проект Наша Родина - Россия
проект (подготовительная группа)

Еремеева Светлана Анатольевна

Формирование представлений о нашей стране России 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_rodina_proekt.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №167»

г. Магнитогорск

«НАША РОДИНА – РОССИЯ»

познавательно – творческий проект

для детей старшего дошкольного возраста

с нарушением слуха

Составила:

Еремеева С.А.

воспитатель

высшей категории

2022 г

Пояснительная записка

Данный проект составлен для  детей с нарушением слуха, но с успехом может быть использован в работе с детьми логопедических групп и в массовых детских садах, так как принципиальные методические подходы к формированию представлений детей об окружающем являются общими для всех детей дошкольного возраста.

Представленный объём представлений и речевой материал в основном соответствует «Программе обучения и воспитания дошкольников с нарушением слуха», а кое-где и превышает уровень программы ввиду сложности темы, но соответствует высокому уровню развития представлений и речи детей, с которыми проводилась работа, достигнутому в процессе обучения.

Особенностью данного материала является тщательно выверенный по объёму и сложности речевой материал в соответствии с ограниченными возможностями детей с нарушением слуха.

Педагогам, пожелавшим взять представленный материал за основу в работе, не составит труда изменить или дополнить его в соответствии с возможностями детей.

Участники проекта:

  • воспитанники с нарушением слуха 6-7 лет
  • воспитатели
  • учитель – дефектолог
  • музыкальный руководитель
  • родители

Актуальность темы:

Современное нравственное состояние нашего общества, обусловленное глобальными политическими и экономическими переменами последних десятилетий, вызывает обеспокоенность у людей неравнодушных к судьбе своей Родины. Для сохранения государственной целостности   страны, для её экономического процветания жизненно необходимой становится задача нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.   Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а значит прилагать усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой.  А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.  Патриотизм не возникает спонтанно, а развивается в ходе воспитания. У детей с недостатками слуха это процесс длительный и своеобразный. Он начинается с воспитания любви к родителям, своей семье. Вместе с тем в программе обучения и воспитания глухих дошкольников стоит задача ознакомления их со страной, в которой мы живём, родным городом и другими городами.  Таким образом, знакомство детей со страной, основанное на эмоциональных переживаниях¸ подпитанных художественно- творческой деятельностью детей является одной из важнейших задач нравственного воспитания детей.

 Цель: формировать представления о нашей стране России.

Задачи:

  • Формировать азы представлений об устройстве планеты Земля: на Земле много стран, одна из них наша страна – Россия.
  • Познакомить с флагом нашей страны России и с флагами других стран (Америка, Китай, Япония, Италия, Великобритания, Германия, Франция). Учить узнавать флаг России среди флагов других стран.
  • Прививать уважение к символам России.
  • Формировать представления о том, что в стране много городов. Познакомить детей с названиями городов: Челябинск, Москва, Сочи, Санкт – Петербург, Севастополь и учить узнавать города по их достопримечательностям.
  • Расширить представления о городе   Магнитогорск.
  • Способствовать формированию абстрактного мышления и пространственных представлений. Развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, города.
  • Развивать любознательность и кругозор.
  • Воспитывать любовь к своей Родине – России, к родному городу. Формировать чувство гордости за свою страну (Россия – большая страна, красивая, в ней живут хорошие добрые люди).
  • Пробуждать желание сделать приятное для своей Родины: сказать хорошие слова (стихи), беречь природу (деревья, цветы), выразить свои добрые чувства в рисунке.
  • Учить выражать свои представления о России и добрые чувства к ней посредством словесной речи в устной и устно-дактильной формах.

 Подготовительный этап:

  • подобрать иллюстрации, картины, слайды;
  • отобрать и распечатать на таблицах необходимый речевой материал;
  • приобрести глобус и географические карты;
  • оформить альбом семейных фотографий «Мы и города России»;
  • подобрать детскую литературу по тематике проекта;
  • разработать сценарий литературно-музыкального праздника «Что мы Родиной зовём?»;
  • подготовить материал для изобразительной деятельности.

Содержание проекта:

  • провести занятия   по ознакомлению с окружающим, развитию речи и развитию слухового восприятия;
  • провести дидактические   игры для закрепления речевого материала в активном словаре детей и представлений;
  • организовать творческую деятельность детей: конструирование, рисование, аппликация;
  • с помощью родителей собрать материал для оформления альбомов: «Москва – столица России!», «Города России»; фотоальбомов «Природа России», «Мы и города России»;
  • вместе с детьми изготовить коллективный макет – коллаж «Широка страна моя родная»;
  • выучить с детьми стихи, двигательные упражнения и танцы;
  • провести литературно-музыкальный праздник «Что мы Родиной зовём?»

Предполагаемый результат: 

Дети должны находить на карте, на глобусе и называть нашу страну и города: Магнитогорск, Москва, Санкт- Петербург, Челябинск, Сочи, Севастополь, полуостров Крым; узнавать и называть города по их достопримечательностям; узнавать и называть символы нашего государства и относиться к ним с уважением. Дети должны выражать свои добрые чувства к Родине в своих рисунках и в речи (Я живу в России. Наша страна большая и красивая. Я люблю Россию. Я люблю наш город Магнитогорск»).

Материал, оборудование.

Глобус, карта России, фотографии городов, семейные фотографии, символы России (флаг, герб), флаги стран.

«Познавательное развитие»

  1. Беседа: «Наша страна – Россия»

Дать детям представления о том, что на Земле много стран; в этих странах живут разные по внешнему виду люди, в разных странах разная природа (животные и растения). Наша страна называется Россия; мы живём в России; Россия – это наша Родина; Россия – большая страна и красивая, в ней много рек, лесов, полей, гор, городов, деревень; в ней живёт много хороших, трудолюбивых, добрых людей.

  1. Дидактическая игра «Составь карту России» (пазлы)

Учить узнавать контурные очертания нашей Родины на карте. Упражнять в составлении границ нашей Родины из отдельных частей. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез). Развивать ориентировку в пространстве и формировать абстрактное мышления.

  1. Беседа: «Флаг России и флаги других стран»

Дать детям представления о том, что у каждой страны есть свой флаг; все флаги прямоугольной формы, но разные по цвету, по рисунку; по флагу можно узнать, какая это страна.  Флаг вывешивают на дома высоко, его нельзя бросать, мять. Мы любим России и значит любим наш флаг.

  1. Беседа: «Город Магнитогорск и его достопримечательности» 

Формировать представления об особенностях внешнего вида города. Дать детям представления о том, что город большой; в городе много домов, дома высокие, многоэтажные; много улиц, улицы широкие; много людей и машин; в городе много транспорта: автобусы, машины, трамваи, такси; в городе есть театр, цирк, вокзал, аквапарк, завод, памятники, река Урал. Формировать положительное отношение к родному городу, желание делать его красивее, чище.

  1. Беседа: «Города России»

Дать детям представления о том, что в России много людей, люди живут в городах и деревнях; в России есть много городов, у каждого города есть своё название: Челябинск, Магнитогорск, Москва, Санкт – Петербург, Сочи. Города находятся далеко друг от друга. Из города в город можно доехать на машине или поезде, долететь на самолёте. Учить находить города на карте. Учить узнавать города по их достопримечательностям.

  1. Беседа: «Город Москва»

Дать детям представления о том, что в России много городов. Самый большой и красивый город – это Москва; есть Красная Площадь, Кремль, много храмов, много памятников; в Москве живёт и работает наш Президент; его зовут Владимир; его фамилия Путин; он умный; он всем говорит, как надо работать.

  1. Беседа: «Полуостров Крым»

Дать представление о природе Крыма: в Крыму красиво, растут пальмы. В Крыму есть Черное море, оно большое, красивое и тёплое, высокие горы. Есть города – Ялта, Севастополь. В городе Ялта можно отдыхать – купаться, загорать; Севастополь – город порт, там много кораблей, на кораблях служат моряки.

  1. Беседа: «Природа России»

Формировать представления о том, что Россия большая страна и разнообразная: на Севере холодно, деревья там не растут, там всегда снег и лёд, там живут белые медведи; на Юге, где море и города Сочи, Ялта тепло, расту пальмы, в море живут дельфины; там, где живём мы бывает и холодно и тепло, растут берёзы, рябины, ели и сосны, в лесу живут бурые медведи, волки и т.д. Учить любоваться красотой природы и вызывать желание её беречь.

«Речевое развитие»

  1. Развитие речи: «Наша Родина – Россия»

Упражнять детей в понимании и самостоятельном воспроизведении слов: страна, Россия, Родина, Земля. Учить понимать вопросы: Как называется наша страна? Сколько стран на Земле? Упражнять в различении на слух слов и вопросов.

  1. Дидактическая игра «Вертолина». 

Учить отвечать на вопрос: Как называется этот город? и учить задавать этот вопрос другим детям по инструкции: Спроси у …. . Упражнять в отчётах о выполненном действии с использованием глаголов: Я спросил, я ответил. Упражнять в узнавании городов по их достопримечательностям.

  1. Дидактическая игра «Самолёты». 

Учить различать на слух названия городов: Москва, Магнитогорск, Санкт-Петербург, Челябинск, Сочи, Севастополь, Ялта и произносить названия городов устно, с максимально возможно точным воспроизведением звуко-буквенного состава и выраженным ударением.

  1. Беседа. 

Учить понимать вопросы: Сколько стран на Земле? Как называется наша страна? В какой стране мы живём? В какой стране ты живёшь? Как называется наш город? В каком городе мы живём? В каком городе ты живёшь? И отвечать на них, изменяя глагол в соответствии с местоимениями. Упражнять в восприятии вопросов при чтении с губ. Учить выражать своё отношение к Родине в речи: Я люблю Россию. Я люблю наш город.

  1. Разучивание стихотворений 

«Широка страна моя родная», «Что мы Родиной зовём?». Расширять словарь детей. Учить отличать жанр стихотворения от рассказа. Пробуждать эмоциональный отклик на чтение стихотворения учителем. Учить произвольно запоминать и воспроизводить ритмично, с выраженным ударением.

«Художественно – эстетическое развитие»

«Флаг России»   – аппликация

Закрепить представление о государственном флаге России. Воспитывать уважение к символам России. Закреплять умение составлять предмет из отдельных частей.

 «Флаги других стран»  –  рисование цветными карандашами

Закреплять представления о том, что у каждой страны есть свой флаг. Учить изображать флаги, точно передавая их внешний вид.

«Что мы Родиной зовём?»  – рисование по тексту-описания  

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём, и берёзку, и рябинку,

И дорогу, по которой с мамой в детский сад идём

Что мы Родиной зовём?

Небо с солнечным лучом

И под небом синим- синим флаг России над Кремлём.

Продолжать учить детей создавать сюжетные изображения на основе текста-описания. Учить использовать разную технику исполнения (акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры).

«Широка страна моя родная!»  – макет – коллаж

Закреплять понятия: карта, страна Россия, в стране много городов, рек, гор, лесов. Развивать абстрактное мышление и воображение через использование символов, изображающих природу и города России.  Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Памятник «Первая палатка»  – конструирование из бумаги

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, в котором мы живём.

«Что мы Родиной зовём?» 

Сценарий  итогового мероприятия по проекту «Наша Родина – Россия»

  1.  Викторина «Наша Родина – Россия» и дидактическая игра «Составь карту России» (пазлы)

Дети по очереди бросают кубик и берут таблицу с вопросом под соответствующей цифрой, отвечают на вопросы и составляют карту России из восьми частей.

Педагог: Будем говорить о нашей Родине – России. Будем отвечать на вопросы и составлять карту России.

Вопросы: Сколько стран на Земле?

Как называется наша страна?

В какой стране мы живём?  

Сколько городов в России?

Какие ты знаешь города?

В каком городе ты живёшь?

Ты любишь наш город?

Ты любишь Россию?

  1. Подвижно-дидактическая игра «Города России»

Педагог: Будем играть. Слушай. Какой город? Лети.

Дети различают на слух названия городов, узнают города на открытках: Москва, Магнитогорск, Челябинск, Сочи, Санкт-Петербург, Севастополь, Ялта и «летят на самолётах» в город, название которого услышали за экраном.

  1. Литературно-изобразительный монтаж «Что мы Родиной зовём?»

Дети читают стихи и иллюстрируют чтение своими рисунками, затем рисунки вывешиваются на стенд.

Педагог: Что мы Родиной зовём?

Ребёнок: Дом, где мы с тобой живём, и берёзку, и рябинку,

Ребёнок: И дорогу, по которой с мамой в детский сад идём

Педагог: Что мы Родиной зовём?

Ребёнок: Небо с солнечным лучом

Ребёнок: И под небом синим-синим флаг России над Кремлём.

  1. Танцевальная композиция «Шире круг» (русский танец, башкирский танец, затем общий хоровод)

Педагог: В России живёт много хороших, добрых людей, которые умеют хорошо дружно работать и красиво весело танцевать.

  1. Спортивная композиция на тему «Флаг России»

Ребёнок читает стихотворение, затем дети с флажками, изготовленными ими, выполняют упражнения под музыку.

На наш весёлый праздник

Флажок несу с собой

Он бело-сине-красный

Как флаг страны большой

  1. Финал праздника: коллективное построчное чтение стихотворения:

Широка страна моя родная

Много в ней лесов полей и рек

Называется она Россия

Я живу тут

Я счастливый человек.

Стихи  по теме: «Наша Родина Россия»

  1. На   наш   весёлый   праздник

 Флажок   несу   с  собой

Он   бело – сине – красный

Как   флаг   страны   большой

  1. Что   мы   родиной   зовём?

Дом,  где  мы  с  тобой   живём.

И  березки  и  рябинку  и  дорогу,

По  которой  с  мамой

В  детский  сад  идём.

Что  мы  родиной  зовём?

Небо  с  солнечным  лучом

И  под  небом  синим – синим

Флаг  России  над  кремлём.

  1. Широка страна моя родная

Много в ней лесов полей и рек

Называется она Россия

Я живу тут

Я счастливый человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наша Родина Россия"

Познавательно игровой проект, расчитаный на три месяца...

Проект «Наша Родина - Россия»

Цель проекта: формирование и систематизация представлений о Родине, ее истории, национально – культурных традициях, о городах и столице, о символах России....

проект "Наша Родина - Россия". Автор педагог Шкилева Елена валерьевна

Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Проект «Наша Родина - Россия»

Проект «Наша Родина - Россия»Старший дошкольный возраст.Цель проекта: формирование и систематизация представлений о Родине, ее истории, национально – культурных традициях, о городах и столице, о...

Проект «Наша Родина-Россия».

Проект в старшей группе «Наша Родина-Россия»....

Проект "Наша Родина Россия" подготовительная группа

Проект "Наша Родина - Россия" подготовительная группа...