Проект по художественно - эстетическому развитию в средней группе «В гостях у сказки».
материал (средняя группа)

Цаплина Елена Евгеньевна

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_hudozhestvenno-esteticheskomu_razvitiyu.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

       Проект по художественно - эстетическому                                            

                  развитию в средней группе

                        «В гостях у сказки»

                                         Воспитатель 54 группы:  Цаплина Е.Е.

                                                      Самара, 2023 год.

Проект по художественно - эстетическому развитию в средней группе «В гостях у сказки».

Введение.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Актуальность темы:

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

 А. Лесных

   Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Проблема:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

 

 Тип проекта: творчески-игровой; долгосрочный (декабрь 2023 – май 2024);

груповой (воспитатели, дети с родителями).

  Содержание проекта.

1 этап проекта ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (декабрь).

2 этап проекта ОСНОВНОЙ (январь, февраль, март, апрель).

3 этап проекта ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (май).

   Цель: воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

   Задачи:

1. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; выражать свое отношение к героям сказки.

 2. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения).

3. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения.

 4. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.

5. Создавать положительный эмоциональный настрой.

6. Воспитывать интерес к сказкам.

   Ожидаемые результаты:

1. К концу года дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.

   Формы работы: беседы, чтение сказок, показ сказок, продуктивная деятельность детей, выставки творческих работ детей.

   ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

1.Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка»

2.Консультации для родителей:

- «Сказка в жизни ребенка»

- «Читайте детям сказки»

- «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

3. Чтение русских народных сказок

4. Изучение методической литературы

5. Обогащение развивающей среды:

в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;

в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);

в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;

в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;

подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям;

 изготовление альбома для рассматривания:

- «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)

- «Предметы быта русской избы»

- «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам);

создание картотеки игр: русские народные игры - «Водяной»«Бабушка Маланья»«Волк и семеро козлят», «У медведя во бору»«Гуси- лебеди»,«Кот и мышь»,«Курочка -хохлатка», «Золотые ворота».

   Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь

сказку», «Назови сказку»«Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что

потом», «Из какой мы сказки?»«Из какой сказки волшебная вещь?»,

«Подбери иллюстрацию к сказке»«Сложи картинку и узнай сказку»,

«Сложи сказку»«Что лишнее?»«Узнай по описанию»«Путаница», «Ты

мне – я тебе», «Сказки о животных»«Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку».

   Загадки о сказках.

   Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.

   Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

   Физминутки по русским народным сказкам.

   Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки.

   Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

Основной этап

   Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

 

 Организация игровой деятельности:

- Слушание музыкальных произведений;

- Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»,

«На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам»;

- Занятие по художественному творчеству: рисование по русской народной сказки «Три медведя», лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок», аппликация «Заюшкина избушка»;

- Познавательное занятие: «Русские народные сказки из волшебного

сундучка», путешествие в сказку «Заюшкина избушка», пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», творческое рассказывание по сказке «Теремок», «Лучшие друзья», «Путешествие в королевство сказок», «На поляне сказок», «Путешествие по сказкам».

Завершающий этап

Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно - исследовательской деятельности.

1.Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»

2.Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»

3.Проведение викторины «Путешествие по сказкам»

4.Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим

5.Показ сказки «Теремок»

6.Итоговое мероприятие «По страницам сказок»

7.Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки

8.Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения по теме «В гостях у сказки»:

«Петушок – золотой гребешок»

«Гуси-лебеди»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«По щучьему велению»

«Морозко»

«Снегурочка»

«Три поросенка»

«Заюшкина избушка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

«Репка»

«Царевна лягушка»

«Зимовье зверей»

«Снегурушка и лиса»

«Маша и медведь»

«Как коза избушку строила»

«Кот, Петух и Лиса»

«Теремок»

«Лиса и заяц»

«Лиса и гуси»

«Лиса и козел»

«Лиса и журавль»

«Жихарка»

«Смоляной бычок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для средней группы «В гостях у Матрёшки»

С помощью данного материала, можно познакомить детей с русской народной игрушкой-матрёшкой....

Открытое интегрированное ОД по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию в средней группе "В гостях у снеговика"

Все занятие было построено на закреплении пройденного материала в средней группеВыявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении трех месяцев учебного года.Развивать в...

НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «В гостях у сказки»

Задачи:1.    Расширить и закрепить представления детей о литературных произведениях;2.    Формировать умение логически рассуждать, высказывать свое мнение;3....

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Калинка» «Развитие творческих способностей детей через неклассические техники рисования, лепки, аппликации» «Цветы Радуги»

ОБУЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ НЕЛЬЗЯ, НО ЭТО ВОВСЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ВОСПИТАТЕЛЮ СОДЕЙСТВОВАТЬ ЕГО ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОЯВЛЕНИЮ.Л.С.ВЫГОТСКИЙ...

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе "В гостях у сказки"

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе "В гостях у сказки"...