План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание детей 5 – 6 лет через социокультурный опыт»
методическая разработка (старшая группа)

Создать оптимальные условия для развития нравственно – патриотических чувств у детей 5 - 6 лет, объединить усилия педагогов и родителей в работе по нравственно- патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 101»

     

                                 

План по самообразованию                

 

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRY8TUQS0RYrd2CP9iyirFww

Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание детей 5 – 6 лет через социокультурный опыт».

Цель:

        

        Создать оптимальные условия для развития нравственно – патриотических чувств у детей 5 - 6 лет, объединить усилия педагогов и родителей в работе по нравственно- патриотическому воспитанию.

Актуальность темы:

В современных условиях, когда происходят большие изменения в жизни общества, одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Смысл патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к родной природе и семье, к истории и культуре страны, созданной стараниями родных и близких. Но вместе с тем надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми всегда прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Надобно ощутить себя частью народа, для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, принять русский язык, русскую историю и культуру. Россия - страна многонациональная, следовательно, национальная гордость не должна выражаться в глупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, и его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в само возвеличивании. Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.    

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.  Взаимодействие с родителями по данному вопросу содействовать бережному отношению к традициям, сохранению нормальных семейных связей. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребёнку. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего.

Дошкольник должен сориентирован на:

  • патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного посёлка, района, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

 Предполагаемый результат, дети должны знать: 

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;
  • свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями);
  • представителей других национальностей, населяющих наш город (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;

Форма самообразования: индивидуальная.

Задачи для педагога:

  • Повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
  • Разработать консультации, памятки и буклеты для родителей;
  • Разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
  • Пополнить предметно-развивающую среду;
  • Создать картотеку игр по данной теме;
  • Провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

        

Задачи для детей:

  • Создать условия для формирования представлений у детей о семье, о Родине, России, родном городе.
  • Формировать любовь семье, к родному городу, Родине, интерес к его прошлому и настоящему.
  • Воспитывать чувство гордости за жителей родного города и страны, ответственность за все, что происходит в городе и стране, сопричастность к этому, уважение к своим землякам.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, к родному городу и Родине.

Задачи для родителей:

  • Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
  • Представленные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности с воспитанниками, в играх, в быту

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Выявление уровня интеллектуального развития у детей на начало учебного года (итоги мониторинга на начало учебного года)

Цикл бесед: «Кого мы называем честным, добрым, вежливым?»

Цель: воспитывать добрые, тёплые отношения между детьми в группе. Беседа «Для чего человеку имя?»

Консультация для педагогов

"Особенности нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста".

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ2005.

Консультация для родителей

"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье".

Октябрь

Беседы с детьми  «Мы – дружная семья»

Беседы с детьми «Как зовут твоих родителей»

Цель: воспитывать добрые, тёплые отношения к родным. 

Картотека патриотических игр для детей 5 – 6 лет

Консультация

«Формирование семейных традиций у детей дошкольного возраста в детском саду».

Памятка для воспитателей «Система работы с детьми по усвоению представлений о семье»

Оформление картотеки «Стихи о Оренбурге» 

Лепбук «Мой Оренбург»

Оформление

 выставки «Осенняя ярмарка»

Ноябрь

Разучивание стихов о дружбе.

Цель: способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Игры – ходилка «Народы России»

Консультация

«Активизация работы по приобщению дошкольников к культуре русского народа»

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И.– Воронеж: ТЦ «Учитель»,

Консультация «Семейные традиции в нравственно патриотическом воспитании детей».

Изготовление макета «Родословное дерево»

Декабрь

Беседа о нашей родине - России.

Цель: закрепить название «Россия»

Беседа «Улица, где я живу»

Цель: способствовать запоминанию своего адреса. Рассматривание фотографий «Достопримечательности Оренбурга»

Цель: воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живёшь.

Консультация

«Как и что рассказывать детям об истории родного города».

Оформление в группе тематической выставки художественной литературы мой город.

Сборник консультаций для родителей. «Социальная защита семьи и ребенка»

 «Прогулки по родному городу».
Организация праздника

 «Новый год у ворот».

Январь

Дидактическая игра «Профессии»

Разучивание стихотворение «Много есть профессий разных»

Художественное творчество «Кем я хочу быть».

Цель: Развивать интерес к труду взрослых.

Консультация «Дорогою добра»

Изучение литературы:

 «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре».

Т.А.Попова

При помощи моделей обозначить предприятия на которых работают родители.

Репортаж (фото, видео) с работы родителей.

Февраль

Познакомить с памятниками защитникам Отечества.

Познакомить с историей российского флага.

Цель: Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.

Методические рекомендации для воспитателей по работе с семьей

«История моей семьи»

Изучение литературы:

Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Март

Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес.

Цель: Знакомство с бытом русского народа, обогащение словарного запаса, знаний детей о жизни своих предков. Развивать интерес к русским традициям и промыслам, приобщать к истокам народной культуры.

Учить детей видеть прекрасное.

Методические рекомендации «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005

Фото альбом "История старых вещей".

(рассказывание детям о семейных реликвиях).

Апрель

Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта.

Цель: Развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, гуманизма, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны.

Консультация для воспитателей

«Сказка как средство патриотического воспитания»

Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н.Г . Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008

Экскурсия по паркам города, фоторепортаж с экскурсии.

Конкурс рисунков: "Любимый уголок природы".

Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковой зоны, особенностями флоры и фауны прудов и реки, фотографиями с экскурсии.

Семейное чтение рассказов о животных нашего края.

Май

Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны нашего города

Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. 

Изготовление праздничных открыток.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну.

Систематизация знаний о родном городе

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Оформление альбома "Улицы нашего города".

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.

Выход темы:

1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.

2. Оформить лепбук «Мой Оренбург».

3. Подготовить  консультации для педагогов на тему: " Особенности нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста ", «Формирование семейных традиций у детей дошкольного возраста в детском саду», «Активизация работы по приобщению дошкольников к культуре русского народа», «Как и что рассказывать детям об истории родного города», «Сказка как средство патриотического воспитания». Памятка для воспитателей «Система работы с детьми по усвоению представлений о семье»

4. Сборник консультаций для родителей. Тема «Семейные традиции в нравственно патриотическом воспитании детей», «Учите ребенка видеть красоту природы» Наглядная информация:  «Социальная защита семьи и ребенка»

5. Подготовить статьи для родителей: «Искусство быть родителем!», «Роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

6. Совместная работа с родителями - организация тематических выставок «Осенняя ярмарка», «Генеалогическое древо», «Мастерская Деда Мороза», «Любимый уголок природы», «История старых вещей».

7. Подбор методических пособий и дидактических игр по теме.

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

1.Знакомство детей с Русским народным творчеством.

Методическое пособие для педагогов дошк.обр.учреждений.

2. Н.В.Алёшина  «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

3. Т.А.Попова «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре».

4. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год

6. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

7. Журналы Дошкольное воспитание за период 2019-2021 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».  « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается с малого-с любви к своей семье...

ПЛАН по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».  « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается с малого-с любви к своей семье...

План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России».

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...

План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...

план по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами"

план по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами"...

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Повысить профессиональную компетентость и систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания младших дошкольников в условиях ФГОС....