Выступление «Современные представления о профессиональной компетентности, сущность термина «компетентность»
консультация

Сагутдинова Лейсан Гусмановна

Компетентность - это обладание опытом и знаниями в определенной области

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, СУЩНОСТЬ ТЕРМИНА «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

Рассматривая сущность термина «компетентность», необходимо обратится к словарям, которые дают интегральную характеристику, отображающую в известной степени все современные подходы к его дефиниции. Некоторые из определений:

- компетентный (лат.competens [competentis] способный; соответствующий) 1.Обладающий компетенцией, правомочный. 2.Сведущий, знающий в определенной области.

- компетенция (лат. competereсоответствовать, добиваться, подходить) 1.Совокупность полномочий (обязанностей и прав) какого-нибудь должностного лица или органа, установленная уставом, законом данного органа или иными положениями. 2.Круг вопросов, в которых данное лицо владеет опытом, познаниями.

- компетентность - это обладание опытом и знаниями в определенной области.

Приведенные определения позволяют обозначить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога». Представляет собой обобщенное личностное образование, содержащее в себе высокий уровень психолого-педагогической, теоретико-методологической, методической и предметной подготовки как носителя определенных идеалов, ценностей и педагогического сознания.

Любая компетенция начинается со слова «уметь», так как основой компетенции является умение. Важны, однако не только умения, но и способности, знания соответствующие этой компетентности, личностные качества и конечно же опыт творческой деятельности. Поэтому компетенция - это интегральный показатель, степень готовности личности (включающая знания, способности, умения и позитивную мотивацию, опыт творческой деятельности), которая проявляется, формируется и реализуется в решении определенного комплекса учебных, профессиональных и других задач.

Ряд авторов свидетельствуют, что не зависимо от уровня обобщенности завершенный цикл решения педагогической задачи сводится к триаде «мыслить-действовать-мыслить» и объединяется с компонентами педагогической деятельности и умениями соответствующими им. В итоге, может быть представлена модель профессиональной компетентности педагога в перечне его практических и теоретических навыков и умений.

Различные грани подготовки профессионально компетентных специалистов изучают в педагогике, философии, психологии, социологии, андрагогике, теории и методике профессионального образования и многих других гуманитарных науках, и в междисциплинарных научных направлениях, которые имеют свой предмет изучения.

Перед специалистом будущего стоит ряд достаточно сложных объективных противоречий между соотношением собственных возможностей и конечно реальной профессиональной пригодностью, соотношением профессиональной значительности и зрелости образовательных потребностей, ожиданий, запросов, достаточностью существующего и необходимого опыта сочетания соуправления и управления, так же самоуправления процессом освоения профессии, неоднозначностью взаимосвязи и взаимопереход процесса и результата постижения профессиональной компетентности в стадию ее практического прикладного применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников

В рамках модернизации российского образования компетентностный подход рассматривается как одно из направлений обновления образования. В этой связи в основу содержания общего образования будут положены...

Методическая разработка. Профессиональный стандарт педагога. ИКТ- компетентность педагога.

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации....

Статья.Современный воспитатель: новые профессиональные компетентности в условиях реализации Национального проекта "Образование"

Что такое профессиональная компетентность педагога? Это соответствующие знания и опыт педагога, способного предвидеть возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и ...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Повышение педагогической компетентности в контексте ФГОС ДО"

Выступление на педагогическом совете на тему"Повышение педагогической компетентности в контексте ФГОС ДО."...

выступление на ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Профессиональная компетентность педагога ДОУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Профессиональная компетентность педагога ДОУ"...

Выступление на педсовете «Повышение профессиональной компетентности педагогов»

Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена процессом быстрого устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. Это, несомненно, выдвигает на...