Рабочая программа кружка « Я-патриот» Средняя группа
методическая разработка (средняя группа)

 Рабочая программа кружка

«  Я-патриот»

Средняя группа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2023-2024.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

«Утверждаю»

Заведующий  МБДОУ

детский сад №8 «Зоряночка»

___________ С.Ю. Месикова

«___» ______________ 2023г.

 Рабочая программа кружка

«  Я-патриот»

Средняя группа

Воспитатели:

Ибрагимова З.Г.

Пенькова А.В.

г. Ессентуки 2023г.

Целевой раздел.

Пояснительная записка:

Что мы Родиной зовем? 

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Цель:

   Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

-воспитание чувств гражданственности и патриотизма в процессе разнообразной детской деятельности;

-активное вовлечение родителей в решение задач патриотического воспитания;

– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Форма занятий: фронтальные (групповые), индивидуальные занятия.

Формы подведения реализации кружка: пословицы и поговорки;
 народные сказки; народные подвижные, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, выставки рисунков, поделок, творческих работ.

Тип кружка: долгосрочный.

Направленность: гражданско-патриотическая

Основные направления работы по программе:

Профилактическое:

- Знакомство семьей. Знание своих родителей и ближайших родственников.

-  Знакомство с детским садом.

-Знакомство с улицей, с районом, в котором проживаешь

-Знакомство с родным городом 

Организационное:

- организация предметно-развивающей среды в группе;

- Разработка перспективного планирования тематических недель

-  Изучение методической литературы и опыта работы педагогов по данной теме

- Повышение компетентности детей и родителей по вопросам, касающихся патриотического воспитания.

Количество занятий.

В месяц: 4 занятия.

В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.

Возрастная группа: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).

1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребёнка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

   Физическое развитие ребёнка. В среднем физические возможности ребёнка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся всё более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольный возраст становится более ловким и быстрым по сравнению с младшим. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребёнок быстро устаёт. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов развития физического развития, то от 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребёнок подрастает за год на 5-7 см и набирает 1,5-2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем всего детского организма. Психическое развитие ребёнка. В возрасте 4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребёнка сейчас, является наглядно - образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщённым, и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно – логическое. Значительно увеличивается объём памяти: уже ребёнок способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течении непродолжительного времени (15-20 минут) сосредоточенно заниматься каким – либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4-5 лет, воспитатели, дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребёнка.

2. Содержательный раздел.

2.1. Актуальность

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

2.2. Методы, используемые на занятиях кружка

Методы и формы работы с детьми:

- организованные занятия

- словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;

- практические формы обучения:

 наблюдения, экскурсии, целевые прогулки

- рассматривание иллюстраций;

- организация сюжетно-ролевых игр;

- продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация (на закрепление).

-индивидуальные беседы

- Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.

Методы и формы работы с родителями:

- консультации;

- оформление уголков в ДОУ (группах);

-памятки-буклеты

- анкетирование;

- индивидуальные беседы  

2.3. Организационно-методическое обеспечение программы

Программа кружка «Я-патриот» рассчитана на один год. Для успешного освоения программы кружка численность детей в группе должна составлять 20 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц во 2 половине дня, с сентября по май.

Возраст детей: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).

Сроки реализации: сентябрь 2022 г.  по май 2023г.

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.

Наполняемость групп: 21 человек.

2.4. Прогнозируемый результат

1.Проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему родного края.

2.Проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края.

3.Знать название: города, поселка, области, столицы нашей Родины.

4.Знать некоторые культурные традиции   русского народа.

5.Уметь рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее. Уметь рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.)

2.5. Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком)

 нравственно-патриотического воспитания;

государственная символика (буклеты, памятки по теме);

уголок иллюстрации с изображением природы родного края, памятников архитектуры, современных зданий родного города;

книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.

2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка

карандаши, краски, клей, ножницы, кисточки, альбомные листы, пластилин;

плакаты, иллюстративно-наглядный материал;

сюжетные картинки;

атрибуты для сюжетно-ролевых, игр

настольно-печатные игры;

детская художественная литература;

3. Организационный раздел

 3.1. Перспективный план кружка

Тема занятия

Кол-во

занятий

Программное содержание

Формы и методы работы

Сентябрь

Диагностика

2

Оценить знания и представления детей по данной теме на начальном этапе.

Опрос.

Моя семья-частичка моей Родины»

1

 работа над понятием «семья»; «родина», «Россия»

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках;

«Моя семья-частичка моей Родины»

1

рисование дома для всей семьи

рисование домашней утвари для игры в «Семью»;

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и город, где я живу»

1

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду;

Экскурсия по детскому саду

«Я люблю свой детский сад и город, где я живу»

2

 рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах города и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий;

составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад);

- рисование на тему «Мой город»

«Наш край» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям, презентациях)

1

Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.

Рисование «Природа моего края»  

Ноябрь

«Законы, по которым мы живем»

1

Работа над различным смыслом слова «закон»;

Разработка правил поведения в группе;

«Законы, по которым мы живем»

2

- беседа о правилах и законах в семье, детском саду;

- чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Дж. Родари

 -показ детьми кукольного спектакля для малышей;

- выставка поделок «Руками детей и их родителей

«Законы, по которым мы живем»

1

«Приключения Чиполино» (беседа о справедливости сказочного государства)

«Длинная коса – девичья краса»-развлечение ко дню матери

Декабрь

«Игры, пляски, хороводы-богатство русского народа»

2

- Беседа о праздниках;

- беседа о Новогодних символах;

- Оформление группы к празднику;
- развлечение «Дымка»;

«Игры, пляски, хороводы-богатство русского народа»

1

- рассказ о новогодних обычаях

 акция «Поможем птицам зимой»;

- новогодний праздник.

Русский народный костюм

1

Рисование на тему: «Роспись кокошника».  Познакомить детей с

традиционным русским костюмом и украшениями одежды

Рисование на тему: «Роспись кокошника»

Беседа на тему «Что носили наши предки».  Познакомить детей с русским

народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.

беседа на тему «Что носили наши предки».  Познакомить детей с русским

народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.

Беседа на тему «Что носили наши предки».  Познакомить детей с русским

народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.

Беседа на тему «Что носили наши предки

Январь

«Рождество Христово»

1

- разучивание стихов, колядок;

-Изготовление рождественских подарков;

«Наша Родина – Россия»

2

- народные игры;

- просмотр презентации;

 -слушание песен о Родине

 беседы о народных приметах;

- беседы о народных промыслах

 -семейные национальные праздники «Посиделки»

«Наша Родина – Россия» (продолжение)

1

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России;

 -работа над понятием «гражданин»;

 Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей;

Февраль

«Москва – столица нашей Родины»

1

Рассматривание макета города Москвы;

- рассказ об основании Москвы;

- Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве);

«Москва – столица нашей Родины»

2

 -обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва»;

- слушание песен о Москве

-конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля»;

-оформление стенда

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (к Дню защитника Отечества)

1

Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова;
- беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины;
- объяснение пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой»)

 - Просмотр видеофильмов «Защитники Отечества»;
- изготовление подарков папам и дедушкам

Март

«Моя мама»

2

«Мама – самое прекрасное слово на земле» (обсуждение);


- рассматривание репродукций картин («Мать и дитя»);



  Викторина «Что ты знаешь о своих родителях»;


- оформление семейных уголков;

 

«Моя мама»

1

-рассказы детей о своих мамах;

- изготовление подарков для мам;

«Моя мама»

1

- чтение стихов и пение песен о маме  

- рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси

Апрель

«Наши космонавты»

2

-Беседа о космонавтах (рассматривание иллюстраций);

- пословицы и поговорки о космонавтах

-  развлечение «Мы – космонавты»;

-конструирование космического корабля

«Наше государство – Российская Федерация»

2

Беседа о государстве – «Российская Федерация»;
- знакомство с различными городами России;


- знакомство с флагом, гербом и гимном России»;
- слушание гимна

- Разукрашивание в альбомах Российского флага;

- оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети»

 -изготовление поделок «Русь Христианская» к празднику Пасхи.

Май

«Этот День Победы»

1

- беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны;

 изготовление праздничных открыток;

«Этот День Победы»

1

просмотр фильмов о ВОВ

оформление стенда

Диагностика

2

 Оценить знания и представления по теме с сентября по май.

Опрос.

3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями

Месяц

Формы и методы работы

Сентябрь

Ознакомить с планом работы по патриотическому воспитанию на учебный год.

Анкетирование: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Октябрь

Рекомендация «Как воспитать маленького патриота»

Консультации «Воспитание патриотических чувств через формирование любви к родному краю».

Совместное оформление индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада.

Ноябрь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Фотовыставка «Мой выходной день»

Стенд для родителей «Мы здесь живём»

Декабрь

-Праздник «Здравствуй, елочка» Показать родителям результаты развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

- Мастерим дома. Изготовление поделок на городскую ёлку

Вовлечение родителей в творческую деятельность

Январь

-Обновить родительский уголок статьей

-Памятка «Известные люди о любви к природе»

-Конкурс поделок

Вовлечение родителей в творческую деятельность

Февраль

Акция «Покормим птиц»

Буклет «Россия – страна, в которой мы живем»

Март

Фотоколлаж «Милая мамочка моя»

Оформление семейных уголков

Листовка «Природоохранительная деятельность воспитателей, детей и родителей - важный путь патриотического воспитания»

Апрель

Конкурс поделок «Пасхальный колокольчик» Развитие творческого потенциала семей

Буклет «Расскажите детям о космосе»

Май

«Бессмертный полк»

«День Победы» Оформление стенда « помню и горжусь»

3.3. Методическая литература

1. Вераксы Н.Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

а», 2007 г

2.Виноградова, Л. А. Соколова. -2-е изд.- М.: Просвещение, 2007 г.

3.Матова В. Н. Краеведение в детском саду. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.

4.Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.

5.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.

6.Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.

7.Дерягина Л. Б. Моя родина Россия. Серия «Малышам о родине». СПБ, издательский ДоМ «Литера», 2007 г.

8.Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозайка-Синтез,2005.

9.Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литера 2007 г.».

10.Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа...

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» подготовительгная группа

Цель программыСоздание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природ...

Рабочая программа кружка "Звуковичок" в средней группе

Представлена программа кружка по  подготовке к грамоте с детьми 4-5 лет....

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» младшая группа

Цель программыВоспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям....

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» средняя группа

Цель программы Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье,городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.В...

Рабочая программа кружка «Умелые ладошки» (средняя группа)

Рабочая программа кружка«Умелые ладошки» (средняя группа)...

Рабочая программа кружка "Юный патриот", подготовительная группа

1.2. Цели и задачи программы Цель программыСоздание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание и...