КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
картотека (младшая группа)

Макарова Наталья Николаевна

научить детей различать основные цвета;

познакомить детей с величиной и формой предметов;

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

совершенствовать движения рук, развивая психические процессы

(зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 1582

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО   СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

                                                                                                                                                         

Составила:

Макарова Н.Н.

                                                                                                                                                                   

                 

Москва 2020-2021г

Цель:

научить детей различать основные цвета;

познакомить детей с величиной и формой предметов;

сформировать навыки самостоятельной деятельности;  

повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

сплотить детский коллектив;

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

совершенствовать движения рук, развивая психические процессы

(зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые и резиновые игрушки  и др.).

Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь»

цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.

Дидактический материал: парные мешочки, в которые насыпаны разные крупы, пуговицы, фасоль, горох и т.д.

Ход игры: ребенок берет мешочек и щупает его, на столе лежат еще мешочки он ощупывает и ищет точно с таким содержимым .

«Узнай фигуру»

Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).

Ход игры: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.

«Найди пару»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

Ход игры: на столе находятся пары пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и найти парные

«Игры с прищепками»

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности у детей младшего возраста, закреплять представления о форме и размере, закрепление названия цветов.

Ход игры: на столе находятся прищепки и карточки с изображениями различных предметов окружающего мира.. Педагог просит ребенка подобрать к изображениям подходящие по цвету и положению в пространстве соответствующие прищепки.

«Сухой бассейн»

Цель: развитие мелкой моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга, познавательное развитие, а также развитие слухового восприятия.

Ход игры: попросить малыша искать в «сухом бассейне» различные  мелкие предметы или игрушки, погружаясь как можно глубже в наполнитель, ребенок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает себе массаж, расслабляется и  психически отдыхает.

Дидактические игры на закрепление понятия формы

«Найди предмет указанной формы»

Цель: учить различать предметы по форме, называть некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Ход игры: педагог показывает детям фигуру, например, круг или квадрат. Дети ищут в групповой комнате предметы указанной формы и приносят педагогу.

«Круг, квадрат»

 Цель: познакомить детей с геометрическими формами – кругомквадратом.

Ход игры: на столе лежат геометрические фигуры и коробки, дети наводят порядок и раскладывают фигуры по коробкам.

«Какая фигура лишняя?»

Цель: формировать у детей умение применять знания о геометрических фигурах и называть их.

Ход игры: на столе лежат геометрические фигуры, среди которых нужно найти «лишнюю».

«Подбери форму»

Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

Ход игры: на столе лежат карточки с предметами окружающего мира, дети выбирают только те предметы, которые соответствуют данной геометрической фигуре.

Дидактические игры на закрепление понятия цвета

«Какого цвета предмет?»

Цель: учить детей различать основные цвета, называть их, подбирать одинаковые по цвету  предметы, развивать зрительное восприятие, образное мышление, мелкую моторику.

Ход игры: на столе лежит карточка с изображением разноцветных ниток и шарики. Необходимо шарики «привязать» к ниточкам подходящего цвета.

«Подбери по цвету»

Цель: учить детей различать основные цвета, называть их, подбирать одинаковые по цвету и форме предметы, развивать зрительное восприятие, образное мышление, мелкую моторику.

Ход игры: на столе карточки с изображениями гусеницы и цветов разного цвета по контуру; кружки красного, желтого, зеленого, синего цветов. Педагог предлагает детям собрать гусеницу и серединку цветка по заданному цвету .

«Собери бусы»

Цель: продолжать учить детей нанизывать «бусы» на шнурок, различать основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; развивать моторику пальцев рук. Выполнять задание по образцу в определенной последовательности.  

Ход игры: на столе лежит шнурок и разноцветные бусины. Предложить детям по образцу собрать бусы в определенной последовательности.

«Уточни цвет»

Цель: формировать у детей представления о цвете; упражнять в умении находить предметы окружающего мира заданного цвета; развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Способствовать развитию мелкой моторики.

Ход игры: на столе разложены круги основных цветов. Дети кладут картинку с изображениями предметов окружающего мира на круг соответствующего цвета.

Дидактические игры на закрепление понятия величины.

«Самая длинная, самая короткая».

Цель: учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина). Учить путём наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине.

Ход игры: на столе лежат разноцветные ленты. Предложить детям разложить ленты по длине, от самой короткой до самой длинной. Сравнить ленты путем наложения и на «глаз».

«В какую коробку?»

Цель: учить детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Ход игры: педагог показывает детям шарики разной

величины. Маленький шарик может спрятаться в ладошке, а большой нет. Просит детей собрать шарики, которые спрятались в ладошке, в одну коробку, которые не могут спрятаться, собрать в другую коробку.

«Найди пару»

Цель: развивать умение детей группировать предметы разной величины по парам (большой- маленький); анализировать, сравнивать.

Ход игры: на столе в произвольном порядке лежат карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Педагог просит детей распределить карточки по размеру. Выбрать из них самый большой и самый маленький предмет.

«Две башенки»

Цель: учить детей сравнивать предметы по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий-низкий, выше-ниже. Закреплять способ накладывания кубика на кубик.

Ход игры: на столе лежат кубики. Педагог просит построить башенку по образцу, накладывая кубик на кубик. Сравнить башенки по высоте.

«Матрешки»

Цель: учить различать цвет, размер предмета; познакомить с промежуточными размерами – большой, поменьше, самый маленький, побольше, самый большой; учить накладывать предметы друг на друга.

Ход игры: педагог ставит на стол матрешку, дети учатся открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка, все матрешки, которые достают дети, выстраиваются линеечкой. Педагог обращает внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую. Необходимо обратить внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая разговаривает самым тоненький голоском).

Дидактические игры на пространственное положение

«Ближе-дальше»

Цель: закрепить умение размещать предметы в пространстве и различать их пространственное положение («ближе – дальше»); ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

Ход игры: игроки выстраиваются на ковре на разном расстоянии от предмета (игрушки), и определяют кто из игроков стоит ближе к игрушке, кто дальше.

«Вверху-внизу»

Цель: закрепить умение размещать предметы в пространстве и различать их пространственное положение («вверху-внизу»).

Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, в то время как сам прячет игрушку (ставит ее на стол или под стол). Дети, открыв глаза, ищут игрушку, и найдя ее должны описать, где она находится, используя слова: вверху, внизу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Вашему вниманию предоставляется картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию младших дошкольников....

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

В картотеке представлены игры для сенсорного развития детей раннего возраста. Картотеку могут использовать педагоги и родители в домашних условиях в период самоизоляции...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности,интеллектуальных операций и представляющих собой основу обучения.Решение дидактической задачи происходит в игровой форме;внимание р...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

         Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в про...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста...