Мастер-класс для воспитателей на тему «Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста»
материал
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_amineva.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей на тему
«Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей
раннего возраста»
Введение
Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.
Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.
Дидактические игры имеют свою структуру, приемы руководства, позицию педагога в организации игры.
Структура дидактической игры вмещает:
- дидактическую задачу;
- игровую задачу;
- игровые действия;
- игровые правила;
- результаты игры.
Условия провидения дидактических игр
- До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
- Во время всего процесса игры взрослый остается ее руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.
- Педагог принимает активное участие эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
- Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно. Контролирует сменность игровых ролей после окончания каждого цикла игры.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях:
- подготовка к проведению дидактических игр;
- ее проведение;
- подведение итогов (анализ);
В подготовку к проведению дидактической игры входит:
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группе;
- определение удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала;
- подготовка к игре самого воспитателя, он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактической игры включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использоваться в игре;
- объяснения хода игры и правил игры ;
- показ игровых действий в процессе, которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.
- сама игра.
Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.
Основные виды дидактических игр
Дидактические игры различаются
- по обучающему содержанию,
- по дидактическому материалу,
- по характеру игровых действий,
- по числу участников.
По содержанию дидактические игры можно разделить на :
- математические;
- сенсорные;
- речевые;
- музыкальные;
- природоведческие;
- для ознакомления с окружающим;
- по изобразительной деятельности;
Мы рассмотрели основные виды дидактических игр, теперь остановимся на руководстве педагога Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.
Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки», «Где, чей бантик?» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству («Пуговицы для кукол», «Сервиз» и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью дидактических игр.
Игры:
1. Найди цветок для бабочки
Цель. Та же, познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый).
Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) – для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2–3 цветка и по 2–3 бабочки); по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.
Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.
В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».
2. «Нанизывание больших и маленьких бус».
Цель: учить детей чередовать предметы по величине.
Материал: для каждого ребёнка по восемь деревянных бусин двух величин одинакового цвета и формы (диаметр большой бусины 2см, маленькой 1см, тонкие шнуры или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами.
Ход игры: воспитатель показывает детям красивую куклу и поясняет, что она пришла к ним в гости и что- то принесла в корзиночке. Кукла здоровается с детьми, воспитатель предлагает детям тоже здороваться с куклой. Куклу сажает на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает детям, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Кукла просит сделать для нее красивые бусы. Взрослый берёт вначале большую, затем маленькую бусинку и нанизывает их на нитку одну за другой. Переходя от одного ребёнка к другому, воспитатель обучает каждого малыша нанизыванию бус. Затем воспитатель говорит детям, что кукла принесла ещё много бус и раздает каждому из детей материал для самостоятельного выполнения задания. Педагог внимательно следит за деятельностью воспитанников. Одним детям помогает продевать нитку в отверстие бусинок, другим напоминает о чередовании бусинок: сначала большая, затем маленькая, вот так.
3. «Соберём башенку».
Цель: учить детей собирать башню, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.
Материал: башенка - образец и башенки на каждого ребёнка (башенка состоит из 5 колец) .
Ход игры: воспитатель раздаёт детям башенки и говорит: «Давайте вместе рассмотрим башенку: «На стержне много колец, снимем их. Вот самое маленькое колечко, это побольше, это ещё больше, еще больше и самое большое кольцо». Затем воспитатель собирает башенку: «Сначала на стержень надо надеть самое большое кольцо, затем поменьше, еще меньше. " После этого дети сами разбирают и собирают свои башенки. Дети постепенно находят следующее по величине колечко. Воспитатель следит, как дети собирают башенку, напоминает, что надо выбирать всё время самое большое колечко из оставшихся, и нанизывать на стержень. В случае затруднений или ошибок детям предлагается прикладывать выбранное колечко к образцу, чтобы сопоставить кольца башенки по величине.
4. «Потрогайте и угадайте, что я вам дала».
Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.
Материал: используются мелкие предметы, знакомые детям (количество предметов соответствует количеству детей - шарик, кубик, кирпичик, катушка,
карандаш и другие).
Ход игры:5-6 детей сидят полукругом на стульях, воспитатель предлагает детям
положить руки за спину, показывает мешочек с мелкими игрушками и говорить: «Сейчас я каждому из мешочка что-то положу в руку. Вы не смотрите, а потрогайте и узнайте, что это я вам положила. Обращается по очереди к детям: «Наташа, что у тебя в руках? Не смотри, а скажи". Наташа называет. «Теперь покажи. Правильно, у тебя шарик, положи его в мешочек". Так по очереди опрашивает каждого ребенка.
5. «Что лежит в мешочке»
Цель игры: закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Материал: набор геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы: ягоды фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы квадратной и треугольной формы, деревянные шарики, яички, баночки, мячики, жёлуди, шишки; маленькие флажки
(четырёхугольной и треугольной формы.)
Ход игры: на краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят
полукругом, мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это - яйцо, оно овальной формы". Кладёт яйцо рядом с геометрической фигурой - овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определённой фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество предметов.
6. «Найди пару рукавичкам»
Цель игры: развитие интеллектуальных способностей детей.
Материал: рукавички разного цвета и размера»
Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе варежки. Предлагает детям рассмотреть их, отметить, что варежки отличаются друг от друга цветом и размером. Нужно подобрать по цвету и размеру пару к каждой варежке. Показывает. После этого предлагает участникам игры самостоятельно подобрать пары – прикрепить на веревочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста"
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребёнка - превращать любые занятия и обязанности в игру....
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста
Вашему вниманию предоставляется картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию младших дошкольников....
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)
В картотеке представлены игры для сенсорного развития детей раннего возраста. Картотеку могут использовать педагоги и родители в домашних условиях в период самоизоляции...
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3лет)
Картотека дидактических игр...
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)...
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста
Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности,интеллектуальных операций и представляющих собой основу обучения.Решение дидактической задачи происходит в игровой форме;внимание р...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
научить детей различать основные цвета;познакомить детей с величиной и формой предметов;развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;совершенствовать движения рук, развивая психические процессы(зрите...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Спасибо большое за полезную
Спасибо большое за полезную информацию!