ООД "Народные промыслы России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
МР Калтасинский район РБ
Конспект открытого занятия
«Народные промыслы России»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила: воспитатель Кайранова Н.А.
2023 г.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»
Цель: развитие познавательных способностей средствами фольклора и предметами народного прикладного промысла. Знакомство детей с изделиями народных промыслов
Задачи:
Образовательные:
- Повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов,
- Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
- Учить различать материал из которого делают игрушку.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров.
- Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.
Развивающие:
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, воображение, умение отвечать на вопросы полными ответами.
- Развивать внимание, познавательную активность.
- Развивать логическое мышление, память
Оборудование: хохломские ложки, матрешки, дымковские барыни, игрушка – забава. Словарная работа: Народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, элементы росписи
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание иллюстрации.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.
Ход занятия.
1.Вводная часть (организационный момент)
Мы скажем небу:
«Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
- Природе скажем мы
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки, и сердца.
(встаем полукругом, возьмемся за руки, почувствуем тепло рук своих товарищей)
Вводная часть (мотивационный момент)
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
- А чем же славится наша страна?
- Правильно ребята, а ещё наша страна славится: сказками, песнями, лесами и народным промыслом.
(Называю тему занятия)
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.
- Едем на «Ярмарку» к народным умельцам полюбоваться их изделиями и поучиться у них мастерству
Кто из вас знает, что такое ярмарка? (показ картинки «Ярмарка»)
Дети: место, где можно что- то купить.
Воспитатель: Ярмарка - это место, где можно купить разнообразный товар, изготовленный своими руками. Люди ходят по ярмарке, рассматривают и любуются, а товара там так много, что глаза разбегаются. Там же устраивают потехи, играет музыка, слышаться шутки, прибаутки, загадки. Дети катаются на каруселях, лошадках.
Хотите отправиться на веселую ярмарку?
Дети: да
Вот какие есть пословицы про таких людей:
«Всякая работа мастера хвалит»
«Только опыт создаёт настоящего мастера»
«Человек хорошо делает то, что любит»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
А к каким же мастерам мы с вами отправимся?
Может наш друг Петрушка нам поможет? Давайте ребята его позовём.
На ширме появляется игрушка Петрушка.
«Здравствуйте ребятишки, девчонки кудрявые, курносые мальчишки.
Это снова я мальчишка веселушка, весёленький Петрушка»
Воспитатель: «Петрушка мы с ребятами собрались в гости к мастерам, а к кому идти мы не знаем. Ты нам не поможешь?
Петрушка: Да «Ой, простите, дырявая я голова, у меня ведь для вас кое- что имеется»
Достает матрешку.
-Ну мне пора, до свидания!
Воспитатель: «Спасибо Петрушка, до свидания!
Воспитатель: «Ребята вы знаете, что это?
Правильно это матрёшка. А матрёшка игрушка не простая, у неё есть свой секрет. В матрёшке живут её малые сестрицы, хотите посмотреть?
Воспитатель открывает матрёшку из неё достаёт загадку.
Воспитатель: «А вот и подсказка.
В матрёшках загадки про народные промыслы.
1. Загадка: (воспитатель)
«Сине-белая посуда
Расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими
Нежными, красивыми
(Гжель)
- Ребята, где на «Ярмарке» изделия гжельских мастеров?
- Подойдите к выставке.
- Давайте расскажем гостям, как делают свои изделия гжельские мастера.
(белая глина, лепят, обжигают, расписывают)
- Ребята, а какую краску используют художники?
- А каким узором украшают изделия?
(широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, сетка, капелька)
А внутри матрешки еще есть загадка
(Алина выходит и достает загадку)
2. Загадка (Алина Ш.)
«Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор»
(Дымка)
- Ребята, подойдёмте к выставке мастеров по дымковской игрушке.
Это дымковские игрушки. Сделаны они все из глины. Называются дымковские, потому что их изготовили в селе Дымково.
- Расскажем нашим гостям, как мастера делают дымковскую игрушку.
(берут глину, разминают, лепят игрушку, обжигают, покрывают белой краской, а затем разрисовывают красильщики)
- Какие элементы используют мастера по росписи?
(линии прямые, волнистые, круги, точки, кольца, чёрточки)
На «Ярмарке» закружилась карусель – покатаемся.
- Игра «Карусель».
Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все быстрее, быстрее, быстрей!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз-два-три-четыре-пять
Вот и кончилась игра.
Игра заканчивается тем, что дети хлопают в ладоши и разбегаются. Потом они снова собираются в круг и игра начинается сначала.
Следующая загадка от матрешки
(Алия достает загадку)
3. Загадка –( Алия)
«Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши
Там травка вьётся и цветы
Удивительной красы
Блестят они, как золотые
Как будто солнцем залитые»
(Хохлома)
- А вот как делают и расписывают хохломскую посуду, мы сейчас посмотрим
(Презентация)
Ребята, какие основные краски используют мастера? (красный, чёрный, золотой)
Следующая загадка (София выходит)
4. Загадка – (София)
«Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут семьёй одной
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той ещё сестра меньшая
Доберёшься ты до крошки
Эти девицы …. (матрёшки)
- Подойдёмте к выставке матрёшек.
- Ребята, почему матрёшку называют «куколка с секретом»?
- Давайте расскажем, как делают матрёшку, какие породы дерева используют?
(берёза, лиственница, липа)
(срубают в конце зимы, начале весны – сушат, пилят на чурки, вытачивают на станке, сначала самую маленькую, затем побольше, и ещё побольше, вытачивают нижнюю часть, потом верхнюю)
Просмотр презентации «Матрешки»
Самира рассказывает о Полховск Майдановских матрешках.
А я, подружки из Майдана
Могу я стать звездой экрана
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными
Спелыми и красными.
Танец «Матрешки»
Мы же с вами на Ярмарке, давайте исполним танец «Матрёшки»: встаём в круг. Матрешка Самира в середине раздает платки, мальчикам муз инструменты (ложки).
Поднос с изделиями. Собирают пазлы.
- На Ярмарке мастера подарили нам свои изделия.
- Назовите названия народных промыслов? (гжель, дымка, хохлома)
- Ой, они у меня рассыпались, что же мне делать?
- Ребята, давайте разделимся на 3 команды, и каждая команда выберет, какое изделие она соберёт.
- Молодцы, спасибо вам! (дети садятся)
Итог:
Сейчас закрывайте глаза (звучит музыка)
Открывайте, вот мы и очутились снова в нашем садике. Наше путешествие подошло к концу.
- Что вам понравилось больше всего?
- Какие промыслами прославляется наша страна? (гжель, дымковские игрушки, хохлома)
- А хотелось ли бы вам, ребята, стать в будущем красильщиками?
- А сейчас выберите смайлик настроения.
- Мне тоже очень вы понравились, как вы старались, отвечали полным ответом, хорошо подготовили стихи-загадки.
Матрешка еще принесла вам сюрприз (достаю сладкий приз из коробки).
Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"
Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....
Народные промыслы России
Данная работа посвящена изучению детьми истории возникновения народных промыслов в России. Дети в презентации знакомяться с городецкими, хохломскими, дымковскими, филимоновскими изделиями, изготовлены...
"Народные промыслы России"
Презентация разделена на две части, при показе детям части нужно будет соединить. Для просмотра презентации детьми, фотографии использованные в презентации лучше увеличить....
Народные промыслы России
Стихотворения и к изображениям народных промыслов...
План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Годовой план работы воспитателя по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...