Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)
Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен.
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В саду,в песочнице отныне.
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Песочная игротерапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для детей с ОНР.
Замечательный принцип терапии песком был предложен одним из основателей психоанализа, известным психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.
Песочную игротерапию мы применяем в коррекционно-развивающей работе по всем видам деятельности. Для того, чтобы вся эта работа повышала интерес детей к совместной деятельности, нами был подготовлен материал к различным играм. Например, детям, имеющим затруднения в ориентировке в пространстве, произнесении правильных окончаний слов, мы предлагаем игру “Волшебный клад”. В ней ребенок, согласно словесным указаниям, ориентирам воспитателя, с помощью пальчиков ищет “клад”, четко проговаривая то, что выполняет. Здесь мы имеем возможность ненавязчиво, через игру, исправлять недостатки, добиваясь поставленной цели.
Играя с песком, у детей развивается диалогическая речь, ребята учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы и т. д.
Все задания, игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное, они всегда стараются выполнить задание до конца.
Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр, мы стараемся соблюдать главное правило – максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка.
Важным моментом при проведении игр с песком является реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных сюжетов. Дети с удовольствием разыгрывают все эти ситуации с помощью миниатюрных фигурок. Это особенно важно для ребят, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере. Малоразговорчивые, стеснительные, пассивные дети раскрепощаются через песочную терапию, становятся более открытыми, общительными.
Вся проводимая работа по использованию игротерапии позволяет нам сделать вывод, что игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей, усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Вот вам несколько примеров игр с песком:
Отгадай загадку
Цель: Развитие мышления, моторики.
Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры
Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.
Угадай, что спрятано в песке
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры
Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
Цветы на клумбе.
Цель: Научить детей определять количество слогов в словах.
Стимульный материал: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.
Ход игры
Взрослый рассказывает детям, что сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратилась в цветочную клумбу.
Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию.
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем,
Мы в клумбе три бороздки проведем,
Названия цветов на слоги разобьем!
Два слога в верхнюю сажаем,
Три в центре оставляем,
Ну а в третью по порядку
Слог сажаем мы на
Строители на сказочном острове.
Цель: Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способ строить в соответствии с планом-схемой.
Стимульный материал: Блоки треугольной, квадратной формы различного цвета, палочки, миниатюрные фигурки животных, птиц, конверт с письмом.
Ход игры
Два ребенка строят родной город, каждый на своей половине песочницы. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Дети задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.
Звук «О».
Цель: Развитие фонематического слуха, нахождение местоположения звука в слове,
Стимульный материал: песочница, миниатюрные фигуры на звук «О»
Ход игры:
В огромной, пустынной стране Лимпопо
Живет одиноко прекрасный звук «О».
Он так одинок: ни друзей, ни реки.
И чахнет, и чахнет звук «О» от тоски!
Что делать, ребята? Страну как найти?
Как бедный звук «О» поскорее спасти?
Детям не дается рекомендаций к действию. Они могут проявить творчество и воображение. Главное, чтобы в данном задании они выбирали предметы, в названии которых есть звук «О», и объяснили свой выбор, рассказывали о местоположении звука в словах.
Игра «Совпадение».
Цель: Развитие фонематического слуха, нахождение местоположения звука в слове.
Прячем в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, лошадка, машинку, матрешку, кошку и др. Предлагаем ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Игра «Собери игрушки в коробку»
Цель: Развитие фонематического слуха, нахождение местоположения звука в слове.
Смешарики принесли тебе много игрушек. Давай разложим эти игрушки по коробкам. Нарисуем на песке коробки, в которые сложим слова со звуком Ш. Разложи эти слова в коробки. Слова со звуком Ш в начале слова положи в 1-й короб, слова со звуком Ш в середине слова- во 2 –ю коробку, слова со звуком Ш в конце слова –в 3 коробку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен.
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В саду,в песочнице отныне.
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Песочная игротерапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для детей с ОНР.
Замечательный принцип терапии песком был предложен одним из основателей психоанализа, известным психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.
Песочную игротерапию мы применяем в коррекционно-развивающей работе по всем видам деятельности. Для того, чтобы вся эта работа повышала интерес детей к совместной деятельности, нами был подготовлен материал к различным играм. Например, детям, имеющим затруднения в ориентировке в пространстве, произнесении правильных окончаний слов, мы предлагаем игру “Волшебный клад”. В ней ребенок, согласно словесным указаниям, ориентирам воспитателя, с помощью пальчиков ищет “клад”, четко проговаривая то, что выполняет. Здесь мы имеем возможность ненавязчиво, через игру, исправлять недостатки, добиваясь поставленной цели.
Играя с песком, у детей развивается диалогическая речь, ребята учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы и т. д.
Все задания, игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное, они всегда стараются выполнить задание до конца.
Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр, мы стараемся соблюдать главное правило – максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка.
Важным моментом при проведении игр с песком является реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных сюжетов. Дети с удовольствием разыгрывают все эти ситуации с помощью миниатюрных фигурок. Это особенно важно для ребят, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере. Малоразговорчивые, стеснительные, пассивные дети раскрепощаются через песочную терапию, становятся более открытыми, общительными.
Вся проводимая работа по использованию игротерапии позволяет нам сделать вывод, что игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей, усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Вот вам несколько примеров игр с песком:
Отгадай загадку
Цель: Развитие мышления, моторики.
Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры
Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.
Угадай, что спрятано в песке
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры
Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
Цветы на клумбе.
Цель: Научить детей определять количество слогов в словах.
Стимульный материал: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.
Ход игры
Взрослый рассказывает детям, что сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратилась в цветочную клумбу.
Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию.
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем,
Мы в клумбе три бороздки проведем,
Названия цветов на слоги разобьем!
Два слога в верхнюю сажаем,
Три в центре оставляем,
Ну а в третью по порядку
Слог сажаем мы на
Строители на сказочном острове.
Цель: Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способ строить в соответствии с планом-схемой.
Стимульный материал: Блоки треугольной, квадратной формы различного цвета, палочки, миниатюрные фигурки животных, птиц, конверт с письмом.
Ход игры
Два ребенка строят родной город, каждый на своей половине песочницы. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Дети задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.
Звук «О».
Цель: Развитие фонематического слуха, нахождение местоположения звука в слове,
Стимульный материал: песочница, миниатюрные фигуры на звук «О»
Ход игры:
В огромной, пустынной стране Лимпопо
Живет одиноко прекрасный звук «О».
Он так одинок: ни друзей, ни реки.
И чахнет, и чахнет звук «О» от тоски!
Что делать, ребята? Страну как найти?
Как бедный звук «О» поскорее спасти?
Детям не дается рекомендаций к действию. Они могут проявить творчество и воображение. Главное, чтобы в данном задании они выбирали предметы, в названии которых есть звук «О», и объяснили свой выбор, рассказывали о местоположении звука в словах.
Игра «Совпадение».
Цель: Развитие фонематического слуха, нахождение местоположения звука в слове.
Прячем в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, лошадка, машинку, матрешку, кошку и др. Предлагаем ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Игра «Собери игрушки в коробку»
Цель: Развитие фонематического слуха, нахождение местоположения звука в слове.
Смешарики принесли тебе много игрушек. Давай разложим эти игрушки по коробкам. Нарисуем на песке коробки, в которые сложим слова со звуком Ш. Разложи эти слова в коробки. Слова со звуком Ш в начале слова положи в 1-й короб, слова со звуком Ш в середине слова- во 2 –ю коробку, слова со звуком Ш в конце слова –в 3 коробку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»
Работая с детьми старшей группы , я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о собыиях своей жизни,не могут пересказать литературны...
Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»
Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....
Рисование песком как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Работа на конкурс "Воспитатель года"...
"Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств. Развитие речи у ребенка подчи...
«Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры как средство развития речи старшего дошкольного возраста....
Статья на тему: «Игры с песком как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходим...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В пособии представлены рекомендации по проведению пальчиковых игр для детей дошкольного возраста, в том числе в форме упражнений и небольших инсценировок сказочных сюжетов, цель которых – развит...