«Роль воспитателя в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы»
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Задачи и направления в работе воспитателя комбинированной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Роль воспитателя в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ
в условиях комбинированной группы»
Подготовила:
Учитель-логопед:
М.Ю. Бибина
Тамбов
2018
ФГОС ДО одной из основных задач определяет «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми. Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано с изменением всей образовательной среды.
Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности, и особые образовательные потребности. Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи.
Воспитание и образование детей строится в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного учреждения.
Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.
Особенностями организации работы воспитателя в данной группе являются: ‒ совместное с учителем-логопедом планирование и проведение коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ОВЗ;
‒ планирование и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
‒ обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом взаимных рекомендаций (воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед — советы воспитателя);
‒ консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;
‒ ведение необходимой документации.
Коррекционная работа в комбинированной группе строится по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса (логопед-воспитатель). Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают следующие разделы: ‒ логопедические пятиминутки; ‒ подвижные игры и пальчиковая гимнастика; ‒ индивидуальная работа; ‒ рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
В работе воспитателя комбинированной группы можно выделить два основных направления:
- Коррекционно-развивающее;
- Общеобразовательное.
Однако необходимо учитывать, что первое – коррекционно- развивающее – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.
Коррекционно-развивающее направление включает в себя следующие задачи:
- Закрепление речевых навыков (звукопроизношения) на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
- Развитие артикуляционной и тонкой моторики.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Во второй половине дня выделяется специальное время для работы воспитателя по коррекции речи с подгруппами и отдельными детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для заданий (тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями). В данной тетради учитель-логопед прописывает содержание коррекционно-развивающей работы, а воспитатель указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы, по возможности, включать эти задания в индивидуальную работу, рекомендовать их родителям для закрепления дома.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.
Развитие у детей артикуляционной и тонкой моторики.
Развитие артикуляционной моторики (с элементами дыхательной и голосовой) осуществляется с самого начала обучения ежедневно. Как показывает опыт, вполне достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед завтраком, обедом и ужином и после сна. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.
Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, собирать рассыпанные мелкие предметы, нанизывать бусы и т.п.
Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам воспитатель исправляет грамматическую ошибку только тогда, когда большинство детей не смогло этого сделать. Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа.
Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.
Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.
Вторым направлением в работе воспитателя группы такого вида является общеобразовательное. Оно включает в себя:
- Обучение на занятиях по всем разделам программы ДОУ (кроме раздела «Развитие речи»);
- Воспитательная работа в соответствии с программой ДОУ;
- Работа с родителями.
В задачи воспитателя так же входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Если в коррекционно - воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач их роли меняются.
Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего тренинга для детей с ЗПР в старшей группе на тему: «Способы общения»
Этот тренинг позволяет дошкольникам научиться разным формам общения как вербальным, так и невербальным....
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОНР в старшей группе «Жилища животных».
Занятие направлено на расширение и обогащение словарного запаса детей по теме "Жилища животных"....
Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.
Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям с проблемами...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушением зрения старшей группы "Мои игрушки"
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы с нарушением зрения. Тема "Мои игрушки"...
«Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ в разновозрастной группе» Тема: «Космические спасатели»
Цель:Коррекция психофизических дефектов воспитанников через активизацию познавательных процессов разными формами работыЗадачи:Коррекционно-образовательные:Формировать представления об окружающей дейст...
«Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ в разновозрастной группе»
Цель занятия:Расширение знаний и представлений о профессиях и развитие интереса к профессиям, через активизацию познавательных процессов разными формами работыЗадачи:закрепить знания детей о профессии...
Игровая коррекционно-развивающая технология обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ «Волшебный коврограф"
А Вы применяете инновационные технологии в своей работе? Я иду в ногу со временем и активно использую как традиционные, так и инновационные методики и технологии в коррекционной работе с детьми в свое...