Рабочая программа кружка « Я-патриот» Средняя группа
методическая разработка (средняя группа)
Рабочая программа кружка
« Я-патриот»
Средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2023-2024.docx | 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детский сад №8 «Зоряночка»
___________ С.Ю. Месикова
«___» ______________ 2023г.
Рабочая программа кружка
« Я-патриот»
Средняя группа
Воспитатели:
Ибрагимова З.Г.
Пенькова А.В.
г. Ессентуки 2023г.
Целевой раздел.
Пояснительная записка:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Цель:
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
-воспитание чувств гражданственности и патриотизма в процессе разнообразной детской деятельности;
-активное вовлечение родителей в решение задач патриотического воспитания;
– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Форма занятий: фронтальные (групповые), индивидуальные занятия.
Формы подведения реализации кружка: пословицы и поговорки;
народные сказки; народные подвижные, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, выставки рисунков, поделок, творческих работ.
Тип кружка: долгосрочный.
Направленность: гражданско-патриотическая
Основные направления работы по программе:
Профилактическое:
- Знакомство семьей. Знание своих родителей и ближайших родственников.
- Знакомство с детским садом.
-Знакомство с улицей, с районом, в котором проживаешь
-Знакомство с родным городом
Организационное:
- организация предметно-развивающей среды в группе;
- Разработка перспективного планирования тематических недель
- Изучение методической литературы и опыта работы педагогов по данной теме
- Повышение компетентности детей и родителей по вопросам, касающихся патриотического воспитания.
Количество занятий.
В месяц: 4 занятия.
В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.
Возрастная группа: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).
1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребёнка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Физическое развитие ребёнка. В среднем физические возможности ребёнка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся всё более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольный возраст становится более ловким и быстрым по сравнению с младшим. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребёнок быстро устаёт. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов развития физического развития, то от 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребёнок подрастает за год на 5-7 см и набирает 1,5-2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем всего детского организма. Психическое развитие ребёнка. В возрасте 4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребёнка сейчас, является наглядно - образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщённым, и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно – логическое. Значительно увеличивается объём памяти: уже ребёнок способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течении непродолжительного времени (15-20 минут) сосредоточенно заниматься каким – либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4-5 лет, воспитатели, дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребёнка.
2. Содержательный раздел.
2.1. Актуальность
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
2.2. Методы, используемые на занятиях кружка
Методы и формы работы с детьми:
- организованные занятия
- словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;
- практические формы обучения:
наблюдения, экскурсии, целевые прогулки
- рассматривание иллюстраций;
- организация сюжетно-ролевых игр;
- продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация (на закрепление).
-индивидуальные беседы
- Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.
Методы и формы работы с родителями:
- консультации;
- оформление уголков в ДОУ (группах);
-памятки-буклеты
- анкетирование;
- индивидуальные беседы
2.3. Организационно-методическое обеспечение программы
Программа кружка «Я-патриот» рассчитана на один год. Для успешного освоения программы кружка численность детей в группе должна составлять 20 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц во 2 половине дня, с сентября по май.
Возраст детей: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).
Сроки реализации: сентябрь 2022 г. по май 2023г.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.
Наполняемость групп: 21 человек.
2.4. Прогнозируемый результат
1.Проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему родного края.
2.Проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края.
3.Знать название: города, поселка, области, столицы нашей Родины.
4.Знать некоторые культурные традиции русского народа.
5.Уметь рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее. Уметь рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.)
2.5. Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком)
нравственно-патриотического воспитания;
государственная символика (буклеты, памятки по теме);
уголок иллюстрации с изображением природы родного края, памятников архитектуры, современных зданий родного города;
книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.
2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка
карандаши, краски, клей, ножницы, кисточки, альбомные листы, пластилин;
плакаты, иллюстративно-наглядный материал;
сюжетные картинки;
атрибуты для сюжетно-ролевых, игр
настольно-печатные игры;
детская художественная литература;
3. Организационный раздел
3.1. Перспективный план кружка
3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями
Месяц | Формы и методы работы |
Сентябрь | Ознакомить с планом работы по патриотическому воспитанию на учебный год. Анкетирование: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье». |
Октябрь | Рекомендация «Как воспитать маленького патриота» Консультации «Воспитание патриотических чувств через формирование любви к родному краю». Совместное оформление индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада. |
Ноябрь | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Мой выходной день» Стенд для родителей «Мы здесь живём» |
Декабрь | -Праздник «Здравствуй, елочка» Показать родителям результаты развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) - Мастерим дома. Изготовление поделок на городскую ёлку Вовлечение родителей в творческую деятельность |
Январь | -Обновить родительский уголок статьей -Памятка «Известные люди о любви к природе» -Конкурс поделок Вовлечение родителей в творческую деятельность |
Февраль | Акция «Покормим птиц» Буклет «Россия – страна, в которой мы живем» |
Март | Фотоколлаж «Милая мамочка моя» Оформление семейных уголков Листовка «Природоохранительная деятельность воспитателей, детей и родителей - важный путь патриотического воспитания» |
Апрель | Конкурс поделок «Пасхальный колокольчик» Развитие творческого потенциала семей Буклет «Расскажите детям о космосе» |
Май | «Бессмертный полк» «День Победы» Оформление стенда « помню и горжусь» |
3.3. Методическая литература
1. Вераксы Н.Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.
а», 2007 г
2.Виноградова, Л. А. Соколова. -2-е изд.- М.: Просвещение, 2007 г.
3.Матова В. Н. Краеведение в детском саду. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.
4.Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.
5.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
6.Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.
7.Дерягина Л. Б. Моя родина Россия. Серия «Малышам о родине». СПБ, издательский ДоМ «Литера», 2007 г.
8.Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозайка-Синтез,2005.
9.Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литера 2007 г.».
10.Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа
Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа...
Рабочая программа кружка «Юные патриоты» подготовительгная группа
Цель программыСоздание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природ...
Рабочая программа кружка "Звуковичок" в средней группе
Представлена программа кружка по подготовке к грамоте с детьми 4-5 лет....
Рабочая программа кружка «Юные патриоты» младшая группа
Цель программыВоспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям....
Рабочая программа кружка «Юные патриоты» средняя группа
Цель программы Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье,городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.В...
Рабочая программа кружка «Умелые ладошки» (средняя группа)
Рабочая программа кружка«Умелые ладошки» (средняя группа)...
Рабочая программа кружка "Юный патриот", подготовительная группа
1.2. Цели и задачи программы Цель программыСоздание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание и...
- Мне нравится (3)