Дискуссияя "Проблема вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность"
материал

Олеся Владимировна Ходоско

формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; искать оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; искать оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Теоретическая часть

На мгновение представим себе следующую картину.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование, в котором мы обо всем рассказали. А педагоги могут ответить: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!»

Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И конечно так не должно быть. Однако трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно или даже пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Но ведь у педагогов и родителей одна цель, единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. И многие из родителей хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

В процессе общения, возникают трудности следующего характера:

родители не проявляют интереса к сотрудничеству;

- избегают контакта с педагогами;

- не активны в жизни группы;

- проявляется непонимание со стороны родителей;

- наблюдается безответственное отношение к собственным детям;

- нехватка времени для взаимодействия с родителями;

- проявление скрытности в разговоре;

- не все родители прислушиваются к советам, пожеланиям и просьбам педагога.

Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю. И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

В содержание профессиональной компетентности входят:

  • личностные качества и установки (личностный компонент);
  • знания (содержательный компонент);
  • умения и навыки (деятельностный компонент).

Составляющими личностного компонента являются:

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

Содержательный компонент включает в себя знания:

  • о семье, об особенностях семейного воспитания
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
  • о методах изучения семьи
  • о современных формах организации общения
  • о методах активизации родителей.

Составляющие деятельностного компонента – это:

  • Владение методами изучения семьи
  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Таким образом, педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Но над профессиональной компетентностью педагога в общении с родителями нужно постоянно работать. Нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе.

Перед началом дискуссии проводится тест

Тест для самооценки затруднений в работе с родителями.( Распечатать)

Сейчас проведём тест, который поможет вам оценить свои затруднения в общении с родителями. Он будет использоваться не для контроля, а для осознания вами ваших трудностей. Поэтому, отвечайте максимально искренне, ничего не скрывая. Если вы согласны с суждением, подчёркивайте ответ «Да», если не согласны – ответ «Нет». (Воспитатели получают бланк с тестом)

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями

Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны – ответ «Нет».

  1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребёнка, структуру семьи, уровень развития родителей. Да. Нет.
  2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребёнка. Да. Нет
  3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнёрские отношения. Да. Нет.
  4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.
  5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувство и поведение. Да. Нет.
  6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.
  7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.
  8. Как правило с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.
  9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы. Да. Нет.
  10. Удаётся развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребёнка, осознанное отношение к родительству.  Да. Нет.
  11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребёнком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.
  12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребёнка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома), размышлять над мотивами его поведения. Да. Нет.
  13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребёнком в семье. Да. Нет.
  14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями. Да. Нет.
  15. Развиваю интерес родителей к чтению научно – популярной, художественной и прочей литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.
  16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.
  17. Удаётся объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.
  18. Использую в контактах с родителями наглядно – текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и её перспективах. Да. Нет.
  19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.
  20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.

Обработка результатов:

Я называю номера вопросов. Если вы ответили на них отрицательно, обведите эти номера кружком. № 1, 10, 11, 13, 16, 17. Если у вас получилось три и более кружка, значит, вы испытываете трудности в умении учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей.

Я называю следующие номера, если в этих вопросах у вас отрицательный ответ, ставьте рядом с номером вопроса точку. № 3, 4, 5, 6, 7, 8. Если у вас оказалось три и более точки, значит, вы испытываете трудности в гибкости стиля общения, в умении сопереживать родителям.

Если у вас отрицательные ответы в вопросах № 2, 9, 12, 14, 15, 18, отметьте их галочкой. Если у вас получилось три и более галочки, вы испытываете трудности в умении использовать активные методы и формы общения с родителями. Об искренности ответов говорят вопросы №19, 20. Если в этих вопросах у вас одинаковые ответы, значит, вы были искренни с собой.

А теперь мы с вами подумаем: «Как поступить?»
Приглашаются 4 педагога. Работают в паре.

Задача: придумать конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель».

Каждой паре необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

(мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).

Упражнение «Решение педагогических ситуаций».

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

  • Вы вошли в приемную группы и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и обувающую ему сапоги. Как Вы отреагировали?

  • Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. Дворник заболел.  Перенести песок некому. "Вечером попросите родителей перенести песок", - предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

  • Воспитатель пригласил всех родителей на субботник по высадке цветов, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Психологическая пауза

Упражнение «Произнеси фразу»

Некоторым педагогам раздаются карточки:

  1. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком иронии.
  2. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком упрёка.
  3. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком вызова.
  4. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком безразличия.
  5. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком требовательности.
  6. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком доброжелательности.

Подведение итогов

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения. В этом вам поможет кодекс общения.

 «Как вести себя в конфликтной ситуации»

  1. Если между вами и родителями воспитанников возникают противоречия как поступить? Ответы педагогов.

(Совет: не старайтесь избегать их или обвинять во всём родителей, вызовите человека на общение);

  1. Если вы понимаете, что собеседник будет скандалить, как поступите? Ответы педагогов.

(Совет: сделайте так, чтобы ваше общение проходило наедине);

  1. Как контролировать свои эмоции, не сорваться, не нагрубить?

(Совет: Во время общения жёстко контролируйте свои эмоции, не срывайтесь на крик, не позволяйте себе неэтичных высказываний; нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя);

  1.  Если Вы поняли, что не правы?

(Совет: Оцените своё поведение, может вы действительно в чём- то не правы, извинитесь, признайте свою неправоту);

И еще несколько советов:

Не выражайте отрицательное отношение к собеседнику и попробуйте понять, в чём причина его недовольства; реагируйте не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение; на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;

В спокойной форме постарайтесь высказать собеседнику ваше мнение по данной ситуации; попробуйте воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.

Общайтесь с собеседником на равных, не показывайте своего превосходства, одинаково оценивайте свои поступки и поступки собеседника

Оцените ситуацию и попробуйте найти решение, которое будет устраивать вас обоих.

Подведение итогов

Педагогу в работе с семьей и важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения. Поэтому важно уметь находить общий язык с родителями.

Алгоритм ведения беседы с родителями

Предварительный этап - создание условий для эффективной беседы.

• Необходимо оборудовать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип "на равных", "глаза в глаза": два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение. Также там должны быть вешалка и зеркало.

• Предварительная договоренность о встрече

• Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио - видеозаписи наблюдений его деятельности.

Технология (правила) ведения беседы.

1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.

Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, высказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: "Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?"

В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.

В ходе разговора нужно обязательно учитывать культурные, национальные особенности человека, его образовательный уровень.

2. Беседа.

Во время беседы педагог сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором беседы является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.

Для лучшего понимания собеседника рекомендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.

Полезно научиться использовать положительные "открытые" жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе людей и сделает вас привлекательным для них.

Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия - вхождение в душевный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобраться в ней.

В ходе беседы используется простой, доступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.

Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем переживании, осмыслить сказанное.

Если вы "правильно" слушаете собеседника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам "продвигается" в решении своей проблемы.

При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и "обозначить" его чувства.

В основе этих навыков общения лежат гуманистические принципы: уважение к личности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.

Во время диалога применяется технология обратной связи (повторение и обобщение сказанного). Это дает возможность человеку понять, как его воспринимает собеседник. При этом используются следующие вводные фразы:

  • Правильно ли я Вас понял?
  • Если я ошибусь, Вы меня поправьте.

У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует такое сопротивление, он отмечает это: "Вам трудно принять... Вам не хочется согласиться ..." Таким образом педагог отказывается от стремления переориентировать собеседника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.

Не следует бояться отрицательного отношения родителей к результатам беседы. Главное - вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.

Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.

3. Окончание беседы.

Заканчивая разговор, можно сделать комплимент собеседнику: "Вы умеете разбираться в ситуации", дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать необходимую литературу, пригласить понаблюдать за ребенком в детском. Желательно договориться о повторной встрече.

Если беседа затягивается, можно посмотреть на часы и остановить разговор фразой: "А вот этот момент требует особого внимания. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спасибо, что пришли". После этого встать и проводить собеседника до дверей.

Анализ встречи с родителями

  1. Какова цель встречи с точки зрения её педагогической значимости для родителей
  2. Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы её проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.
  3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?
  4. С какими трудностями вы столкнулись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало или мешало вам с ними справляться?
  5. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринуждённость и пр.)

Памятка для педагогов

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

  • Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны
  • Преобладание оценочного стиля общения становится серьёзным источником конфликтов между воспитателем и родителями
  • Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям
  • Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами
  • Оформляйте, придумывайте интересные, интригующие приглашения на родительские собрания и мероприятия.
  • Уважай свое и родительское время. Всегда назначайте собрания за неделю до проведения. Если можно, укажите точное время начала и конца.
  • Всегда отчитывайтесь перед родителями о проделанной работе. Оформляйте папки, альбомы, отчеты об участии в мероприятиях. детского сада, о занятости детей, о родительской активности и т.д.
  • Как можно больше рассказывайте об инновационном в области дошкольного образования.
  • При посещении на дому заранее предупредите о цели посещения.
  • Почаще хвалите родителей за воспитание ребенка. Вручайте от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
  • К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделайте анализ работы за год и план работы на следующий год.
  • При мимолетной встрече с родителями никогда не рассказывайте о плохих сторонах его ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность"

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий ур...

Мастер-класс по теме «Газетная публикация как средство вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения»

Цель мастер-класса: "Формирование у педагогов практических навыков создания газетных публикаций в программе Microsoft Publisher 2010"...

Вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность через проведение совместных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей

Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации . Известно ,что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо...

Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов»...

Презентация управленческого проекта Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

Презентация управленческого проекта «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов&raq...

Акция в ДОУ,как форма вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс

Взаимодействие с семьей – одно из важнейших направлений деятельности   дошкольного учреждения....