Задержка психического развития и аутизм. В чем разница?
материал
Задержка психического развития и аутизм. В чем разница?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya_i_autizm.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка психического развития и аутизм. В чем разница?
1. Общение ( коммуникация).
- Дети с ЗПР рады бы пообщаться, но часто не знают, как это сделать, что сказать, с чего начать.
- Дети с аутизмом общаться не любят, эта функция для них безразлична. Они любят говорить сами с собой, находятся в своем мире.
2. Зрительный контакт.
- У детей с ЗПР он сохранен. Они с радостью слушают родителей, когда те читают сказки, листают книги, задают вопросы.
- У аутистов потерян зрительный контакт. Одним словом, они отворачиваются, прячут взгляд или отводят глаза в сторону, проявляя равнодушие к собеседнику.
3. Игровая сфера.
- Дети с ЗПР рады начать игру вместе со сверстниками или родителями. Со временем запоминают правила и способны выполнять просьбы, поручения, задания. С охотой манипулируют разными видами игрушек, любознательны ( в плане времяпровождения в игре)
- Дети с аутизмом избегают сюжетно-ролевых игр, равнодушны к совместной деятельности. Все игры однотипны: строят башни и разбирают, ставят машинки в один ряд, пересыпают крупу до бесконечности.
4. Однотипность движений.
- У детей с ЗПР таких признаков не наблюдается, только если к данному диагнозу добавляется иное неврологическое нарушение, вследствие которого появляются тики.
- У аутистов наблюдается стереотипность движений: кручение на одном месте, качание головой, стучание рукой по столу и т.д.
5. Вкусовые предпочтения
- У детей с ЗПР не наблюдаются особые предпочтения, они любят кушать разную пищу, со временем сами учатся кушать ложкой, как только созреет эмоционально-волевая сфера и улучшатся моторные навыки.
- Аутисты склонны к однообразию в еде. Иные продукты вызывают отвращение и капризы.
6. Эмоции.
- Ребенок с ЗПР с радостью встречает родителей, пришедших с работы, с легкостью распознает чужие эмоции.
- Ребенок с аутизмом имеет сложности с определением эмоций, он безучастен, когда родители возвращаются домой, проходит мимо, словно никого не замечает.
7. Обыденное поведение
- Дети с ЗПР могут себя занять игрой, имеющей определенный смысл. Могут капризничать, но это связано с тем, что какая-то деятельность не удается ( например, собрать паззл, мозаику и др.). При включении родителей и похвале, они с радостью завершают начатое. Активны, иногда чрезмерно активны, имеют желание узнавать новое, с радостью спешат на улицу.
- Дети с аутизмом любят находиться одни. Компания для них абсолютно не важна. Подолгу могут лежать на полу, смотря вдаль, мысленно улетать в свой выдуманный мир, "в своем измерении", часто не могут справиться с эмоциями, прячутся, выполняют одни и те же действия множество раз ( часто- ходят по кругу).
8. Речевые навыки
- Дети с ЗПР имеют словарный запас, характерный для того уровня развития, на котором они находятся. Например, если ребенку 5 лет, а его психическое развитие находится на отметке 3 года, то и речевые навыки часто совпадают ( речь есть, но она имеет ошибки, не все звуки выговариваются и др).
- Дети с аутизмом нередко имеют развитую речь, но говорят они в большей степени сами с собой.
9. Бытовые навыки самообслуживания
- При ЗПР дети могут достаточно долго иметь трудности с туалетными навыками, самостоятельным приемом пищи, но при корректирующих занятиях быстро выходят в норму и больше не имеют подобных проблем.
- У детей с аутизмом также имеются перечисленные трудности, но наряду с улучшениями состояния происходят частые откаты ( когда ребенок все делал сам, вдруг в какой-то момент приходится все начинать с самого начала)
10. Тактильная среда ( обьятия)
- Дети с ЗПР с радостью идут на контакт, любят прижиматься к родителям, обнимаются, неравнодушны к прикосновениям.
- Дети с аутизмом сторонятся любых прикосновений, это приводит их в ярость и вызывает негативизм по отношению к окружающим людям. Может начаться истерика.
Дети с ЗПР, проходящие коррекционные занятия достаточно быстро показывают положительные результаты и выходят в норму. Дети с аутизмом, к сожалению, не имеют возможности стать нормотипичным ребенком, их поведение всегда будет требовать наблюдения и помощи со стороны родителей и специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)
Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...
Игры для детей с задержкой психического развития, с задержкой умственного развития
Игры для развития детей ЗПР...