Презентация "Игры с песком как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
презентация по развитию речи
***
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_s_peskom_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка ». К. Д. Ушинский Научно-методической основой опыта является технология «рисование песком», который был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Формированием концепции «песочной терапии» ( sand - play ) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф . Карл Густав Юнг Дора Калфф Маргарет Ловенфельд
Большой вклад в развитие «песочной игры» внесли отечественные педагоги Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Зинкевич Татьяна - доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии . Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии . Автор ряда монографий по сказкотерапии . Грабенко Т.М. Сурдопедагог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии, игротерапевт , научный руководитель специальных (коррекционных) школ II вида Санкт-Петербурга и пос. Зеленоградска Калининградской области. Автор монографий в области креативных психолого-педагогических технологий, а также ряда книг по сказкотерапии , выходивших в издательстве "Речь". Обладатель знака "За гуманизацию школы".
Преимущества песочной игры: Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения: Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Игры с песком способствуют: - развитию артикуляции; развитию речевого дыхания; - развитию мелкой моторики рук; - автоматизации звуков в речи; - расширению словарного запаса; - развитию фонематического слуха и восприятия; развитию лексико-грамматических представлений; - развитию связной речи , обучению рассказыванию; - подготовке к обучению грамоте.
игры Все игры с использованием песка делятся на три направления: Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Главное - идет подготовка к обучению письму и чтению. Познавательные игры : с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Проективные игры : с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Игры с песком можно использовать как индивидуальную работу, так и подгрупповую, или же на фронтальных занятиях.
Материалы для песочной игры 1. Песочница «Малая» Деревянный ящик прямоугольной формы, традиционным размером 50*70*8 см. Используется для работы с сухим и влажным песком.
2 . Песочный планшет Деревянный поднос с цветным дном 3. Световой экран Деревянных ящик прямоугольной формы с двойным дном с подсветкой
3.Наборы лексических игрушек для игр с песком «люди», разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности; «животные» (дикие, домашние, доисторические); «птицы» (дикие, домашние); «обитатели водного мира» (рыбы, млекопитающие, крабы, моллюски); «дома» «деревья и другие растения»; «транспортные средства»; объекты ландшафта Земли; аксессуары (бусы, пуговицы, ракушки, камни, скалки, формочки, пластмассовые ножи,…)
4. Виды песка Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, не засыхает, не боится контакта с водой. Песок удерживает приданную ему форму, но в то же время рассыпаясь, течет, как кисель.
Живой песок очень мелкой фракции белого цвета. Песок не сохнет, практически полностью растворяется в воде, поэтому следует хорошо вытирать мокрые руки перед игрой и стараться избегать попадания влаги в песок.
Речной песок Промытый , прокаленный речной песок крупной или мелкой фракции
Кварцевый песок Окрашенный речной песок крупной или мелкой фракции
Радужный песок на 98% состоит из натурального песка, не засыхает, не боится контакта с водой. Песок удерживает приданную ему форму.
5. Песочные макеты по лексическим темам «Дикие животные наших лесов» «Домашние животные» «Домашние птицы»
«Обитатели пустыни» «На морском дне»
«Гиганты прошлого» «Животные жарких стран»
«Животные севера» «Профессии на стройке»
Занимательные игры и упражнения с песком в развитии речи детей дошкольного возраста
Работа по развитию речи у детей предполагает 3 этапа : 1 этап: Знакомство с песочной страной Цели: пробуждение интереса к занятиям с песком; знакомство детей с правилами поведения в песочнице. развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений
Знакомство с правилами поведения в песочнице
«Здравствуй, песочек» Цель: развитие тактильно-кинестетической ч увствительности, мелкой моторики рук
«Песочный дождь» Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук
2 этап: Путешествие по песочной стране Цели: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
« Дорисовывание фигур до предметов» Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве . « Секретики » Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
«Украсим коврик» Цель: совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в Пространстве, развитие графомоторных навыков. «Преврати букву» Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
«Рисуем дорожки» (обводка трафаретов) Цель: развитие графомоторных навыков
«Необыкновенные следы»
3 этап: В царстве песочной грамоты Цели : развитие диафрагмального дыхания; развитие артикуляции; автоматизация звуков в речи; развитие фонематического слуха и восприятия; коррекция лексико-грамматических нарушений речи; развитие связной речи детей, обучение рассказыванию проговаривание действий с песком
Игры для развития диафрагмального дыхания «Выровняй дорогу» Цель: развитие диафрагмального дыхания. «Дорога к другу» Цель: развитие диафрагмального дыхания.
«Добрый великан» Цель: развитие диафрагмального дыхания.
Упражнения для развития артикуляции с элементами биоэнергопластики
Игры для развития фонематического слуха и восприятия «Спрячь ручки, когда услышишь звук» «Две поляны»
«Выложи узор» «Клад»
Игры для автоматизации звуков «Звуковые дорожки»
«Горочка» «По камушкам шагай, звук называй»
Формирование лексико-грамматического строя речи - «Строители»; «Подбери слово»; «Загадки»; «Родные слова»; «Я делал – я сделал»; - «Секрет».
Развитие связной речи детей, обучение рассказыванию -«Мой клад»; -«Нарисуй и расскажи»; -«Дорисуй и составь предложение»; -«Две игрушки»; -«Что случилось».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний ...
Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка по работе с родителями Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Практические советы для родителей дошкольников по развитию речи детей через развитие мелкой моторики...
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - это высказывание принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. В этой фразе сконцентрирована важность развития мелкой моторики ...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно...
Игры с песком как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов ДОУ посвящен знакомству с песочной терапией. В ходе проведения мероприятия педагоги узнают о преимуществах данного направления, о его истории, об условиях проведения игр с п...