Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе.
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) по теме
Материал о развитии речевых функций ребёнка средствами художественной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе
воспитатель МДОУ д/с №24 г. Зеленогорска
Дёмина Галина Петровна
Каждый педагог стремиться к тому, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной и точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка. Проработав в детском саду много лет, я убедилась, что основным средством для речевого развития детей является книга.
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению сегодня как никогда актуальна. Техника (видео, компьютеры), дающая готовые образы, ярко воздействует на детей, ослабляя интерес к книге, тем самым лишая ребёнка важного средства речевого развития. Данная проблема коснулась и детей моей группы. По результатам обследования, у большинства из них был выявлен низкий уровень развития речи (50% - низкий уровень, 35% - средний, 15% - высокий), а также воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Бесспорно, невозможно и ненужно лишать ребёнка того, что принёс прогресс, но следует помочь ребёнку полюбить и научиться понимать книгу.
Цель моей деятельности: развитие речевых функций ребёнка средствами художественной литературы, с учётом его психологических особенностей и потребностей.
В процессе данной педагогической деятельности следует решить следующие задачи:
1. Создание условий для развития интереса и активного тяготения детей к книге.
2. Формирование у детей литературного вкуса через отбор произведений в зависимости от возрастных и личностных особенностей.
3. Развитие монологической и диалогической речи у детей в процессе занятий по ознакомлению с художественной литературой и свободного чтения.
4. Развитие творческих способностей и воображения детей через введение театрализованной игры, художественно - продуктивной деятельности.
5. Развитие нравственной культуры детей, через усвоение содержания художественных произведений и его правильное понимание.
6. Регулирование развития процесса семейного чтения.
Результативность процесса по развитию речи через приобщение ребенка к художественной литературе определяю с помощью педагогической диагностики.
Речь детей обследуется по нескольким параметрам, и оценивается в трёх бальной системе:1 балл – низкий уровень, 2 – средний, 3 – высокий.
В качестве диагностического инструментария применяю материал, предложенный авторами программы «Радуга» в пособии по развитию речи «Учусь говорить», а также методику изучения детской лексики (авт. Е.М. Струнина, О.С. Ушакова).
Для освоения нового содержания по развитию речи детей, я определила наиболее приемлемые формы, приемы и методы работы, позволяющие достичь существенных результатов в активизации словаря, развитии грамматического строя и связной речи на основе ознакомления с художественной литературой.
Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого определённые условия. Поэтому в первую очередь организовала предметно – развивающую среду в группе, способствующую расширению жизненного пространства ребёнка, свободу его проявлений, эмоциональный комфорт.
В нашей группе создан центр речевого развития, где находятся дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предметные и сюжетные картинки, репродукции, иллюстрации, портреты писателей. Мини – библиотека «Читалочка», где находится литература, соответствующая возрасту и интересам детей, где дети могут презентовать книги, принесённые из дома. В старшем дошкольном возрасте появляется полочка «Читаем сами», с книгами, текст которых предназначен детям, недавно научившимся или обучающимся читать самостоятельно. Для психологического комфорта в группе организован «уголок уединения», где ребёнок может посидеть один с любимой книжкой, послушать аудио - записи литературных произведений.
Для обыгрывания прочитанных сказок, рассказов и др. в группе функционирует театральный центр, где собраны различные виды театра: кукольный, перчаточный, теневой, би-ба-бо. Создан мини – подиум с занавесом для «театра одного актёра».
Широко использую в своей работе дидактические игры по ознакомлению дошкольников с художественной литературой: «Доскажи словечко», «Придумай рифму», «Сочини сказку», «Сказка наоборот», «Допиши сказку», «По дорогам сказок», «Разноцветные слова». В процессе этих игр у детей активно используется литературный опыт в их творческой речевой деятельности. Кроме дидактических, активно использую во всех возрастных группах подвижные игры с текстом, хороводные игры с текстом. Стараюсь возродить для детей ушедшую в прошлое содержательную часть детских игр, такую, как игровая прелюдия или игровой зачин.
На занятия подбираю художественные тексты по тематике соответствующей возрасту, интересам, индивидуальным особенностям детей, а также общественным событиям, праздникам, временам года.
При разработке структуры занятий предусматриваю такой анализ литературного произведения, который мог бы научить детей различать жанры художественных произведений, способствовал бы пониманию специфических особенностей. В каждое занятие включаю творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, которые служат развитию активного словаря.
Обогащаю содержание занятий через включение в их структуру развивающего активизирующего общения, дружеских бесед, для обучения диалогу.
Вне занятий организовываю для детей литературные утренники и праздники. Дети наряжаются в костюмы любимых сказочных героев. Привлекаем к подготовке и участию родителей.
Вне занятий читаю детям ежедневно, использую чтение с «продолжением», т.е. произведения большие по содержанию, которые читаю детям в течение длительного времени. Ребятам старшего дошкольного возраста - не менее 30 минут в день, а ребятам младшего дошкольного возраста - не менее 15 минут в день. Произведения для свободного чтения выбираю сама или полагаюсь на выбор детей, родителей. Часто произведения подбираются в зависимости с событиями в группе.
Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, рисовании и других видах творческой деятельности.
Диагностика на выпуске детей в школу показала, что выросло количество детей с высоким уровнем речевого развития, детей с низким уровнем нет (25% - высокий, 75% - средний).Речь детей стала более выразительной, яркой и эмоциональной.
Кроме того, дети проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений, бережно относятся к книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ И ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ теоретический семинар для воспитателей
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ И ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ теоретический семинар для воспитателей...
Методическая разработка "Развитие речи дошкольников через приобщение к произведениям художественной литературы в старшей группе по ФГОС"
Цель: расширение представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма.Задачи:• учить измерять пульс человека• обратить внимание на взаимосвязь дыхания и сердцебиения...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.
Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок. срок...
Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»
Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»...
Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и театрализованной деятельности"
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевединеие, и эта тенден...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»...
«Развитие речи дошкольников через приобщение к произведениям художественной литературы»
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации ...