Воспитание у детей дружеских взаимоотношений
статья (средняя группа)

Воспитание у детей дужеских отношений.Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста исследовалась многими отечественными педагогами и психологами. Изучение взаимоотношений в детских коллективах имеет особое значение, так как социально - психологические проблемы детей школьного возраста и взрослых уходят корнями в дошкольное детство. Во-первых, потому что именно в этом возрасте находятся истоки формирования личности человека. Кроме того, когда ребенок приходит в детский сад, у него меняется «социальная ситуация» его психического развития. С этого момента его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь, на основе опыта общения закладываются основы нравственных качеств личности и первые коллективные взаимоотношения ребенка со сверстниками [2] Исследования отечественных психологов Я.Л. Коломинского, Л.С. Славиной и других, проведенные на детях школьного возраста, показали, что благополучные взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к группе, общности с ней, что очень важно для его общего эмоционального самочувствия, уверенности в себе, для формирования адекватной самооценки. Если таких взаимоотношений нет, то ребенок чувствует себя в группе сверстников не уютно, тяжело переживает свою отверженность. Неблагополучные отношения порождают у него состояние напряженности и тревоги. Это состояние требует выхода, и ребенок находит его либо в агрессии по отношению к сверстникам, либо в подавленности и чувстве неполноценности.  Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования чувства коллективизма, дружбы[9]. Можно утверждать, что формирование дружеских взаимоотношений – это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальнейшем, он будет строить взаимоотношения с окружающими детьми. Поэтому, необходимо воспитывать у детей умение замечать затруднения товарища, его потребность в помощи, развивать эмоциональноположительную направленность на сверстника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста исследовалась многими отечественными педагогами и психологами. Изучение взаимоотношений в детских коллективах имеет особое значение, так как социально - психологические проблемы детей школьного возраста и взрослых уходят корнями в дошкольное детство. Во-первых, потому что именно в этом возрасте находятся истоки формирования личности человека. Кроме того, когда ребенок приходит в детский сад, у него меняется «социальная ситуация» его психического развития. С этого момента его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь, на основе опыта общения закладываются основы нравственных качеств личности и первые коллективные взаимоотношения ребенка со сверстниками [2] Исследования отечественных психологов Я.Л. Коломинского, Л.С. Славиной и других, проведенные на детях школьного возраста, показали, что благополучные взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к группе, общности с ней, что очень важно для его общего эмоционального самочувствия, уверенности в себе, для формирования адекватной самооценки. Если таких взаимоотношений нет, то ребенок чувствует себя в группе сверстников не уютно, тяжело переживает свою отверженность. Неблагополучные отношения порождают у него состояние напряженности и тревоги. Это состояние требует выхода, и ребенок находит его либо в агрессии по отношению к сверстникам, либо в подавленности и чувстве неполноценности. У ребенка формируются 7 отрицательное отношение к людям: неприязнь, враждебность, агрессивность и отрицательные черты личности [11] Л.В.Артемова, занимаясь вопросом организации взаимовлияния детей в игре, рассматривала условия оптимального взаимодействия активных и пассивных сверстников. Она показала, что степень взаимовлияния детей друг на друга зависит от положения ребенка в группе сверстников [3]. Важным направлением в научных исследованиях было изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и ее влияние на взаимоотношения детей. Т.А. Репина, А.А. Рояк в своих работах большое внимание уделяли изучению особенностей взаимоотношений детей в условиях игровой деятельности [18, 19]. Разработку вопроса о различиях, проявляющихся у детей во взаимоотношениях с окружающими сверстниками можно проследить в работах А.И. Аржановой, Р.И. Ибраимовой, в которых можно увидеть связь между содержанием общения детей между собой и формированием у них нравственных чувств, а также влияние степени развития у детей организаторских умений в игре и труде на их общение [1;С. 55]. В исследованиях Л. В. Артемовой анализируется структура взаимоотношений детей, изучаются связи и зависимости, складывающиеся между ними в ежедневном общении [3]. Положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменить положение «непопулярного» ребенка можно с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, улучшая «микроклимат» вокруг него, а также включение его в деятельность, где он сможет показать себя с лучшей стороны. Положительные взаимоотношения возникают также тогда, когда дети выполняют задания не для себя лично, а для других людей [20]. Процесс развития личности, формирование черт характера находится, как известно, в прямой зависимости от существующих взаимоотношений. По мере того как симпатии и антипатии детей в отношении сверстника 8 приобретают устойчивость, они оказывают все большее влияние на отдельные черты его личности и в конечном итоге определяют их (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.) [17; ]. Общение детей со сверстниками возникает в своеобразной форме и в рамках дошкольного детства проходит, как и общение со взрослым, ряд этапов. Воспитатель детского сада должен их знать, организуя совместную деятельность детей в группе.[15]. Общение со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни. Оно осуществляется на первых этапах в форме эмоционально-практического общения (два-четыре года жизни ребенка). Третий и четвертый год жизни ребенка – время существования самой простой формы коммуникативного взаимодействия между детьми. Содержание потребности в общении со сверстником выступает в виде стремления к соучастию в общих забавах. Процесс заключает в себе и главную цель их практической деятельности, к совместному участию в процессе, к соучастию, а результат легко трансформируется по ходу дела и часто вообще исчезает из виду. Особенности этой формы общения со сверстниками способствуют развертыванию инициативы детей, так как в контактах они чувствуют себя свободными и действуют на равных; благоприятствуют резкому расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных – за счет включения самых ярких, крайних экспрессий. Общение этого рода серьезно помогает становлению самосознания и формированию основ личности – позволяет ребенку увидеть свои возможности [15;С. 44]. Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четырепять лет). Ситуативно-деловое общение – наиболее типично для дошкольного детства. Примерно в четыре года у детей, посещающих дневные группы детского сада, сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером. Роль общения со сверстниками у детей старше четырех лет заметно возрастает среди всех других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием 9 ведущей деятельности дошкольников – сюжетно-ролевой игры. Эпоха ее расцвета – четыре-шесть лет. Сюжет приобретает четкость, в нем выделяются законченные эпизоды, тесно связанные между собой, определяются роли и т.д. Но самое главное: с четырех лет сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной. Одному ребенку теперь не справиться с драматизацией замысла. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и, хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели. Такие контакты обозначают термином «сотрудничество». Переход от соучастия к сотрудничеству – заметный прогресс в сфере коммуникативной деятельности ребенка со сверстниками [21]. В рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретает в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М.И. Лисиной феноменом «невидимого зеркала» [15]. В сверстнике в это время дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки. Отставание в развитии общения с товарищами в рамках ситуативноделового общения оказывает уже заметное неблагоприятное воздействие на психическое развитие. Дети тяжело переживают свою отверженность, что связано с невозможностью осуществить игру (ведущую деятельность этого возраста). Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть – семь лет). В самом конце дошкольного возраста у некоторых детей складывается новая форма общения, которую можно назвать внеситуативноделовой. Но тенденция к ее развитию намечается довольно ясно, и элементы 10 ее формирующегося контура вырисовываются отчетливо у всех старших дошкольников. Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства, - жажда сотрудничества. Сотрудничество носит практический характер – развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. Ведущая роль уделяется играм с правилами. Для старших дошкольников это как бы упражнения в отношениях с другими людьми: они помогают им осознавать свои обязанности, выступающие в виде всеобщих правил [21; С.43-45]. Не все дети хорошо чувствуют себя в группе детского сада. Сверстники по-разному относятся друг к другу: с одними они играют, с удовольствием отдают особо понравившиеся игрушки, других активно избегают, а третьих просто не замечают. Можно увидеть таких детей, которые сами уходят от товарищей и предпочитают играть в одиночестве [24]. Неблагополучие во взаимоотношениях детей со сверстниками проявляется по-разному. Есть малообщительные дети, которые с трудом включаются в игровую деятельность и оказываются в стороне от коллектива, и дети, открыто конфликтующие с товарищами. Одни малообщительные дети первоначально стремятся к общению со сверстниками, но позже уходят от него. Другие с момента перехода в группу не испытывают потребности в общении с детьми и предпочитают играть в одиночестве. Сопоставление различных случаев малообщительного поведения позволило обобщить их и выделить три подгруппы малообщительных детей: К первой относятся дети, которые первоначально стремятся к общению, а позже уходят от него. Дети второй подгруппы сначала стремятся к общению, но потом всетаки уходят от него, несмотря на доброжелательное отношение сверстников. К третьей подгруппе причисляются те, кто с момента прихода в группу (возраст детей четыре-пять лет) не стремятся к общению со сверстниками, хотя последние относятся к ним доброжелательно [22]. 11 Среди открыто конфликтующих детей выделяются две подгруппы. К первой подгруппе относятся те, кто активно стремится к контактам со сверстниками, но кого сверстники, тем не менее, не принимают в игру. Ко второй – причислены ребята, установившие контакты со своими товарищами (это стремление взаимно), но их игровое общение сопровождается частыми конфликтами [22]. А.А. Аржанова провела психологическое изучение чувства дружбы у детей дошкольного возраста. В исследовании автор отмечает особенности дружбы детей данного возраста: легкость и непосредственность возникновения, искренность и эмоциональность, слабая осознанность мотивов дружбы, ее коллективный игровой характер. Она считает, что развитие дружеского чувства у ребенка идет от коллективного общего товарищества – от дружбы со всеми, к избирательной дружбе с отдельными детьми. В работе А.В. Булатовой изучается вопрос о значении избирательной дружбы в группе детей старшего дошкольного возраста, о влиянии детского коллектива на развитие дружеских отношений. Автор отмечает, что дружба способствует формированию определенных нравственных качеств ребенка: взаимопонимании, уступчивости, взаимопомощи. Дети шестилетнего возраста дифференцированно относятся к своим сверстникам, осознанно подходят к выбору друзей [7]. А.В. Булатова считает, что с одной стороны, в дружбе проявляются нравственные качества ребенка, с другой – она содействует развитию навыков позитивного поведения, углублению нравственных чувств. Дружат дети спокойные и раздражительные, непослушные и дисциплинированные, дети разного уровня интеллектуального развития. Их сближает, как считает автор, потребность в общении, единство интересов и желание играть вместе. Дружеские взаимоотношения успешно развиваются в тех коллективах, где игры детей интересны, разнообразны по тематике, пользуются вниманием взрослых. 12 В исследовании В.П. Черкова отмечается, что появление дружеских коллективистских черт в детских взаимоотношениях обеспечивается такой общей игрой, в которой имеется единая осознаваемая детьми и увлекающая их цель; игрой, которая совместно планируется дошкольниками, «оборудуется» необходимым материалом. В работе подчеркивается роль сознательности в формировании дружеских взаимоотношений, имеющих коллективную направленность взаимоотношений в процессе деятельности. Психологи относят чувства дружбы, товарищества к чувствам высшего порядка. Эти чувства представляют собой продукт развития человека как общественного существа и, как писал А.Г. Ковалев, «определены общественными отношениями, сложившимися нравственными традициями, определенной моральной атмосферой жизни… формируются в процессе сознания и выполнения моральных норм поведения в условиях учебной, общественной и трудовой деятельности». Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в основе взаимоотношений детей могут быть самые разные качества. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования чувства коллективизма, дружбы[9]. Можно утверждать, что формирование дружеских взаимоотношений – это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальнейшем, он будет строить взаимоотношения с окружающими детьми. Поэтому, необходимо воспитывать у детей умение замечать затруднения товарища, его потребность в помощи, развивать эмоциональноположительную направленность на сверстника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, вып...

Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях

Воспитание дружеских взаимоотношений старших дошкольников на физкультурных занятиях...

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности...

Статья о воспитании дружеских взаимоотношений детей в процессе трудовой деятельности

Понятия «взаимоотношения» и «труд» являются в нашей работе ключевыми, поэтому мы рассматриваем их как с разных точек зрения, так и во взаимосвязи....

"ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ"

Один из важнейших вопросов взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет. Формировать у детей навыков поведения воспитывать сознательное, активное отношение к порученному дел...

Конспект проведения занятия по воспитанию коллективных и дружеских взаимоотношений

Конспект занятия на основе чтения произведения В. А. Осеевой "Печенье" для старшей группы....