"Взаимосвязь развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми ОВЗ в условиях комбинированной группы"
статья (старшая группа)

Низамова Дильбар Галимовна

Работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми ОВЗ в условиях комбинированной группы»

В  теме  обозначены два понятия: развивающая среда и содержательное общение.

- Что мы называем содержательным общением?

Содержательная сторона общения – это совокупность материальной, когнитивной, мотивационной и деятельностной составляющих:

  • материальное общение – обмен предметами и продуктами деятельности человека для существования и развития;
  • когнитивное – передача знаний, навыков, умений;
  • мотивационное – передача друг другу побуждений, установок, мотивов к действиям в определенном направлении;
  • деятельностное общение – обмен навыками, операциями, умениями с целью совершенствования практики.

Я работаю с детьми нормотипичными и детьми ОВЗ в старшей группе комбинированной направленности. Дети ОВЗ – это дети с РАС с разными формами – от неговорящего дезадаптированного ребенка с низким уровнем интеллекта до детей наиболее близких к норме и дети ЗПР.

Позволю себе задать дополнительный вопрос.

- А каким может быть содержательное общение с детьми с РАС? 

- Что для этого необходимо?

Создание специальных образовательных условий, специальной развивающей среды.  

И это обусловлено тем фактом, что для аутизма характерны проблемы с установлением контакта, формированием отношений, организацией общения и мышлением.

Аутизм представляет собой комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных нарушений.

- Кто является  связующим звеном в организации среды и общения?

- Педагог!

- Какими качествами, в первую очередь,  должен он обладать?:

  • педагог, обладающий, прежде всего умением преодолевать барьеры общения;
  • умеющий влиять, оказывать психологическое воздействие на ребенка с учетом его личностных особенностей;
  • владеть всеми средствами коммуникаций, в особенности невербальной.

 

Акцентирую ваше внимание на невербальной коммуникации.

  • Кинестика – исследует внешние проявления чувств и эмоций (в основе лежит общая моторика) различных частей тела) – это мимика, жестика, пантомимика;

Лицо человека - «зеркало души» мимика почти не поддается контролю, по ней можно судить о действительном отношении к партнеру. Приветливое выражение, улыбка свидетельствуют о добрых намерениях

  • Такесика – изучает прикосновения, рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и т.д.;
  • Проксемика – рассматривает нормы пространственной и временной организации общения; 

Это то расстояние, на которое подпускает нас ребенок. Если по его ощущениям вы сели слишком близко (даже если это расстояние в два метра), а он не готов принять вас в свое личное пространство, то ребенок каким-либо образом продемонстрирует свое неудовольствие. Мы с детьми приходим к их зоне доверия. Это может быть уровень прикосновений.

  • Визуальное общение ("контакт глаз") – это важное дополнение к речевой коммуникации. 

«Посмотри на меня!» Мы здесь, мы рядом.

Для ребенка с РАС важна визуальная поддержка. Это крайне важная составляющая содержательного общения с детьми с РАС. Мы ввели визуализацию правил поведения, режима дня.  

Дети с РАС не интересуются ролевыми сюжетами, не копируют жизненные ситуации (семья, работа). Поэтому  мы  используем те развивающие игры, которые помогают ребёнку адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой.

На первое место выходят сенсорные игры: зрительные, тактильные, слуховые.

Наши дети нуждаются в Сенсорных перерывах.

В результате сенсорной перегрузки возникают атипичные реакции на сенсорные раздражители (слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые, двигательные).  У ребенка могут проявиться негативные формы поведения, такие как крики, раскачивания из стороны в сторону, удары головой, многократное повторение фразы, разбрасывание предметов и другие. В ситуации такого разрушающего стресса предлагаем им стимулирующие игрушки, такие как мягкие мячики, мячики - Су-Джок, кинетический песок и другие предметы.

В целях создания более комфортной и благоприятной среды в нашей группе есть возможность уединения – палатка - вигвам. Она позволяет ребенку чувствовать себя спокойнее и защищеннее.

 Дети с расстройствами аутистического спектра  нуждаются в особой безопасной поддерживающей среде. В этом нам помогает Яйцо Совы – это мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком и почувствовать себя в тепле, комфорте и безопасности, очень мощный инструмент сенсорной интеграции, помогающий ребенку почувствовать себя в мире, ощутить границы своего тела и научиться им владеть, снять напряжение и стресс.

В группе есть несколько кресел – мешков, способствующих мышечному расслаблению.

 Мы не  перегружаем сенсорную зону вещами. Большинство детей с аутизмом нуждаются в дополнительной стимуляции вестибулярной системы. Это дает возможность получить необходимую сенсорную стимуляцию, что может уменьшать повторяющиеся поведение.

Прыжки на фитболе или батуте помогают детям в координации движений, а также восприятия своего тела. Многие дети с аутизмом имеют проблемы с восприятием ощущений от мышц и суставов и пониманием положения своего тела в пространстве. Для этого у нас есть утяжелители, а для сна ребенка утяжеленные одеяла.

Общение ассоциируется у ребенка с теплотой, любовью и радостью. Мы стараемся оставаться ненапряженными. С какой стати ребенок станет общаться, если это не доставляет удовольствия?

Мы находим множество причин для общения. У нас нет хода пословице: «Когда я ем, я глух и нем».  Мы выражаем свое мнения простыми словами и урчанием котенка, которому нравится еда, жестами и мимикой – от поднятия большого пальца до отодвигания тарелки и качания головой. Нам сложно принимать пищу: кто - то лижет язычком, кто – то не умеет пить. Но дети нормы это принимают,  и не возникает вопросов, что наш Максим первый идет кушать и спать, а мы следом тихонько заходим и укладываемся, жестами друг другу показываем – «ТИХО».

А мальчик с ЗПР взял шефство над ребенком с РАС – он берет его за руку и показывает ему что делать, ведет его по коридорам детского сада, «контролирует» его деятельность во время групповых занятий – например: музыкальном.

Часто дети с РАС предпочитают, чтобы окружающая среда, обстановка была одинаковой, чтобы вещи и игрушки стояли всегда на одном и том же месте; могут предпочитать ходить одними и теми же маршрутами, придерживаться внешне бессмысленных распорядка и ритуалов. Болезненно и остро реагируют на какие-либо изменения. Наши – такие! И дети нормы поддерживают этот порядок.

Возможно, кто – то заметит, что это не содержательное общение в его полноценном виде. Но у ребенка есть Имя собственное и мы получаем отклик – это приятно, вызывает положительные чувства, заставляет его быть более открытым, предрасположенным к продуктивному разговору.

«Ты – Максим. Я – Дина. Посмотри на меня. Здравствуй! Доброе утро!»

 Это наш ежедневный ритуал. Наше приветствие. Мы протягиваем друг другу ладошки, касаемся друг друга. Мы говорим.

Если бы мы получили возможность увидеть и прочувствовать мир их ощущениями, то возможно, мы смогли бы открыть для себя еще одно измерение человеческого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "О формах общения взрослых с детьми"

Толерантность. Рекомендации к проведению родительского собрания....

Взаимосвязь развивающей среды и образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные ...

Презентация "Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп ДОУ"

Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер напра...

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной группы

Дошкольный возраст -наилучший период для коррекции. Детский сад является наиважнейшей ступенью в развитии детей и кореекции имеющихся нарушений. Специфика работы воспитателя на группе комбинированной ...

«Роль воспитателя в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы»

Коррекционно-развивающее направление включает в себя следующие задачи:Закрепление речевых навыков (звукопроизношения) на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;Развитие артикуляционной и то...