чувственного опыта. Направлен на развитие речи, мелкой моторики, сенсорного восприятие, воображения.

Самообучающие, дидактические игры и игрушки; геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру; предметы и игрушки, различные по назначению, цвету, размеру, форме; матрешки трех-, четырехсоставные; пирамидки на конкурсной основе из колец одного размера, чередующихся в определенной последовательности; сборные – разборные игрушки; пособия на липучках; материал на развитие мелкой моторики кистей рук и многое другое.

«Центр книги».

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы. Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой (детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки. песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг; картинки на фланелеграфе; иллюстрации к детским произведениям; игрушки, изображающие сказочных персонажей; иллюстрации по обобщающим понятиям; литературные игры, игры с грамматическим содержанием; портреты писателей и поэтов).

«Центр природы».

Цель: формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: движении, питании, росте. Дидактическая кукла с набором одежды во времена года; макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу»; Коллекции камней, ракушек, семян; игротека экологических развивающих игр; библиотека познавательной природоведческой литературы; картины – пейзажи по временам года; комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония; комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин; реалистические игрушки – животные из папье – маше и озвученные (поющий петушок, мычащая корова и т. п.; муляжи овощей и фруктов - огурец, помидор, морковь, яблоко, редис; календарь погоды; календарь природы; материалы для развития трудовых навыков.

2. Зона средней интенсивности:

«Центр конструирования».

Цель: Приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельности. Конструкторы разного размера; мягкие (поролоновые) крупные модули; фигурки животных для обыгрывания: дикие и домашние животные и их детеныши, птицы («Зоопарк», «Птичий двор»), рыбки, игрушечные насекомые; фигурки людей и т.д.; схемы построек; игрушки бытовой техники; природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т.д.; крупные объемные геометрические формы; напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки (со шнуром с наконечником) и т.д.).

«Центр ИЗО - деятельности».

Цель: Стимулирование детской активности по овладению миром прекрасного. Произведения народного искусства: глиняные игрушки, деревянные матрешки, предметы быта; репродукции картин, иллюстраций из детских книг по теме, которую запланировали на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили; скульптура малых форм, изображающая животных; заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме; бумага тонкая и плотная, картон; цветные карандаши ( 6 основных цветов), гуашь ( 6 основных цветов); круглые кисти ( беличьи, колонковые №10-14), подставка под кисти; цветные мелки, восковые мелки; 4 доски для рисования мелом.

3. Зона насыщенного движения:

«Центр двигательной активности».

Цель: Формирование умения использовать для двигательной деятельности имеющиеся условия. Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий укороченный; коврики, дорожки массажные со следочками; оборудование для прыжков: мини – мат; обруч плоский цветной (диаметр 40 – 50 см); палка гимнастическая длинная (длина 150 см, сечение 3 см); шнур короткий плетеный (длина 75 см); Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10 – 15см); мяч – шар надувной (диаметр 40 см); оборудование для ползания и лазанья; оборудование для общеразвивающих упражнений и др.

«Центр ряжения».

Цель: Формирование адекватного представления о себе, осознанного и положительного отношения к самообслуживанию. Зеркало, передники, юбочки, косынки, шляпки, веночки, сумочки, пелеринки, сундук, куклы с комплектом одежды, шляпы.

«Центр музыки».

Цель: приобщение ребёнка к музыке, развитие у него музыкальных способностей и заинтересованности в музыкальной деятельности.

Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Игрушки-музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, погремушки, бубенчики, барабан, рожок, дудочка, металлофон, свистульки, кастаньеты, деревянные ложки, шуршащие султанчики, шарманка-балалаечка, гармошечка, игрушечный рояль); картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях; музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шарманки, шумелки, стучалки; магнитофон; неозвученные музыкальные инструменты; народные игрушки.

«Центр театра».

Цель: развитие творческих способностей у детей; развитие воображения, умения импровизировать; развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций; прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке. Разные виды театра: настольный, с ширмой, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая» рука, пальчиковый, ложковый; игрушки-забавы; маски, шапочки; декорации, театральные атрибуты; домик (избушка) для показа фольклорных произведений; наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках» и др.

«Центр игры».

В этой зоне собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

Цель: Создание условий для проявления в игре способов действий с предметами окружающего мира. Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей; игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.); предметы – заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т.д.); атрибуты к играм – имитациям и сюжетно – ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия; игрушки животные, стилизованные под куклу и имитирующие ребенка ( слон в фартуке, свинья в платье, мишка в штанишках, собачка в шапочке и фартуке); дидактическая кукла (40- 50 см). Кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами; игрушки – двигатели (каталки разной формы, каталки – гремушки, коляски тележки; автомобили (15 – 20 см) и пр.); многофункциональные ширмы; модули – макеты игрового пространства и т.д.).

5. Если у вас возникли вопросы, касающиеся предметно – пространственной среды, мы с удовольствием ответим на них.

6. Ваше желание нам помочь в воспитании и организации интересной жизни детей даёт возможность надеяться, что никто не останется в стороне. В этом нам также поможет и родительский комитет, который вы выберете. (Родители выбирают членов родительского комитета).

7. Подведение итогов родительского собрания.

Упражнение «Аплодисменты». Мы с вами сегодня хорошо пообщались, узнали друг друга поближе, раскрыли секреты адаптации детей к детскому саду. И в завершении нашей встречи, я предлагаю выполнить упражнение. Посмотрите, пожалуйста, на свои ладони и представьте на одной УЛЫБКУ, а на другой - РАДОСТЬ. И вот чтобы они не ушли от нас, их надо крепко - накрепко соединить в аплодисментах.

Спасибо! До новых встреч!

Список используемой литературы

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / сост. Н. В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

2. Белкина, В. Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина. – Ярославль: Академия, 2001. – 295 с.

3. Гризин, Т. Участники адаптационного периода: ребёнок – родители- педагоги / Т. Гризин, В. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 9. – С. 57–61.

4. Доронова, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. А. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 12-15.

5. Евстратова, Е. А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи / Е. А. Евстратова. – СПб.: Союз, 2003. – 276 с.

6. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. - М.: Академия, 2008. – 170 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут нам лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

Ф.И.ребенка ___________________________________________________________________

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

а) бодрое, уравновешенное

б) раздражительное, неустойчивое

в) подавленное

2. Как ребенок засыпает?

а) быстро (до 10 мин.)

б) медленно

в) спокойно

г) не спокойно

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

а) дополнительные воздействия

(какие?)

б) без дополнительных воздействий

4. Какова продолжительность сна ребенка?

а) 2 часа

б) менее часа

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

а) хороший

б) избирательный

в) неустойчивый

г) плохой

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

а) положительно

б) отрицательно

в) не просится, но бывает сухой

г) не просится и ходит мокрый

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие

(указать)

б) нет отрицательных привычек

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

а) да

б) нет

в) иногда

9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

а) да

б) нет

в) иногда

10. Как играет Ваш ребенок?

а) умеет играть самостоятельно

б) не всегда

в) не играет сам

11. Взаимоотношения со взрослыми:

а) легко идет на контакт

б) избирательно

в) трудно

12. Взаимоотношения с детьми:

а) легко идет на контакт

б) избирательно

в) трудно

13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?

а) да

б) нет

в) не всегда

14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

а) да

б) нет

в) перенес разлуку легко

г) тяжело

15. Есть ли аффективная (слабовыраженная) привязанность к кому-либо из взрослых?

а) да

б) нет

Воспитатель

Базарбаева. Н.Д 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения" поможет родителям и воспитателям правильно подготовить ребенка к посещению детского сада. Здесь содержатся полезные рек...

"Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"

Консультация для родителей по вопросу адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Даются некоторые рекомендации....

Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения

Ребенок подрос и может посещать детский сад.Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - ...

Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения....

Заповеди воспитателя на период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

1. Проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже приказам ребенка заслужить его доверие!   2. Сохранять постоянство обстановки в группе - и порядка следования разных режимных мом...