Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством нестандартных дидактических игр
методическая разработка (младшая группа)

Панкина Светлана Викторовна

    Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развивается физические силы ребенка тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость и инициатива.

   Л.С. Выгоцкий писал: «…ранний возраст сенситивен во всем», называл этот возраст «Золотой порой сенсорного развития». В нашей группе уделяется особое внимание дидактическим играм направленных на сенсорное воспитание детей, а так же развитие мелкой моторики рук. Как сказал известный педагог В.А Сухомлинский; «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Рука – это инструмент и прекрасный тренажер для рук. И это особенно важно для детей раннего возраста.

  Данная методическая разработка предназначена помочь педагогам дошкольного учреждения и родителям наиболее гармоничным и экономичным путем получить представление о всем разнообразии существующих методов сенсорного развития детей раннего возраста. Все описанные ниже игры и упражнения предлагают самый обширный материал для развития восприятия малышей и показывают, как можно быстро и просто изготовить самодельные разнообразные бытовые предметы для использования их в играх для сенсорного развития. В методическую разработку включены наиболее эффективные игры. Они не только нравятся детям, но и просты в подготовке и проведении, отвечают запросам этого возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                        «Первомайский центр образования»

           п. Первомайское, Выборгский район Ленинградская область

               Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством

                               нестандартных дидактических игр

                              Автор- составитель: воспитатель Панкина С.В

                                                                             

                                                               

                                                             2021г.

                                                     Пояснительная записка

   

    Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развивается физические силы ребенка тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость и инициатива.

   Л.С. Выгоцкий писал: «…ранний возраст сенситивен во всем», называл этот возраст «Золотой порой сенсорного развития». В нашей группе уделяется особое внимание дидактическим играм направленных на сенсорное воспитание детей, а так же развитие мелкой моторики рук. Как сказал известный педагог В.А Сухомлинский; «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Рука – это инструмент и прекрасный тренажер для рук. И это особенно важно для детей раннего возраста.

  Данная методическая разработка предназначена помочь педагогам дошкольного учреждения и родителям наиболее гармоничным и экономичным путем получить представление о всем разнообразии существующих методов сенсорного развития детей раннего возраста. Все описанные ниже игры и упражнения предлагают самый обширный материал для развития восприятия малышей и показывают, как можно быстро и просто изготовить самодельные разнообразные бытовые предметы для использования их в играх для сенсорного развития. В методическую разработку включены наиболее эффективные игры. Они не только нравятся детям, но и просты в подготовке и проведении, отвечают запросам этого возраста.

  1. Дидактическая игра подбери по цвету: «Волшебные прищепки –поймай бабочку»

Цель: развитие мелкой моторики рук, творческого воображения дошкольников

Дидактические задачи:

       

  • Учить детей манипулировать с предметами, проявлять свою фантазию;
  • Учить детей не только подбирать нужные прищепки по цвету, но и крепить их на правильные по цвету шнурки и бабочки, развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения
  •  Способствовать расширению и активизации новых слов, а также развитию памяти и мышлении

Материал: сенсорная доска со шнурками основных цветов, прищепки основных цветов, бабочки

 Ход игры: детям предлагается прикрепить прищепки на шнурки соответствующих цветов  ,потом задача усложняется на шнурки садятся бабочки нужно  на бабочку определенного цвета прикрепить прищепку такого же цвета.

Взрослый: Посмотрите какие у нас цветные шнурочки, давайте подберем по цвету прищепки. Вот смотрите зеленая прищепка, этот шнурок такого цвета? (показываем на шнурок другого цвета) - нет не такой. Вот такой. Это зеленый шнурок Давайте прищепку прикрепим к шнурку. Вот так (прикрепляем). А вот красная прищепка, ищем такой же шнурок. Теперь давайте все прищепки прикрепим к своим шнуркам. И т.д. ( рис.1)

(усложним) Смотрите, а на наши шнурочки сели бабочки, давайте их поймаем, прикрепим прищепками такого же цвета, как бабочки, чтобы они не улетели. (рис.2)

                                

                      рис. 1                                                                 рис.2

  1.  Дидактическая игра подбери по цвету : «Веселая рыбалка»

Цель: развитие мелкой моторики рук и зрительного восприятия (изучение цвета), воспитание терпеливости и настойчивости в работе, снятие эмоционального напряжения, развитие координации движений

Дидактические задачи:

  • Обогащать словарный запас детей
  • Учить группировать предметы по цвету
  • Развивать зрительное восприятие и внимание
  • Развивать навык соотносить предметы по цвету
  • Развивать мелкую моторику рук

Материал: сачок для ловли, лоток бассейн, 4 рыбки основных цветов, цветные капсулы основные цвета (из автоматов с игрушками), капсулы от киндер сюрпризов,4 лодочки основных цветов, 1 корзинка для капсул от киндер сюрпризов

Ход игры: перед началом игры детям предлагается окунуть пальчики в бассейн и пошевелить ручками, далее детям предлагается при помощи сачка выловить из бассейна предметы, рассортировать их по цвету в лодочки такого же цвета, далее задача усложняется добавляем в бассейн еще капсулы от киндер сюрпризов – их дети складывают в специальную корзинку.

Взрослый: «Сом плывет. Сам плывет, плавниками гребет. Пузом вертит, рака сердит. Не мешай на пути, воду нам не мути.  (потешка) (рис.1)

  Смотрите ребята какой у нас волшебный бассейн и там плавают рыбки, у нас есть вот такой сачок он поможет нам поймать рыбок, давайте попробуем. Маша ты поймала рыбку? Смотри к нам приплыли лодочки. А какого цвета рыбку ты поймала? Положи ее в лодочку, нет, Маша, надо положить рыбку в такую же цветом лодочку как она,  правильно, молодец Маша.  И т.д. ( рис.2 и 3)

(усложним)Смотри Маша, а к нам еще вот такие рыбки приплыли, их мы будем складывать в другую корзинку (капсулы от киндер сюрпризов). (рис.3)

   

                  рис.1                                          рис.2                                       рис.3

 

Список используемой литературы:

  1. Пилюгина Э.Г Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста – М.: Просвещение,1996.-112с.
  2.  Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб.-метод. пособие – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
  3. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2012 -112с.
  4. Выгоцкий Л.С  Собр.соч.в 6 т./ Л.С. Выгоцкий. –  М., 1984.
  5.  Савельева Е.А.  Солнышко на ладошке. Пальчиковые  и жестовые игры для детей от рождения до трех. – М.: ТЦ Сфера,2012. – 80с.

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»...

Проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»

    Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого нево...

Методическая разработка«Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Методическая разработка "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр" Актуальность проекта:Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста являетс...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Им...

Презентация "Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр"

В данной презентации я представляю свою работу по сенсорному воспитанию и развитию детей при помощи дидактических  игр...

Папка воспитателя года "Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр"

В данной папке представлено мое портфолео и метолическая документация по сенсорному воспитанию детей раннего возрасата посредством дидактических игр....