Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.
консультация (младшая группа)

Папсуева Татьяна

Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения

           Ребенок подрос и может посещать детский сад.
Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается заболеваниями детей.
           Как же подготовить ребенка к детскому саду?
Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, что происходит с ребенком, когда он приходит из семьи в детский сад.
Уже с первых дней  жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. 
К 2-3 годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым.
При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат, приемы воспитания, характер обучения) меняются.
Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем это выражается?
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела.
У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса и др.

   Что же должны делать родители?
Прежде всего, им необходимо заранее познакомиться с условиями дошкольного учреждения, приблизить к ним условия воспитания в семье (режим, характер питания, приемы воспитания и т.п.)
Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей игрушкой, поблагодарить и т.д.) необходимо положительно настроить малыша.
Родители должны знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным, у него может ухудшаться аппетит.
Итак, знание особенностей периода адаптации, факторов, влияющих на нее, совместные усилия родителей и сотрудников дошкольного учреждения могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к условиям дошкольного учреждения.
        По каким признакам можно судить о том, что период адаптации закончился.
Объективные показатели: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая прибавка в весе.


Работа с родителями

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Еще  до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
     Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
     Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
      В нашем детском саду существует правило: близкие родственники могут прийти в группу в любое время и находиться в ней столько, сколько найдут нужным. Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры буду проводиться только с их согласия.
      В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

 

Рекомендации для родителей

        Ваш ребенок переходит из обычного, привычного уклада семьи в новые условия детского сада, в большой коллектив детей, сталкивается с незнакомыми ему взрослыми – часто это бывает сложным для ребенка. Адаптация – это приспособительная реакция, проверка всех слабых мест ребенка. Ломаются все системы организма, происходит ослабление иммунитета.
      Отчего же зависит успех адаптации? Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическая подготовка. Организм детей первых 3-х лет жизни подвержен заболеваниям и родители должны закалять их. С этой целью необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года (до 4-6 часов в день), проводить гимнастику, учить ребенка выполнять доступные физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, метания, лазания. Важные средства закаливания – воздушные ванны и водные процедуры. Вследствие несовершенства терморегуляции малыш легко может вспотеть, если его излишне купают, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям.
Слишком легкая одежда, не защищающая от холода, в которой ребенок зябнет, может стать причиной заболевания.
В период адаптации необходимо обеспечивать малышу состояние «теплового комфорта» путем некоторого утепления его. Оденьте ребенку теплую фланелевую кофточку, колготки.
Очень важен для процесса привыкания режим дня ребенка в семье, который должен совпадать с режимом детского учреждения. Это отражается на физическом и эмоциональном состоянии ребенка (он становится уравновешенным и спокойным). Сон для малыша от 2-3 лет рекомендуется: дневной с 12.30 до 15.00 ч., ночной с 9.00 до 11.30 ч., вечером с 16.00 до 18.00 ч. Питание должно быть четырехразовое в 8.30, 12.00, 15.30 и 18.30. В течение первых 2-х недель в зависимости о поведения ребенка, необходимо сохранять все имеющиеся у ребенка привычки (разрешается приносить любимые игрушки).
При выраженных нарушениях эмоционального состояния в первые дни разрешается присутствие мамы, которая должна помочь ребенку познакомиться со взрослыми и детьми.
В течение 1-ой недели желательно утром кормить ребенка дома, а приводить в детский сад ближе к концу завтрака. Желательно, чтобы в первые 2-3 недели дня мама приходила за малышом к концу прогулки, помогла ему раздеться, и он обедал в ее присутствии. По окончании обеда, если ребенок отказывается спать в (1-2 недели) ребенка рекомендуется уложить на дневной сон дома. В целях профилактики переутомления и перевозбуждения дневной и ночной сон на период адаптации можно удлинить на 1-1,5 часа. Если ребенок не спит в детском саду, нужно чтобы малыш спал дома вечером. Для этого необходимо создать благополучную обстановку: включить легкую приятную музыку, сделать массаж. На ночь можно давать ребенку настойку валерианы, пустырника, витамины С и А, В1, В2, липоевую кислоту, оротат натрия
 в течение 15 дней. Опыт общения ребенка с окружающим, полученный до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Не ограничивайте его общение в узком кругу семьи, оставляйте дома ребенка с родственниками и знакомыми, разрешайте играть со сверстниками.
Поддержите у ребенка благоприятное эмоциональное состояние: осуществляйте все виды деятельности с ребенком без спешки, в спокойном темпе, избегая громкой речи, конфликтов. Учите ребенка самостоятельно играть с игрушками: выполнять действия с куклой (кормить, укладывать спать, гулять), машинкой (возить кирпичики, сгружать), строительным материалом (строить воротики, дорожку) и т.д. Поощряйте малыша, поддерживайте, направляйте на совместную деятельность (с вами и с другими детьми.)


Памятка для родителей

Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.
· Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
· Установите четкие требования к  ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
· Будьте терпеливы.
· Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
· Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
· Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
· Если увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
· Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
· Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
· Каждый день читайте ребенку.
· Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления: ведь лето – прекрасная пора для открытий!
· Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте и …
· Поощряйте любопытство.
· Не скупитесь на похвалу.  
РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ!!!

Анкета для родителей

Мы рады видеть вас и Вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.
Нам было бы интересно получить Ваши ответы на следующие вопросы.

1. Сведения о родителях:
· Ф.И.О. мамы
Образование, место работы, должность, рабочий телефон
· Ф.И.О. папы
Образование, место работы, должность, рабочий телефон
2. Состав семьи.
3. Домашний адрес, телефон

4. Сведения о ребенке:
· Фамилия, имя
· Дата рождения
· Какое имя предпочитает (любимое имя)
· Легко ли рассмешить ребенка?

5.Испытывает ли ребенок трудности в общении:
- с детьми
- с взрослыми
· Любимая игра (игрушка)
· Любимая пища

6. Как ребенок просыпается утром:
- активен, в хорошем настроении
- с капризами, лучше чувствует себя к 11-12 часам

7.В играх с детьми:
- активен, лидер
- легко присоединяется к играющим детям
- испытывает трудности

8.Любимое занятие, интересы:
- лепка, рисование, конструирование
- подвижные игры, физическая активность
- книги, познавательные игры



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения" поможет родителям и воспитателям правильно подготовить ребенка к посещению детского сада. Здесь содержатся полезные рек...

"Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"

Консультация для родителей по вопросу адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Даются некоторые рекомендации....

Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения

Ребенок подрос и может посещать детский сад.Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - ...

Семинар – практикум для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"

Цель: расширить представление родителей об особенностях адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, о факторах, влияющих на ее успешное протекание....

Рaзрaбoтка сценaрия рoдитeльскoгo сoбрaния вo 2 младшей группе «Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения».

Рaзрaбoтка сценaрия рoдитeльскoгo сoбрaния вo 2 младшей группе«Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения»....