"Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
статья
Статья в образовательном СМИ "Педагогический альманах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publication.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Актуальность гендерного воспитания на данный момент значительна, поскольку направление программы гендерного воспитания учитывает то, что современное общество против того, чтобы мужчины и женщины располагали только набором преимуществ по своему половому признаку.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности и включает в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о мужчинах и женщинах, которые необходимы для нормальной и эффективной социализации личности ребенка. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, то есть гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Гендерные стереотипы — устойчивые для общества в конкретный исторический период представления о нормативном поведении мужчин и женщин, но и различные представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.
Стереотипы в отношении пола встречают ребёнка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые мы предлагаем детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Всё это сопровождается педагогическими комментариями: «Не плачь, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления эмоциональности у мальчиков; «Будь послушной и тихой — ты же девочка!», что формирует подчинённость у девочек. Человек приобретает традиционные гендерные стереотипы с детства и они могут сильно различаться в разных культурах, что часто не находит понимания.
Как показывает практика, в настоящее время в системе дошкольного образования возникают некоторые проблемы по вопросам гендерного воспитания. Во-первых, это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности и в результате, содержание воспитания и образования ориентировано только на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые различаются в физическом развитии и социальном поведении, в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений и в проявлении агрессии и многом другом.
Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году.
В результате психолого-педагогических исследований установлено, что именно в период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной роли, а именно:
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.
Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставит перед педагогом и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому нужно учитывать, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо.
Так же важно в работе с детьми проводить различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, целью которых будет формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей.
Особое значение в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре.
Поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков требует особого внимания. Необходимо руководствоваться задачами общего развития детей и федеральными государственными стандартами.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия. Мальчики хуже воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
На занятиях по творческой деятельности необходимо создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для них интересно или эмоционально значимо.
При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, важно обращать внимание на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью отражения в игре социальных образцов женского и мужского поведения, а также достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель поведения женщины-матери, и наличие атрибутики игрового пространства для игр – «путешествий», в которых мальчикам предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Успех гендерного воспитания детей можно обеспечить способами взаимодействия взрослого с ними, такими как:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
- медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
- частые похвалы в адрес детей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
- осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
Заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста и в игровой деятельности. Многие исследования отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики же любят дружеские активные игры, но не являющиеся проявлением агрессии, а создающие у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих играх и прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, будто это лишь бессмысленная беготня, приводящая к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишаются истинно «мужских игр», и это отрицательно сказывается на их личностном развитии.
Мальчика и девочку не рекомендуется воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития и понимать способ мышления.
При совместном воспитании мальчиков и девочек важной педагогической задачей, которую стоит отметить, является преодоление разобщенности между детьми и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать вместе, но с учетом их гендерных особенностей. Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена, например, через театрализованную деятельность. Также стоит отметить в развитии игровой деятельности детей младшего возраста и конструирование из крупного строительного материала.
Важно добавить, что для развития детей в игровой деятельности и для их воспитания с учетом гендерных особенностей в детском саду, необходимо ежедневно играть с воспитателем, а в семье – с родителями.
В дошкольных учреждениях, с учетом гендерного воспитания, с детьми проводятся различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, целью которых является формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом.
Проблема гендерной социализации является одной из актуальных в контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет активный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в комплексе педагогической системы. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в большой мере зависит от содержания воспитания, где важна роль игры.
В играх реализуются желания детей. В игре ребенок освобождается от чувства одиночества и познает радость сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто взрослые неправильно понимают, что значат их поступки, и возможно неправильно на них реагируют.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат.
Таким образом, хочется призвать всех постараться понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, таким разными и прекрасными, какими создала их природа.
Список литературы:
- Темаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ, Москва 2012г.
- Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.
- Радзивилова М.А. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4 (часть 2).
- Микляева Н.В. « Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГОС»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада
Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать работу гендерного подхода в воспитании де...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....
План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности? В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....