Интеллектуальная игра «Знатоки родного города»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Екатерина Бурлака

Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки родного города»

Цель: уточнить и закрепить знания детей о родном городе – Евпатории, развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своей малой родине.

Задачи:

Образовательные задачи:

- продолжать закреплять знания о Крымском полуострове, умение различать гербы городов Крыма, правильно размещать их на карте Крымского полуострова в том месте, где предположительно находится город;

- закреплять знания детей об истории родного города, его достопримечательностях, названия исторических объектов, учить бережно относиться к историческому наследию нашего города;

- продолжать закреплять знания о   Черном море, как природном объекте, его обитателях, других исторических названиях;

- продолжать учить детей работать малыми группами, достигать положительных результатов общими усилиями.

Развивающие задачи:

- развивать познавательную активность, любознательность, память, внимание;

- развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания, умение грамматически правильно строить предложения;

- способствовать развитию эмоциональности у детей, усидчивости, толерантного отношения друг к другу (умение не перебивать, дослушивать   до конца ответ сверстника).

Воспитательные задачи:

- воспитывать патриотические чувства, любовь и интерес к родному городу, чувство гордости и восхищения родным городом, краем;

-  продолжать воспитывать заботливое отношение к природе родного края, восхищаться его красотами.

Словарь: полуостров, герб, столица, история, исторические объекты, месторасположение, евпаторийцы, корнерот, млекопитающие, морской дракончик.

Оборудование: интерактивная доска, видео презентация, фотографии с видами города Евпатории, звуки природы, эмблемы, информационное табло, медали, дипломы.

Предварительная работа: экскурсии по историческим местам родного города, посещение музеев, рассматривание иллюстрации, чтение художественной литературы, беседы, прослушивание музыкальных произведений.

 

Ход занятия

 

Дети заходят в музыкальный зал.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы поговорить о самом прекрасном и удивительном крае. А что это за край вы узнаете, прослушав стихотворение Валерии Пастуховой.

Воспитатель читает стихотворение.

Мой дивный Крым, мой Крым любимый,

Легенда матушки Земли.

Издревле бороздят пучины

Седого моря корабли…

…Здесь жили разные народы:

Эллин, крымчак, болгарин и сармат,

И русский, украинец и татарин,

Его красе был каждый рад…

… Прекрасен Крым зимой и летом,

В осеннем золоте, в цвету весной.

Мой Крым, поэтами воспетый,

Люблю тебя, горжусь тобой!

 Воспитатель: Ребята, вы догадались как называется этот удивительный край?

Ответы детей: Этот удивительный край называется - Крым.

Воспитатель: Что такое Крым?

Ответы детей: Это полуостров, наша Республика, Родина, край в котором мы живем.

Воспитатель: Что такое полуостров?

Ответы детей: Полуостров – это примыкающий к материку или острову участок суши, с трех сторон омываемый водой.

Воспитатель: Какие моря омывают Крымский полуостров?

Ответы детей: Крымский полуостров омывают два моря: Азовское и Черное.

Воспитатель: Ребята, среди представленных на слайде контуров материков найдите контур Крымского полуострова.

 Работа детей с интерактивной доской. (Слайд 2)

Воспитатель: Нам с вами очень повезло, потому что Крымский полуостров - это удивительное место! У нас в Крыму есть высокие горы (слайд 3), бескрайние степи (слайд 4), цветущие сады (слайд 5), густые леса (слайд 6), прекрасные города и села (слайд 7). У каждого Крымского города, как и у любой страны, есть свой герб.

(Перечисление «удивительных мест» сопровождается показом слайдов).

Воспитатель: Ребята, вам предстоит выполнить следующее задание: я буду задавать вопросы, связанные с крымскими городами. Вы должны ответить на них, найти герб данного города, и разместить его на карте Крыма в том месте, где он расположен.  

Работа с картой Крыма (Слайд 8-9).

Вопрос 1. Найдите герб города, название которого переводится с крымско-татарского языка как «сад-дворец» (Этот город называется Бахчисарай).

Вопрос 2. Как называется город, на гербе которого изображен весенний цветок тюльпан? (Этот город называется Красноперекопск)

Вопрос 3. Найдите герб столицы Крыма? Как называется столица Крыма? (Столица Крыма – город Симферополь). Что в переводе с греческого языка означает название Симферополя? (в переводе с греческого «симфо» -  собираю, «полис» - город, Симферополь - это город-собиратель).

Воспитатель: Правильно, ребята, этот город назван так потому, что все люди, которые приезжают в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы нашей Республики.

Вопрос 4. Найдите герб города, в котором несколько лет назад было построено сооружение, соединяющее Крымский полуостров с материковой частью России. (Сооружение называется Крымский мост, он находится в городе Керчь).

Вопрос 5. Найдите герб города, который вошел в список 25 самых древних городов мира (Город, который вошел в список 25 самых древних городов мира называется - Евпатория).

 Воспитатель: Среди обозначенных вами городов на карте, назовите тот, который   является нашим родным городом? (Наш родной город – это город Евпатория).

 И сегодня я предлагаю вам сыграть в интеллектуальную игру «Знатоки родного города», в процессе игры вы поделитесь своими знаниями об истории Евпатории.

Задания будут трудные, но интересные. За правильные ответы и правильно выполненные задания вы будете получать баллы в виде корабликов, а в конце игры вместе с жюри мы их посчитаем, и определим, кто станет победителем. А теперь нам необходимо разделиться на команды. В этом нам помогут карточки. Предлагаю каждому из вас выбрать карточку; по ее изображению вы должны образовать две команды.

Дети выбирают карточки.

Воспитатель: Итак, у нас образовались две команды. Как будет называться ваша команда? (Наша команда называется «Дельфин», потому что у нас на карточках изображен дельфин).

Как будет называться ваша команда? (Наша команда называется «Чайка», потому что у нас на карточках изображена чайка).

Воспитатель: Самое время представить жюри.

Представление жюри.

Воспитатель: Итак, мы объявляем начало нашей игры.   

 

I тур называется «История города»

Команды будут отвечать по очереди. Отвечать нужно полным предложением, быстро, а если команда не знает ответ, то может помочь другая. Максимальное количество баллов за выполненное задание четыре кораблика. Итак, начнем.

1. Сколько лет городу Евпатории? (Городу Евпатории более 2500 лет).

2. Какой народ является основателем города Евпатории? (Основателями города Евпатория являются греки).

3. На берегу какого моря основан город Евпатория? (Город Евпатория основан на берегу Черного моря).

4. Сколько исторических названий имеет наш родной город? (три) Перечислите их согласно временному отрезку. (Керкинитида, Гезлев, Евпатория).

5.  Почему Древнюю Керкинитиду называли городом-государством? (Потому что у Древней Керкинитиде был свой правитель, своя армия, свои деньги).

6. Что в переводе с турецкого языка означает название города Гезлев? (в переводе с турецкого языка название города Гезлев означает «город ста глаз»).

7. Сколько ворот было в Древнем Гезлеве? (пять). Назовите их (Портовые ворота, ворота Белого Муллы, ворота Дровяного базара, Лошадиные ворота, Земляные ворота).

8. Ребята, на экране будут появляться перечисленные вами ворота Средневекового Гезлева. Вы должны назвать эти ворота и объяснить почему они так называются.

Внимание на экран (Слайд 10)

Ответы детей: Это Лошадиные ворота. Они назывались так потому, что были настолько узки, что пройти в них мог только пеший или всадник.

Воспитатель: Правильно, ребята. Сейчас на месте этих ворот (перекресток улиц Демышева, Пионерской и Дм. Ульянова) находится композиция «Лошадиные ворота».

Перед вами следующий слайд. Какие ворота изображены на нем? (слайд 11)

Ответы детей: Ворота Дровяного базара. Они   назывались так потому, что сразу за ними начинался дровяной базар. В этом месте продавали дрова для жителей Средневекового Гезлева.

Воспитатель: Какое историческое название имеют ворота Дровяного базара?

Ответы детей: Гезлевские ворота.

Воспитатель: Да, ребята, эти ворота сохранились до наших дней. Недавно мы были там на экскурсии. А находится   исторический комплекс Гезлевские ворота на пересечении улиц Караева и Караимской.

Воспитатель: Как называются эти ворота, которые представлены вашему вниманию и какое историческое значение они имели для Гезлева? (Слайд 12)

Ответы детей: Ворота Белого муллы. Живительная вода поступала в город через Ворота Белого муллы на больших повозках в бочках.

Воспитатель: Ворота Белого муллы располагались в районе современного перекрестка Евпатории: улиц Караимской и Дм. Ульянова.

К большому сожалению не все исторические ворота Средневекового Гезлева сохранились до наших дней и не были отреставрированы. Какие это ворота? Назовите их.

Ответы детей: Портовые и Земляные.

Воспитатель: Ребята, но мы хорошо изучали историю нашего города и знаем почему они так называются. Ответьте пожалуйста.

Ответы детей: Портовые ворота одни из главнейших ворот. Располагались с восточной части города со стороны моря и служили для сбора платы с приплывающих кораблей.

Воспитатель: Земляные ворота, к сожалению, тоже не сохранились до наших дней, но зато доподлинно точно известно их расположение. Они находились на углу улиц Больничной и Интернациональной. Чем же они знамениты?

Ответы детей: Они знамениты тем, что именно здесь существовали тайные ходы и туннели.

 9. Какие народы проживают в городе Евпатория? (русские, караимы, армяне, крымские татары, украинцы и др.)

   Воспитатель: Первый тур окончен. А пока члены жюри подводят итоги данного тура, я предлагаю вам поиграть в игру «Веночек дружбы».

Правила игры: участники обеих команд образуют общий круг, передают друг другу по кругу венок, произносят следующие слова: «Ты катись, веночек дружбы, быстро - быстро по рукам, у кого веночек дружбы, тот сейчас станцует нам». По окончанию слов тот у кого из вас окажется венок, должен выйти и выполнить характерные танцевальные движения народного танца под соответствующую мелодию (слайд 13-15)

Музыкальная игра «Веночек дружбы».

После игры дети занимают свои места.

Воспитатель: Слово предоставляется членам жюри.

 

Воспитатель: II ТУР называется «Достопримечательности нашего города». Максимальное количество баллов, которые вы можете набрать в этом туре - три кораблика.

  Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает историю своей Родины, своего народа. История – это живая связь времен. Настоящее берет начало в прошлом. И мы благодарны людям, которые жили до нас за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину. В истории нашего города много светлых и славных страниц, нам есть чем и кем гордиться, кого благодарить. В нашем городе много интересных, красивых мест-достопримечательностей. Хорошо ли вы их знаете?

 Задание второго тура: вам необходимо отгадать   загадки о достопримечательностях   города Евпатории. Загадывать их будет мальчик с необычным именем Евпаторик. Он тоже является жителем нашего города и хорошо знает его историю.  Работать он с вами будет в онлайн режиме.

На экране появляется изображение мальчика Евпаторика.

Евпаторик: Здравствуйте! Угадайте-ка, ребятки о городе нашем загадки.  Если вы правильно отгадаете загадку, то изображение загаданного исторического объекта появится на экране (слайд 16).

  1. В нашем городе Александр Суворов

С войском проходил.

Памятник поставили

Чтоб никто не забыл! (Суворовский редут (слайд 17)

 

  1. Когда-то давно была война

Много жизней евпаторийцев унесла она.

9 мая звучит там салют,

Цветы все приносят и гимн там поют. (Красная горка (слайд 18)

 

  1. В нем экспонаты удивительные,

Предметы редкие и восхитительные,

Но покупать их не позволят,

Не потому, что много стоят.

История земли моей

Как клад с названием... (Краеведческий музей (слайд 19)

 

  1. Высокое здание, кресты и купола,

На большие праздники звенят колокола.

Люди приходят туда причаститься,

Свечи зажечь, за родных помолиться. (Николаевский собор, Ильинская церковь (слайд 20)

 

  1. Посмотри на полках в ряд книжки разные стоят

И зовут в страну чудес, обо всём прочтёшь ты здесь.

Найти ответы на вопросы века поможет нам детская…

(Библиотека им.  А.С.Макаренко (слайд 21)

 

  1. Собор стоит на берегу, а рядом с ним мечеть,

Таких мечетей в мире три, есть повод посмотреть.

Все Ханы Крымские в мечеть исправно приходили,

Перед Аллахом свой намаз, усердно проводили.

Как называется эта мечеть? (Джума Джами (слайд 22)

 

Евпаторик: Молодцы, ребята! Все загадки угадали. До свиданья!

(слайд 23)

Воспитатель: Второй тур окончен. Слово предоставляется членам жюри.

III ТУР.

Воспитатель: Уважаемые игроки, начинаем третий тур. Максимальное количество баллов, которые вы можете получить по окончании тура – три кораблика. Прослушайте аудиозапись.

Прослушивание аудиозаписи (звук вьюги, шуршание осенних листьев, шум волны) (слайд 24)

Воспитатель: Какой из прослушанных звуков природы вам напомнил   о теплом лете?

Ответы детей: О теплом лете мне напомнил шум морского прибоя и крики чаек.

Воспитатель: Как вы думаете какому природному объекту будут посвящены задания третьего тура?

Ответы детей: Задания третьего тура будут посвящены Черному морю.

Воспитатель: Вашему вниманию представлены фотографии с изображением разных морей. Вам необходимо найти фотографию, на которой изображено именно Черное море (слайд 25)

Дети выбирают правильное фото.

Воспитатель: Почему вы остановили свой выбор именно на этом фото? 

Ответ: Потому что на этом фото изображен вид Евпатории с Черного моря, а именно Свято-Николаевский собор и мечеть Джума-Джами, а Евпатория находиться именно на берегу Черного моря (слайд 26).

Воспитатель: Ребята, мы приступаем к третьему туру, и он называется «Обгонялки». Правила проведения: участвуют обе команды, право ответа принадлежит той команде, кто быстрее поднимет руку.

Итак, мы начинаем.

1. Назовите другие исторические названия Черного моря, которые вы знаете.

Ответы: Понт Аксинский, Темарун, Киммерийское, Хазарское, Русское, Скифское, Синее, Таврическое, Океан, Сурожское, Святое.

2. Какой день является Международным днем Черного моря?

Ответ: Международным днем Черного моря является 31 октября.

3. Как называется залив, на берегу которого расположен город Евпатория?

Ответ: Город Евпатория расположен на берегу Каламитского залива.

4. Какие виды дельфинов обитают в Черном море?

Ответ: В Черном море обитают дельфины Белобочка, Афалина, Азовка.

5. Почему дельфинов называют млекопитающими?

Ответ: Дельфинов называют млекопитающими потому, что детеныши дельфинов питаются молоком матери.

6. Назовите одну из самых красивых, но   ядовитых медуз Черного моря?

Ответ: Ядовитую медузу Черного моря называют Корнерот.

  1. Как называется черноморская акула, которая не является опасной для людей?

Ответ: Черноморская акула, которая не является опасной для людей называется катран.

  1. Перечислите морских обитателей Черного моря, занесенных в Красную книгу Крыма?

Ответ: Морская игла, Морской конек, Белуга, Севрюга, краб-каменщик, все виды дельфинов, тюлень-монах.

  1. Назовите самую опасную рыбу Черного моря

Ответ: Самой опасной рыбой Черного моря является морской дракончик.

Воспитатель: Третий тур окончен. Слово предоставляется жюри.

Слово жюри.

Воспитатель: Наша интеллектуальная игра подошла к концу. Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведем итоги. Обратите внимание на нашу турнирную таблицу. Напоминаю, что каждый балл оценивался в один кораблик. Давайте сосчитаем кораблики и узнаем какая из двух команд набрала большее количество баллов и стала победителем интеллектуальной игры.

Дети ведут подсчет и определяют победителя.

Воспитатель: Ребята, я хочу сказать, что несмотря на количество баллов, которые вы набрали в ходе игры, вы все являетесь победителями, потому что вы все показали хорошие знания истории родного города и природы. Будете ли вы дальше изучать историю города, края, страны? И вот наступил торжественный момент нашей игры. Для награждения команд слово предоставляется жюри.

Члены жюри вручают дипломы и медали всем участникам интеллектуальной игры «Знатоки родного города».

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная викторина для детей подготовительной группы "Знатоки родного города"

Представленная методическая разработка является результатом работы по ознакомлению детей с историей родного города....

Интеллектуальная игра «Знатоки родного края». (совместно с родителями)

Формировать у детей чувство любви к «малой» родине. ...

Интеллектуальная игра "Знатоки родного края"

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственно...

Деловая игра "Знатоки родного города"

Совершенствовать работу ДОУ  с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников....

Интерактивная игра "Знатоки родного города"

Интерактивная игра "Знатоки родного города". Данная игра разработана для закрепления знаний дошкольников подготовительной группы об инфраструктуре и социальнозначимых обьектах города Кирова ...

Интеллектуальная игра "Знатоки родного города"

для детей подготовительной группы либо для игры среди педагогов...

Интерактивная игра "Знатоки родного города"

Интерактивная игра "Знатоки родного города" направлена на закрепление знаний детей о родном городе Борисоглебске и помогает воспитывать в детях чувство привязанности и любви к городу....