Проектная работа
проект
Предварительный просмотр:
ГАУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РБ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проектная работа «Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников
«Лаборотория.Юные исследователи»
Разработчик проекта Юсупова Гулира Разаковна,воспитатель
МАДОУ комбинированного вида детский сад «Сказка»
Руководитель проекта
Яфаева В.Г.,заведующий кафедрой,доктор пед.наук,профессор
кафедры дошкольного и начального образования
Уфа-2021
Проект "Сюжетно – ролевая игра старших дошкольников «Лаборатория «Юные исследователи»
Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную, инициативную позицию дошкольников в добывании знаний и развивали бы исследовательские навыки. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.
Актуальность проекта:
На современном этапе развития общества происходят изменения в системе дошкольного образования. В условиях реализации ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогам ДОУ становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.)
Актуальность состоит в том, что сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией не только игровой деятельности современных детей, но с организацией воспитательно-образовательного процесса в целом.
В сознании многих педагогов прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество». Многим даже в голову не приходит, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад. Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод.
Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А так как в дошкольном детстве игра является ведущим видом деятельности, то перед нами встал вопрос: возможно ли объединить игровую и познавательную деятельность в сюжетно-ролевой игре, как форму организации образовательной деятельности и возможно ли через игру достичь определенных образовательных результатов?
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения играть в сюжетно – ролевую игру «Лаборатория «Юные исследователи» для успешного развития познавательной активности и познавательных интересов.
Задачи проекта:
1. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.
2. Развивать творческое воображение.
3. Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
4. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в сюжетно-ролевой игре.
5. Формировать у детей умение уделять внимание анализу эффективности источников информации в исследовательской проектной деятельности.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели группы, родители, старший воспитатель, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта: ноябрь 2021г., краткосрочный.
База реализации проекта: МАДОУ комбинированного вида детский сад «Сказка».
Ожидаемый результат:
- Развитие познавательного интереса старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре «лаборатория «Юные исследователи».
- Приобщение дошкольников к исследовательской деятельности.
- Повышение детской активности и самостоятельности.
- Формирование у детей умения видеть результаты своих усилий и коллективных усилий детей.
- Развитие у дошкольников интереса к познанию.
- Оснащение группы необходимым оборудованием для уголка экспериментирования.
Цель сюжетно – ролевой игры «Лаборатория «Юные исследователи»:
Приобщить дошкольников к исследовательской деятельности, выработать интерес и желание самим организовывать и проводить самостоятельное исследование, обучить детей технологии организации исследовательской деятельности.
2. Этапы работы над проектом проекта:
Этапы работы над проектом
| Цели и задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей | ||
1.Погружение в проект | Цель- подготовка детей к проектной деятельности. Познакомить детей с понятиями «Лаборатория», «Юные исследователи» Задачи: - определение Проблемы (неумение детей самостоятельно придумывать сюжеты игр), темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и детей; - создание группы детей для работы над проектом. | 1. Постановка проблемной ситуации: «Что нам нужно, чтобы поиграть?» (вносится коробка где сложены предметы: машинки, куклы, мячи, колбочки, игрушечный микроскоп, шапка – четырехуголка, детская энциклопедия и т.д.). 2.Беседа по принципу 3-х вопросов: - Что мы знаем о …? -Что мы хотим узнать о …? - Как нам это сделать? 3. Организация бесед на темы: - «Что такое лаборатория?». - «Кто работает в лаборатории?». - «Кто такие исследователи?» - «Что можно исследовать?». 4. Помогает сформулировать: * Проблему проекта, (как придумать сюжет новой игры); *цель и задачи. 5.Мотивирует детей к обсуждению проекта. 6.Организует поиск детьми оптимального способа достижения поставленных целей проекта. 7.Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. 8.Формирует необходимые специфические умения и навыки (ролевые действия юных исследователей). | 1.Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта (как научится играть) с воспитателем. 2.Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. 3.Принимают самостоятельно решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор. 4.Осуществляют: *анализ атрибутов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; *личностное присвоение проблемы. 5.Формируют цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. Оказывают посильную помощь по обогащению предметно –пространственной среды группы.
| ||
2. Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | 1.Направляет процесс поиска информации детьми (чтение энциклопедий, познавательной литературы, просмотр познавательных передач, посещение музеев и выставок, рекомендует экспертов- роли консультантов во время исследований взять на себя). 2.Предлагает воспитанникам: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации: на каждого ребенка завести дневники юных исследователей • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта – публичное выступление с докладом по теме исследования • продумать критерии оценки результатов и процесса – каждый ребенок может участвовать в обсуждении выступления и высказать свое мнение. 3.Проводит обучающее коллективное исследование, формирующее необходимые специфические умения и навыки для организации игры. 4.Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. 5.Помогает собирать материалы об объектах исследований. 6.Проводит беседу с родителями об оказании помощи детям, привлекает родителей к изготовлению атрибутов для игры, к подбору познавательной литературы. 7.Просмотр слайдов «Что такое лаборатория?» 8.Рассматривание альбомов по теме исследования. работы. | Осуществляют: • изучение объектов исследования, *поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • планирование работы; • сбор открыток и иллюстраций по теме исследования; •изучение правил проведения учебного исследования. Продумывают продукт индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа | Консультируют в процессе поиска информации - оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. | ||
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа детей по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях |
1.Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы воспитанников. 2.Контролирует соблюдение правил техники безопасности. 3.Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
| 1.Выполняют запланированные действия самостоятельно, 2.При необходимости консультируются с педагогом (консультантом). 3.Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных . | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | ||
4. Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | 1.Совместное изготовление и оформление дневников юных исследователей. 2.Подбор материала для организации «Лаборатории «Юные исследователи». 3.Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. 4.Помогает в обеспечении проекта.
| 1.Оформляют дневники юных исследователей. 2.Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. 3.Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. 4. Чтение литературных произведений в зависимости от тематического планирования исследований, чтение различных энциклопедий, детских научно –познавательных журналов и др. 5.Рассамтривание иллюстраций с изображением изучаемых объектов живой и неживой природы. 6.Просмотр телепередач об изучаемых объектах, фильмов и мультфильмов. 7.Дидактические игры. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. | ||
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | 1. 1.Совместное с родителями заседание клуба «Юных исследователей». 2. 2.Организация публичных выступлений юных ученых с докладами об изучаемых объектах на заседании клуба. 3.
| 1. Публичное выступление юных ученых на заседании клуба. 2.Готовят презентацию. 3.При необходимости консультируются с педагогом (консультантом). 4.Осуществляют защиту проекта. 5.Отвечают на вопросы слушателей. 6.Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. 7.Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других 1 учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. | ||
Итоги проекта:
По результатам работы над проектом были сделаны выводы:
- сюжетно – ролевая игра «Лаборатория «Юные исследователи», как форма организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет благотворное влияние на развитие познавательной активности и познавательных интересов дошкольников;
для создания комфортной среды для социально – личностного развития дошкольников в игровой образовательной деятельности необходимо:
1. Рассматривать игру как значимое социально – эмоциональное средство приобщения ребенка к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
2.Использовать в работе с детьми непринужденные беседы.
3. Широко использовать иллюстративный материал, ИКТ.
4.Рефлексия результатов проекта заключается в том, что дети научились осмысленно подходить к планированию и осуществлению собственных действий, осознавать сделанное, анализировать примененные им способы деятельности, обдумывать, как было проведено исследование; применять вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что я сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».
3.Заключение.
Цель по развитию познавательной активности в процессе реализации проекта по организации сюжетно – ролевой игры «Лаборатория «Юные исследователи» в ходе работы над проектом была достигнута, задачи по развитию творческого воображения, развитию интересов детей успешно реализованы на практике.
В процессе работы над проектом «Сюжетно – ролевая игра старших дошкольников в «Лабораторию «Юные исследователи» дети получили новые представления о себе, о мире, получили возможность проявить самостоятельность, инициативу. Т.о., у детей были сформированы следующие интегративные качества:
- проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, использует различные источники информации;
- проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- распределяет роли, сопровождает действия речью, содержательно и интонационно;
- поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие и несогласие;
- способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.
«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижениями товарищей и готовность прийти на помощь. Вообще опыт собственных открытий одна из лучших черт характера» .
( А. Шапиро)
Необходимо позволить детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.
4. Список литературы:
1. /Под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровай Т. С, Васильевой С. А, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».- Москва.: Мозаика – Синтез, 2010. – 303с
2. Кочкина Н. А. «Метод проектов в дошкольном образовании»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез. 2012. – 72
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «как играть с ребенком». Москва, Обруч. 2012.
4. Михайленко Н. Я.. Короткова. Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду». Москва.: Линка – Пресс, 2009.
5. Сайты:
Дошкольник RU
http://doshkoln
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду
http://doshvozrast.ru/index.htm
Воспитание детей дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на тему «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством проектной деятельности.»
Проектная работа по формированию нравственно - патриотических чувств....
Проектная работа «Инновации через информационно-коммуникативные технологии в работе музыкального руководителя»
Использование ИКТ в различных видах деятельности детей музыкального руководителя ДОУ....
проектная работа "Все работы хорошы"
показать как много профессии...
Детская исследовательская работа на тему "А прочна ли бумага" Конкурсная проектная работа.
Дети 2 младшей группы приняли участие и стали победителями в номинации "Умные опыты" в открытом Всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ детей дошкольного возраста ...
Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов воспитанников и обучающихся муниципальных ДОУ «Я – юный исследователь» Проектная работа: Гвардейский миномёт «Катюша» - оружие Победы
Цель проекта - проследить вклад в дело Победы реактивного миномёта «БМ-13», в просторечии «Катюша»....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на конкурс «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» В номинации «Первые шаги в мир профессий »
Задачи:Познавательное развитие:- познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;- развивать познавательную активность;- развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.-...
Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным методам работы....