Проект Пасха
проект (младшая группа)
Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети имеют
недостаточное представление об этом празднике, о росписи пасхальных
яиц, о старинных играх-забавах. Народные праздники знакомят детей с
существующими традициями и обычаями русского народа, помогают
донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые, должны
познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться
богатством культурных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pasha.docx | 231.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Светлая пасха» во второй младшей группе ( краткосрочный).
Выполнила:Петрухина
Анастасия Юрьевна.
Кондрово 2022.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации: 18.04.2022 г. - 24.04.2022 г.
Вид проекта: творческий, групповой.
Участники проекта: дети второй младшей группы «Солнечные лучики»,
воспитатель, родители.
Возраст детей: младший дошкольный.
Актуальность: Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети имеют
недостаточное представление об этом празднике, о росписи пасхальных
яиц, о старинных играх-забавах. Народные праздники знакомят детей с
существующими традициями и обычаями русского народа, помогают
донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые, должны
познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться
богатством культурных традиций.
Проблема: недостаточное представление детей о христианских праздниках
и их обычаях.
Цель проекта: познакомить детей с с Христианским праздником Пасхи .
Задачи проекта по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
- Познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника
Пасхи.
- Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.
- Развивать интерес к русской национальной культуре.
- Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
«Речевое развитие»
- Содействовать расширению и активизации словаря дошкольников;
- Расширять читательский интерес детей, помогать правильному восприятию
литературного текста, организовывать творческую деятельность на его
основе.
«Социально – коммуникативное развитие»
- Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период
празднования Пасхи. Формирование интереса к русской национальной
культуре у детей, как к окружающей действительности, как к объекту
изучения, как средству развития толерантности.
«Художественно – эстетическое развитие»
- Познакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.
Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном
искусстве.
«Физическое развитие»
- Содействовать развитию двигательной координации, мелкой моторики рук.
Этапы проекта:
• организационно-подготовительный
• основной
• заключительный
Ожидаемые результаты проекта:
1. Сформировать представления у детей о праздновании православной
Пасхи.
2. Возрождение традиций семейного изготовления писанок и крашенок.
3. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским
садом
Реализация проекта:
1 этап. Подготовительный
С детьми:
- Создание развивающей среды (разработка и накопление методических
материалов по проблеме)
- Подбор литературы, видеофильмов о пасхе для дошкольников, картин,
пособий, атрибутов
С родителями: Оформление консультаций в родительском уголке: «Об
истории празднования Пасхи», «Что рассказать детям о празднике»,
«Красим яйца с детьми»
2 этап. Основной.
С детьми:
- Дидактическая игры «Собери картинку» (Пасхальные сюжеты), «Подбери
по цвету», «Большой - маленький».
- Пасхальные игры-забавы: «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?»,
«Катание», «Где спрятано яичко?»
- Настольный театр по сказке «Курочка Ряба».
- Беседы на темы: «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца на Пасху?»
- Рисование «Яйцо пасхальное»( писанки), «Курочка »
- Лепка ( техника пластилинография ) «Корзинка с пасхальными яйцами».
- Аппликация «Веточка вербы в вазе»
- Разучивание песен и хороводов о весне, цветах, Пасхе; хоровод «Вот
весна пришла» р. н. м.
- Инсценировка песни «Цыплята» муз. Филиппенко.
- Просмотр презентаций «Вербное воскресенье», «Детям о Пасхе», «Праздник Пасха»;
Работа с родителями:
- Стендовая информация «Поздравление со светлым праздником
Воскресения Христова Пасхой».
- Консультация «Пасхальные традиции и значение для семьи».
- Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как провести выходные вместе с
ребёнком во время Пасхи?».
3 этап: Заключительный этап.
- Выставка детских рисунков и работ по лепке по данной теме.
Приложение.
№ 1
Беседа с детьми «Что такое Пасха»
Цель: Узнать о традиции празднования праздника Пасха.
Задачи:
• Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника
Пасхи.
• Приобщить к истокам культурных традиций русского народа.
• Воспитывать патриотические чувства к православным традициями
русского народа, к народному творчеству.
• Развивать художественный вкус, творческую активность, воображение.
Ход беседы:
Воспитатель: Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
Воспитатель: дети, а как вы думаете о каком празднике мы сегодня будем
с вами разговаривать?
Ответы детей: о Пасхе.
Воспитатель: сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем
празднике - Светлой Пасхе. Наступает весна, а вместе с нею в наш дом
приходит самый светлый и любимый праздник - Пасха Христова. В этот
день все верующие люди празднуют воскрешение Иисуса Христа.
Отовсюду доносится колокольный звон, прославляющий Спасителя.
Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе.
Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали
пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал
праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей
принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, и
друг другу говорили: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".
В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только
глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные
фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда
выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с
иконами и крестом.
Мы пойдм сегодня в храм.
Потому что праздник там,
Все поют: «Христос воскрес!»
И сияет Божий крест.
Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами.
Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен,
накормлен, обогрет.
Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца -
уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ
солнца, нового дела, новой жизни. Ели крашенные яйца не сразу, сначала с
ними устраивали различные игры. Катали яйца с горки, чье дальше
укатиться, тот и забирает все яйца себе.
Мы с детьми тоже украсили пасхальные яички.
Яйцо пасхальное раскрасим
И мамочке своей подарим
Со светлой Пасхою поздравим.
Вот и ты весь день воскресный
Только Богу посвяти
В храм сходи, друзей проведай,
Всем, как солнышко, свети.
Вот вам яйца расписные
Не простые, золотые!
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает.
№2
Беседа: «Почему мы красим яйца?»
Цель беседы: развивать познавательную активность детей; Формировать
представления детей о народных праздниках, о традициях и обычаях.
Ход беседы: дети, сегодня я вам расскажу – почему мы красим яйца.
Послушайте мой рассказ: - «Царь – день», или «Велик – день» - так
называли праздник Пасхи в народе. Пасха - это день всеобщего равенства,
любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос
воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили
друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам
жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое
существо. - Кто же вылупляется из яйца? (ответы детей). Призадумалось
яйцо: - Кто же я, в конце концов? Лебедь, утка, или я, ядовитая змея? - А
как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему? -
Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос
освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга
красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину
красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет,
позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них
пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с
помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали
водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую
тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в
четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца,
сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их
есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли
скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких
несчастий. Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день
всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте
внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим
четвероногим и крылатым друзьям. Пусть в ваших душах царит любовь и
милосердие.
Раскрашивание «яиц»
№3
Лепка ( техника пластилинография) «Корзинка с пасхальными
яйцами).
Цель. Формировать элементарные представления о празднике Пасха.
Задачи.
- Познакомить детей с историей праздника Пасхи и традициями,
связанными с росписью пасхальных яиц.
- продолжать развивать навык использования приемов размазывания и
примазывания;
- способствовать развитию изобразительного творчества детей;
- вызывать интерес к различным действиям с пластическими
материалами, бусинками.
- развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук;
- воспитывать уважение к русской народной культуре.
Материалы и оборудование: картинки с расписными яйцами,
вырезанное из картона яйцо, пластилин, стеки, бусинки.
Ход НОД.
1. Чтение стихотворения «Пасхальное яйцо».
2. Беседа о празднике Пасха.
Ребята, а знаете ли вы, почему именно яйцо является главным
пасхальным подарком?
Дети дают свои ответы.
Воспитатель: Послушайте, ребята придание о Марии Магдалине и
первом красном пасхальном яйце.
Воспитатель читает ребят отрывок из библейских рассказов.
«После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру
рассказывать людям о Христе, учить людей вере. Среди учеников Господа
были и женщины, одна из них – Мария Магдалина – отправилась с
проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору.
Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце
и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были
принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого
куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой
скромный дар, сказав:
Когда-то я была богатой
И приносила ценные подарки.
Сегодня я богата только верой
В Спасителя и Господа Христа.
Что я могу сегодня подарить?
Вот дар – яичко, символ жизни.
Христос воскрес!
Император ответил Марии:
Как может кто-нибудь воскреснуть?
Невероятно это, невозможно.
Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье,
Когда б яичко это стало красным.
Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:
О, император, посмотри скорее!
Яичко розовеет, нет – темнеет.
О чудо! Оно стало ярко красным!
Воистину Иисус Христос воскрес!»
И вот, ребята, птичье яйцо на самом деле можно назвать символом
жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на
камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо
забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая
своим теплом.
Но куриное яичко храниться не долго, а так бы хотелось сохранить
радость праздника. Как вы думаете, как это можно сделать?
Дети: Можно самим нарисовать красивые яички.
Воспитатель: Да мы сегодня нарисуем много красивых яичек, но не
красками, а пластилином, а украсить яичко мы сможем с помощью бусинок.
Проходите за свои рабочие места и можете приступать к работе.
3. Самостоятельная работа детей.
4. Рефлексия.
№4
Занятие по аппликации «Веточка вербы в вазочке»
Цель:
Образовательные: расширить представление детей об изменении в живой
природе с приходом весны. Закрепить и расширить знания детей о вербе.
Учить детей делать аппликацию веток вербы в вазе, передавая форму,
величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю
площадь листа бумаги.
Воспитательные: воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к
предметам окружающего мира, учить работать в едином темпе, согласованно
со сверстниками, воспитывать интерес к прикладному творчеству и
народным праздникам.
Развивающие: развивать воображение, самостоятельность при выборе
изобразительного материала. Развивать творческое отношение к работе,
воображение, цвето- и формоощущение. Развивать активный словарь детей.
Методические приёмы
Рассматривание веточек вербы. Сравнение, нахождение закономерностей
формы. Разгадывание загадок. Знакомство со стихами и песнями о весне,
вербе.
Демонстрационный материал
Иллюстрации, ваза с веточками вербы.
Для работы: цветная бумага, ножницы, клей, ватные шарики, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)
А весна-красна прислала нам письмо. Что же интересно в этом конверте? А
это весенняя загадка. Давайте, ребята, попробуем ее отгадать:
У нее цветочки –
Пушистые комочки.
По весне она цветет,
Праздник Пасхи к нам зовёт.
(Верба)
Правильно, это верба. Весной она расцветает раньше всех и символизирует
пробуждение природы.
Читает стихотворение Е. Благининой «Верба»:
Сиянье, плеск и щебет во дворе
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь – как нежны
Доверчивые первенцы весны.
Действительно очень нежные и пушистые почки у вербочки и похожи на
кого? (на утят, на котика).
Воспитатель: К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно.
Скоро она отцветет и барашки отпадут. Как нам можно сохранить ее красоту
для себя и для близки
Мы сделаем аппликацию.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим веточки
вербы. На ветках есть сережки, раньше их называли барашки.
- Какого цвета барашки? (серые, белые, желтые)
- Какой они формы? (овальной)
- Как расположены барашки? (поочередно)
- Какие ветки у вербы? (прямые, ровные, неразветвленные)
- Сравним ветки по длине. Какая это ветка? (длинная). А это какая?
(короткая).
А сейчас мы приступим к работе. Расположим вазочку внизу нашего листа.
Она стоит ровно, не наклоняясь. Давайте не будем намазывать клеем
верхнюю часть вазочки, чтобы веточки вербы спрятать под горлышко и
приклеить чуть позже.
Дети приступают к работе.
Воспитатель: Считалось, что верба наделяет людей здоровьем. Веточки
вербы ставили возле иконы и хранили весь год. А маленьких деток касались
веточками вербы да приговаривали: «Как вербочка растет, так и ты расти».
Итог занятия.
Воспитатель: Читает стихотворение о вербе.
Дождалась наша верба весны –
В лету канули зимние сны!
Тянет к солнышку руки свои,
А в руках у нее посмотри:
Нежным пухом покрытые почки
Словно тут на ветвях ангелочки
С нами праздника светлого ждут –
В каждом доме уж создан уют!
Ветки вербы пройдут освещенье,
А потом уже, как украшенье,
Долго в доме их будут хранить,
Чтоб болезнь от семьи отводить
Только вербу ломать я не буду –
Приглашу я к пушистому чуду
Всех друзей, чтоб устроить веселье
В праздник – Вербное воскресенье.
Воспитатель: Именно с веточками вербы и зажженными свечами
православные люди вспоминали Иисуса Христа и прославляли его. Ребята, в
вербное воскресенье издавна устраивали на больших площадях вербные
базары с играми и аттракционами, пекли печенье с барашками вербы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план проведения проекта "Пасха"
ПроектТема: «Пасху встречаем, в гости всех мы приглашаем!»Паспорт проектаВид проекта: творческо-информационный.Продолжительность проекта: краткосрочный, 18.04.2011-25.04.2011.Участники проекта: ...
Проект "Пасха в гости к нам пришла.
Актуальность темы:В настоящее время дети.да и мы взрослые ,не знаем русских обычаев.традиций,связанных с народными праздниками.И если взрослые и дети будут интересоваться русской культурой и ра...
Проект: "Пасха"
знакомство детей с Пасхой...
Творческий проект "Пасха".
Пасхальные игры и развлечения для детейРазбивайкиОдин держит в руке пасхальное яйцо острым концом кверху. Второй бьёт «носком» своего яйца.Чьё пасхальное яйцо разобьётся с обоих концов, тот ...
проект " Пасха"
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет...
Проект "Пасха"
Дети старшего дошкольного возраста в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники. На занятиях по изобразительной деятельности была тема «Пасхальное яйцо», организовали подготовку...
Презентация "Проект "Пасха светлая, Пасха красная"
Презентация "Проект "Пасха светлая, Пасха красная"...