Картотека опытов по познавательно - исследовательской деятельности. Тема: "Воздух"
опыты и эксперименты (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пешкина Алла Александровна

Картотека проведения опытов на занятиях в детском саду, с целью показать детям свойства воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_vozduh.docx105.29 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опыт 1. «Что в пакете?» (воздух есть вокруг нас)

Опыт 2. «Волшебные соломинки» (воздух есть в нас)

Опыт 3.  «Лодочки» (воздух обладает силой)

Опыт 4. «Загадочные пузыри» (воздух проникает в предметы)

Опыт 5. «Воздух не видим и прозрачен»

Опыт 6. «Почему не тонет мяч?» (воздух легче воды)

Опыт 7. «Смешной шарик» (воздух есть в нас, он может передвигать предметы)

Опыт 8. «Воздух легче воды»

Опыт 9. «Воздух имеет вес»

Опыт 10. «Откуда берутся волны?» (ветер – движение воздуха)

Опыт 11. «Разноцветные вертушки» (ветер – движение воздуха, воздух имеет силу)

Опыт 12. «Воздух не видим, но его можно обнаружить»

Опыт 13. «Чем больше воздуха, тем выше прыгает мяч»

Опыт 14. «Почему апельсин не тонет» (в кожуре есть воздух)

Опыт 15. «Мыльные пузыри» (образуются с помощью воздуха)

Опыт 16. «Воздух удерживает лёгкие предметы»

Опыт 1. «Что в пакете?» (воздух есть вокруг нас)

Оборудование: полиэтиленовый пакет на каждого ребёнка.

Ход. Дети рассматривают пустой пакет, обследуют его. Затем попросить детей провести открытым пакетом, как будто что-то набирают или ловят. Как только пакет надуется, станет упругим, завязать пакет. Что в пакете? (Воздух)

Вывод: воздух есть вокруг нас.

Опыт 2. «Волшебные соломинки» (воздух есть в нас)

Оборудование: стаканчики с чистой водой и коктейльные трубочки на каждого ребёнка.

Ход. Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? (ветер, поток воздуха). Затем попросить детей опустить трубочку в стакан и подуть в трубочку. Откуда появились пузыри? (мы выдохнули ветер, воздух)

Вывод: воздух есть внутри нас. Человек дышит воздухом, который попадает внутрь при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Из трубочки выходит воздух, он лёгкий поднимается сквозь воду вверх пузырьками и лопается.

Опыт 3.  «Лодочки» (воздух обладает силой)

Оборудование: тазик с  водой (большой), ореховая скорлупа (оригами из бумаги «кораблик») на каждого ребенка

Ход. Дети опускают свои лодочки в таз с водой. Предложить детям подуть на лодочки сначала слабо, потом с усилием. Что видим? (под потоком воздуха лодочки двигаются медленно и быстро)

Вывод: воздух обладает силой.

Опыт 4. «Загадочные пузыри» (воздух проникает в предметы)

Оборудование: ёмкость с водой, кусок поролона, деревянный брусок, комок земли  на каждого ребёнка.

Ход. Предложить детям опустить по очереди каждый предмет в воду. Что видим? (пузырьки воздуха)

Вывод: воздух проникает в некоторые предметы.

Опыт 5. «Воздух не видим и прозрачен»

Оборудование: ёмкости с водой, стаканчики на каждого ребёнка

Ход. Предложить детям опустить пустой стакан в воду, но стакан держать под наклоном. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха). Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Мы видим воздух? (нет, только пузырьки)

Вывод: воздух не видим и прозрачен.

Опыт 6. «Почему не тонет мяч?» (воздух легче воды)

Оборудование: ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка на каждого ребёнка.

Ход. Поиграем с мячиком в прятки? Помять мячик в ладонях. Какой он?  (упругий, мягкий), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (мяч плавает; он лёгкий, заполнен воздухом).
Погружают мяч на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (мячик выскакивает на поверхность воды)

Вывод: воздух легче воды.

Опыт 7. «Смешной шарик» (воздух есть в нас, он может передвигать предметы)

Оборудование: воздушный шарик на каждого ребёнка

Ход. Предложить детям надуть шарик. Что в шарике? (воздух). Предложить детям отпустить шарик. Что произошло? (воздух выходит из шарика и шарик двигается, летит).

Вывод: воздух есть в нас, он может передвигать предметы.

Опыт 8. «Воздух легче воды»

Оборудование: ёмкости с водой, надувные игрушки (круги, мячики, игрушки) на каждого ребёнка

Ход. Предложить детям опустить на дно надувные игрушки. Что происходит? (они не тонут, в них воздух).

Вывод: воздух легче воды.

Опыт 9. «Воздух имеет вес»

Оборудование: два одинаковых воздушных шарика, палка длиной 60 см, верёвка

Ход. Надуть 2 шарика, привязать к разным концам палки, подвесить палку, привязав веревку посередине. Что видим? (концы палки находятся на одной высоте). Проткнуть иглой один шарик? Что получилось? (шарик начинает сдуваться, воздуха становится меньше, этот конец палки поднимается вверх, так как становится легче, а конец палки с надутым шариком опускается вниз, так как тяжелее).

Вывод: воздух имеет вес.

Опыт 10. «Откуда берутся волны?» (ветер – движение воздуха)

Оборудование: ёмкости с водой, бумажные веера на каждого ребёнка

Ход. Предложить детям помахать веером над водой. Откуда появились волны? (веер движется, как бы подталкивает воздух). А на море откуда берутся волны? (происходит движение воздуха, то есть ветер, который создает волны).

Вывод: ветер – движение воздуха.

Опыт 11. «Разноцветные вертушки» (ветер – движение воздуха, воздух имеет силу)

Оборудование: вертушки на каждого ребёнка

Ход. Во время прогулки предложить детям поиграть с вертушками. Что видим? (Чем сильнее потоки воздуха (ветер), тем быстрее крутятся вертушки).

Вывод: ветер – движение воздуха, воздух имеет силу).

Опыт 12. «Воздух не видим, но его можно обнаружить»

Оборудование: флажки, ленты, воздушные шары, ёмкости с водой, коктейльные трубочки.

Ход. Предложить детям подуть на флажки, ленты, надуть шары, подуть в трубочки, опущенные в воду. Что происходит? (флажки, ленты начинают двигаться, шарики наполняются воздухом, вода начинает бурлить).

Вывод: воздух мы не видим, но можем его обнаружить.

Опыт 13. «Чем больше воздуха, тем выше прыгает мяч»

Оборудование: чуть спущенные мячи, сильно надутые мячи.

Ход. Предложить детям постучать об пол сначала спущенными мячами, затем надутыми. Что видим? (спущенные мячи плохо подпрыгивают, надутые подпрыгивают высоко).

Вывод: чем больше воздуха, тем выше прыгает мяч.

Опыт 14. «Почему апельсин не тонет» (в кожуре есть воздух)

Оборудование: ёмкость с водой, апельсин в кожуре, очищенный апельсин.

Ход. Опустить в ёмкость с водой сначала апельсин без кожуры. Что видим? (апельсин утонул). Затем опустить в воду апельсин в кожуре. Что видим? (апельсин плавает на поверхности).

Вывод: в кожуре апельсина есть воздух, с помощью которого он не тонет.

Опыт 15. «Мыльные пузыри» (образуются с помощью воздуха)

Оборудование: соломинки разного диаметра, ёмкости с мыльным раствором.

Ход. Предложить детям подуть в ёмкости с мыльным раствором. Что происходит? (образуются разные по размеру пузыри).

Вывод: мыльные пузыри образуются с помощью воздуха.

Опыт 16. «Воздух удерживает лёгкие предметы»

Оборудование: полоски бумаги, куски пластилина на каждого ребёнка.

Ход. Предложить детям подуть на полоски бумаги, убрав руки. Что видим? (полоска не упала, а удерживается). Предложить детям подуть на кусочки пластилина. Что видим? (пластилин упал на пол).

Вывод: воздух удерживает лёгкие предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Воздух-невидимка?»

Уважаемые коллеги, буду рада, если этот конспект поможет вам в изучении с детьми свойств воздуха (на основе опытов и игр)....

Творческая работа (обобщение педагогического опыта )"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте".

Обобщение педагогического опыта по теме:"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте"....

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно – исследовательской деятельности. Тема: «Воздух – волшебник»

Цель: Формировать у детей желание принимать познавательные задачи  и решать их через поисковую деятельность....

Картотека опытов по познавательно-исследовательской деятельности

Картотека опытов и экспериментов по позновательно-исследовательской деятельности в средней группе (вода, воздух, песок)....

План-конспект ООД ОО «Познавательное развитие» Природный мир (исследовательская деятельность) Тема: «Воздух»

План-конспект ООД ОО «Познавательное развитие»                    Природный мир (исследовател...

Картотека опытов по познавательно-исследовательской деятельности

Название опыта, его задача, описание хода дейтствия....