Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе.
презентация

Чепурина Виктория Витальевна

Презентация к выступлению на семинаре.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе» 202 3 ГБДОУ №35 Пушкинского района Санкт-Петербурга Чепурина В.В .

Слайд 2

Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (далее – федеральный проект, проект «Патриотическое воспитание) реализуется в период с 2021 по 2024 годы. Федеральный проект направлен на укрепление воспитательной составляющей системы образования, будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей и расширит их участие в принятии решений, которые затрагивают их права и интересы

Слайд 3

1 2 Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами. Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. «Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

Слайд 4

Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей играет художественная литература . Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Знакомство детей с художественной литературой надо начинать в раннем возрасте с народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Особым жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. Для чтения детям надо подбирать художественные произведения разных жанров, объёма, стилей и форм, разных авторов. Но, обязательно знакомить детей с творчеством лучших русских писателей, поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого

Слайд 5

После прочтения художественного произведения необходимо провести с детьми беседу, дети должны поделиться своими впечатлениями от услышанного. В этом возрасте у дошкольников сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, надо использовать наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. В старшем дошкольном возрасте книга становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Для воспитания нравственных и патриотических чувств у детей необходимо тщательно п одбирать произведения на определенные темы. Рассказы и стихотворения о природе Проза и стихи о Великой Отечественной Войне Рассказы о родном городе (столице России) Рассказы о различных профессиях Повести и рассказы из жизни сверстников

Слайд 6

Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Воспитательная сила художественной литературы направлена на развитие у детей нравственных качеств, формирование образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Слайд 7

. Список произведений художественной литературы нравственной направленности для чтения детям 5 – 7 лет: - Агебаев А. «День Победы»; - Александров З. «Дозор»; - Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной Войне», «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах); - Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»; - Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За Родину»; - Беляев А. «Хочу быть военным моряком»; - Бойко Р «Наша Армия родная»; - Благинина Е. «Шинель»; - Браиловская Г. «Ушки – неслушки»; - Бутмин И. «Трус»; - Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну»; - Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор»; - Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»; - Дриз О. «Добрые слова»; (Весь список в приложении)

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное и умственное воспитание детей через приобщение к художественной литературе

В консультации раскрыта значимость художественной литературы в развитии детской речи....

Нравственное и умственное воспитание детей через приобщение к художественной литературе

В статье содержится информация о значении художественного жанра в развитии и воспитании ребёнка....

Нравственное воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе

Приобщение ребенка к литературе способствует морально- нравственному воспитанию: усвоению вечных ценностей- состраданию, милосердию, стремлению к добру и неприятию зла....

ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе.

Материал о развитии речевых функций ребёнка средствами художественной литературы....

Педагогический совет по теме "Речевое развитие дошкольников через приобщение к художественной литературе"

Это презентация педагогического совета, которая транслируется во время  проведения педсовета. Начинается она с актуальности темы - это результаты анкетирования  родителей и опроса детей. Зат...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. В статье рассматриваются методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников через приобщение к детской литературе. Описаны основные принципы и подходы к использованию литерату...