Дидактическая эко-игра
картотека (младшая группа)

Дидактическая эко-игра  «Мы садили огород…» для тетей 4-7 лет

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_2.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая эко-игра  «Мы садили огород…»

для тетей 4-7 лет

Цель игры: Формировать представления ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

Задачи:

- закреплять в речи детей обобщающее понятие «овощи», названия овощей;

- учить детей различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;

- уточнять знания детей об овощах, месте их произрастания и пользе для человека;

- упражнять детей в различении и сравнении цвета, формы, размера и количества предметов;

- развивать умение сравнивать предметы и группировать их по общему признаку;

- упражнять в определении пространственного расположения предметов;

- обогащать словарный запас детей за счет обозначения качеств предметов;

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

- развивать мелкую моторику рук, внимание, память, координацию движений, усидчивость;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе игры.

    Словарь: Названия овощей (помидор, репка, баклажан, морковь, кукуруза, огурец, кабачок, чеснок, горох, лук, капуста, свекла, перец, редис, тыква, картофель)

    Ожидаемые результаты:

У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.

Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.

Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.

Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.

Предлагаемая игра обладает не только развивающим эффектом, но и вызывает у детей бурю положительных эмоций. Когда мои воспитанники увидели её в самый первый раз, им всем захотелось первыми потрогать овощи, ведь они такие яркие, мягкие и приятные на ощупь. Казалось, пройдёт время, и дети потеряют к игре интерес, но не тут-то было! Дети уже ходят в подготовительную группу, а игра «Мы садили огород…» - по-прежнему одна из самых любимых в нашей группе!

Изготовленная игра представляет собой следующие материалы: 

Материал: 

  • макет грядки;
  • корзинки для хранения овощей;
  • вязанные модели овощей (капуста, морковь, огурцы, помидоры, перец, баклажаны, редис, чеснок);
  • карточки с изображением схем овощей (геометрические фигуры, соответствующие форме овоща);
  • картотеки загадок и стихотворений к играм (приложение).

Описание игр:

Игра многофункциональна, в зависимости от поставленных целей могут быть организованы следующие игры:

игра с макетом грядки и моделями овощей

 

 «Наш огород»

может быть использована педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, развитию речи.

Цель:

Формировать систему знаний, умений и навыков детей по обобщающей теме «Овощи»

Задачи:

  • формировать умение определять пространственное расположение предметов;
  • уточнять знания детей об овощах, о месте их произрастания, о пользе овощей для

человека;

  • формировать умение различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;
  • формировать умение использовать обобщающее понятие «Овощи»;
  • обогащать словарный запас за счет обозначения качеств;
  • развивать внимание, память, координацию движений, мелкую моторику рук.

Материал: 

  • макет грядки;
  • корзинки для хранения овощей;
  • вязанные модели овощей (капуста, морковь, огурцы, помидоры, перец, баклажаны, редис, чеснок).

Варианты игр с использованием игрового модуля «Огород»:

1.Педагог предлагает ребёнка собрать урожай. Ребёнок поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребёнок закрепляет названия овощей.

2.Предложить ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей.

Например: посадить морковь, капусту.

3.Сажая на «грядках» овощи, дети могут закреплять расположение предметов в пространстве.

Например: педагог предлагает детям посадить морковь, слева от неё капусту, а справа огурцы.

игры с моделями овощей

«Чудесный мешочек»

   Цель: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять овощ по его форме, правильно называть его. Развивать мелкую моторику рук.

    Материал: 

  • мешочек;
  • вязанные модели овощей (капуста, морковь, огурцы, помидоры, перец, баклажаны, редис, чеснок);
  • карточки с изображением схем овощей (геометрические фигуры, соответствующие форме овоща).

     Ход игры: 

Педагог показывает мешочек и говорит: 

Ребятки к нам сегодня в гости пришел Мишка и принес вот такой мешочек, а мешочек не простой, а чудесный.

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети берут из мешочка муляжи овощей и определяют, что это, называют его форму и цвет (играем до тех пор, пока мешок не опустеет).

Воспитатель показывает картинки с изображением геометрических фигур, а ребенок достает из мешочка овощ определенной формы.

«Опиши, а я отгадаю»

Цель: Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Задание: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

Игровое действие: загадывание воспитателю загадок.

  1. Игровые правила: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя следует четко и определенно.
  2. Материал: Овощи и фрукты раскладывают на столе. стул воспитателя ставят. чтобы растения ему не были видны.

Ход игры:

 «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам».

«Угадай по описанию»

Цель: закреплять знания детей о фруктах и овощах, развивать образное мышление, память, учить устанавливать логические связи, умение слушать и анализировать речь воспитателя.

Материалы: модели, овощей или их картинки.

Игровые правила. Детям четко и внятно описывают тот или иной фрукт или овощ, называя его характерные признаки, особенности использования и др. Дети, анализируя полученные сведения, пытаются догадаться, о каком объекте идет речь, называют его. За правильный ответ ребенок получает какое-либо поощрение (карточку, фишку и т.п.). Воспитатель показывает угаданный фрукт или овощ и

еще раз проговаривает его особенности и свойства.

игры с карточками

«Витаминный салат»

      Цель:

развитие у детей интереса к здоровому витаминному питанию.

Задачи:

- закреплять знания детей об овощах;

-уточнять представление о витаминах и продуктах, которые их содержат;

-формировать практические навыки по приготовлению салата;

-воспитывать трудолюбие, организованность;

-развивать у детей речь, воображение.

     Ход игры:

Воспитатель раздает карточки с названием салата и рецептом.

Получив карточку, ребёнок собирает "салат на заказ": 1 огурец, 2 помидора, 1 лук. Считаем сколько всего, правильно собрано и нужное ли количество.

«Четвертый лишний»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Задачи: Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственновременные, логические связи.Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь.Воспитывать внимательность

Материалы: карточки с изображением четырех объектов, один из которых не подходит под общую классификацию.

Задание детям: найти и назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний

«Овощехранилище»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Материал: 

  1. Вариант: Банка пластиковая, бочонок для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Вязанные овощи.
  2. Вариант: плоскостное изображение стеклянной банки, бочонка для закваски, ящиков для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. (приложение)

Ход игры:

У каждого ребенка набор маленьких карточек (или муляжей) с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды.

 

«Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры:

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети, не участвующие в бригадах, проверяют правильность отбора.

 «Кто скорее соберет»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры:

Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде». Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

«Подбери одежку»

Цель: формировать у детей представления об овощах и фруктах (форма, цвет), развивать речь, мышление, восприятие.

Материалы: трафареты фруктов и овощей.

Ход игры:

Ребенку дают трафарет (фрукт или овощ), спрашивают, на что похоже это контурное изображение и предлагают найти для него «одежку», т.е. представить этот фрукт (овощ) в реальности и подобрать характерный для него цвет. Приложить трафарет к выбранной карточке, показать результаты и озвучить свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические математические игры для дошкольников

В статье рассмотрены вопросы влияние игр на воспитание и развитие ребенка. Также предлагаются дидактические игры на занятиях по математике у старших дошкольников: игры с цифрами, путешествия во ...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...