«Роль воспитателя в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы»
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Бибина Марина Юрьевна

Задачи и направления в работе воспитателя комбинированной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Роль воспитателя в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ

в условиях комбинированной группы»

Подготовила:

Учитель-логопед:

М.Ю. Бибина

Тамбов

2018

     ФГОС ДО одной из основных задач определяет «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».

Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми. Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано с изменением всей образовательной среды.

Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности, и особые образовательные потребности. Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи.

Воспитание и образование детей строится в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного учреждения.

Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.

Особенностями организации работы воспитателя в данной группе являются: ‒ совместное с учителем-логопедом планирование и проведение коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ОВЗ;

‒ планирование и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;

 ‒ обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом взаимных рекомендаций (воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед — советы воспитателя);

‒ консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;

‒ ведение необходимой документации.

Коррекционная работа в комбинированной группе строится по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса (логопед-воспитатель). Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают следующие разделы: ‒ логопедические пятиминутки; ‒ подвижные игры и пальчиковая гимнастика; ‒ индивидуальная работа; ‒ рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

В работе воспитателя комбинированной группы можно выделить два основных направления:

  1. Коррекционно-развивающее;
  2. Общеобразовательное.

Однако необходимо учитывать, что первое – коррекционно- развивающее – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.

 Коррекционно-развивающее направление включает в себя следующие задачи:

  1. Закрепление речевых навыков (звукопроизношения) на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
  2. Развитие артикуляционной и тонкой моторики.
  3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.
  7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.  Во второй половине дня выделяется специальное время для работы воспитателя по коррекции речи с подгруппами и отдельными детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для заданий (тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями). В данной тетради учитель-логопед прописывает содержание коррекционно-развивающей работы, а воспитатель указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы, по возможности, включать эти задания в индивидуальную работу, рекомендовать их родителям для закрепления дома.

  Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми.   Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.

Развитие у детей артикуляционной и тонкой моторики. 

  Развитие артикуляционной моторики (с элементами дыхательной и голосовой) осуществляется с самого начала обучения ежедневно. Как показывает опыт, вполне достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед завтраком, обедом и ужином и после сна. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.

  Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, собирать рассыпанные мелкие предметы, нанизывать бусы и т.п. 

Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. 

Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно.  Ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам воспитатель исправляет грамматическую ошибку только тогда, когда большинство детей не смогло этого сделать. Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа.

  Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.

  Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.  

Вторым направлением в работе воспитателя группы такого вида является общеобразовательное. Оно включает в себя:

  • Обучение на занятиях по всем разделам программы ДОУ (кроме раздела «Развитие речи»);
  • Воспитательная работа в соответствии с программой ДОУ;
  • Работа с родителями.

В задачи воспитателя так же входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Если в коррекционно - воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач их роли меняются.  

Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего тренинга для детей с ЗПР в старшей группе на тему: «Способы общения»

Этот тренинг позволяет дошкольникам научиться разным формам общения как вербальным, так и невербальным....

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОНР в старшей группе «Жилища животных».

Занятие направлено на расширение и обогащение словарного запаса детей по теме "Жилища животных"....

Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.

Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям с проблемами...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушением зрения старшей группы "Мои игрушки"

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы с нарушением зрения. Тема "Мои игрушки"...

«Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ в разновозрастной группе» Тема: «Космические спасатели»

Цель:Коррекция психофизических дефектов воспитанников через активизацию познавательных процессов разными формами работыЗадачи:Коррекционно-образовательные:Формировать представления об окружающей дейст...

«Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ в разновозрастной группе»

Цель занятия:Расширение знаний и представлений о профессиях и развитие интереса к профессиям, через активизацию познавательных процессов разными формами работыЗадачи:закрепить знания детей о профессии...

Игровая коррекционно-развивающая технология обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ «Волшебный коврограф"

А Вы применяете инновационные технологии в своей работе? Я иду в ногу со временем и активно использую как традиционные, так и инновационные методики и технологии в коррекционной работе с детьми в свое...