Мастер-класс для воспитателей на тему «Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста»
материал

Аминева Гузель Валерьевна

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_amineva.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей на тему

«Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей

раннего возраста»

                                                     

 Введение

Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.

Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.

Дидактические игры имеют свою структуру, приемы руководства, позицию педагога в организации игры.

Структура дидактической игры вмещает:

- дидактическую задачу;

- игровую задачу;

- игровые действия;

- игровые правила;

- результаты игры.

Условия провидения дидактических игр

  1. До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
  2. Во время всего процесса игры взрослый остается ее руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.
  3. Педагог принимает активное участие эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
  4. Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно. Контролирует сменность игровых ролей после окончания каждого цикла игры.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях:

- подготовка к проведению дидактических игр;

- ее проведение;

- подведение итогов (анализ);

В подготовку к проведению дидактической игры входит:

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группе;

- определение удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

- определение количества играющих;

- подготовка необходимого дидактического материала;

- подготовка к игре самого воспитателя, он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использоваться в игре;

- объяснения хода игры и правил игры ;

- показ игровых действий в процессе, которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

- сама игра.

Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.

Основные виды дидактических игр

Дидактические игры различаются

- по обучающему содержанию,

- по дидактическому материалу,

- по характеру игровых действий,

- по числу участников.

По содержанию дидактические игры можно разделить на :

- математические;

- сенсорные;

- речевые;

- музыкальные;

- природоведческие;

- для ознакомления с окружающим;

- по изобразительной деятельности;

Мы рассмотрели основные виды дидактических игр, теперь остановимся на руководстве педагога Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста. 

Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки», «Где, чей бантик?» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству («Пуговицы для кукол», «Сервиз» и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью дидактических игр.

                                             Игры:

1. Найди цветок для бабочки

Цель. Та же, познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый).

Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) – для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2–3 цветка и по 2–3 бабочки); по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.

Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.

В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».

2.  «Нанизывание больших и маленьких бус».

 Цель: учить детей чередовать предметы по величине.

Материал: для каждого ребёнка по восемь деревянных бусин двух величин одинакового цвета и формы (диаметр большой бусины 2см, маленькой 1см, тонкие шнуры или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами.

Ход игры: воспитатель показывает детям красивую куклу и поясняет, что она пришла к ним в гости и что- то принесла в корзиночке. Кукла здоровается с детьми, воспитатель предлагает детям тоже здороваться с куклой. Куклу сажает на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает детям, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Кукла просит сделать для нее красивые бусы. Взрослый берёт вначале большую, затем маленькую бусинку и нанизывает их на нитку одну за другой. Переходя от одного ребёнка к другому, воспитатель обучает каждого малыша нанизыванию бус. Затем воспитатель говорит детям, что кукла принесла ещё много бус и раздает каждому из детей материал для самостоятельного выполнения задания. Педагог внимательно следит за деятельностью воспитанников. Одним детям помогает продевать нитку в отверстие бусинок, другим напоминает о чередовании бусинок: сначала большая, затем маленькая, вот так.

3. «Соберём башенку».

Цель: учить детей собирать башню, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.

Материал: башенка - образец и башенки на каждого ребёнка (башенка состоит из 5 колец) .

Ход игры: воспитатель раздаёт детям башенки и говорит: «Давайте вместе рассмотрим башенку: «На стержне много колец, снимем их. Вот самое маленькое колечко, это побольше, это ещё больше, еще больше и самое большое кольцо». Затем воспитатель собирает башенку: «Сначала на стержень надо надеть самое большое кольцо, затем поменьше, еще меньше. " После этого дети сами разбирают и собирают свои башенки. Дети постепенно находят следующее по величине колечко. Воспитатель следит, как дети собирают башенку, напоминает, что надо выбирать всё время самое большое колечко из оставшихся, и нанизывать на стержень. В случае затруднений или ошибок детям предлагается прикладывать выбранное колечко к образцу, чтобы сопоставить кольца башенки по величине.

4.  «Потрогайте и угадайте, что я вам дала».

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

Материал: используются мелкие предметы, знакомые детям (количество предметов соответствует количеству детей - шарик, кубик, кирпичик, катушка,

 карандаш и другие).

Ход игры:5-6 детей сидят полукругом на стульях, воспитатель предлагает детям

положить руки за спину, показывает мешочек с мелкими игрушками и говорить: «Сейчас я каждому из мешочка что-то положу в руку. Вы не смотрите, а потрогайте и узнайте, что это я вам положила. Обращается по очереди к детям: «Наташа, что у тебя в руках? Не смотри, а скажи". Наташа называет. «Теперь покажи. Правильно, у тебя шарик, положи его в мешочек". Так по очереди опрашивает каждого ребенка.

5. «Что лежит в мешочке»

Цель игры: закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материал: набор геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы: ягоды фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы квадратной и треугольной формы, деревянные шарики, яички, баночки, мячики, жёлуди, шишки; маленькие флажки

(четырёхугольной и треугольной формы.)

Ход игры: на краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят

полукругом, мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это - яйцо, оно овальной формы". Кладёт яйцо рядом с геометрической фигурой - овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определённой фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество предметов.

6. «Найди пару рукавичкам»

Цель игры: развитие интеллектуальных способностей детей.

Материал: рукавички разного цвета и размера»

Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе варежки. Предлагает детям рассмотреть их, отметить, что варежки отличаются друг от друга цветом и размером. Нужно подобрать по цвету и размеру пару к каждой варежке. Показывает. После этого предлагает участникам игры самостоятельно подобрать пары – прикрепить на веревочку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста"

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребёнка - превращать любые занятия и обязанности в игру....

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Вашему вниманию предоставляется картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию младших дошкольников....

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

В картотеке представлены игры для сенсорного развития детей раннего возраста. Картотеку могут использовать педагоги и родители в домашних условиях в период самоизоляции...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности,интеллектуальных операций и представляющих собой основу обучения.Решение дидактической задачи происходит в игровой форме;внимание р...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

научить детей различать основные цвета;познакомить детей с величиной и формой предметов;развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;совершенствовать движения рук, развивая психические процессы(зрите...


 

Комментарии

Машкина Гюзель Мударисовна

Спасибо большое за полезную информацию!