Методическая разработка " Кукла Матрешка"
план-конспект занятия (старшая группа)
Аннотация Конспект занятия " Кукла Матрешка" Горлова Н.А.. Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле, формироватьу детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство долга и радости от встречи с куклой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.zan_.kukla_matryoshka.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад
комбинированного вида№8 села Успенского муниципального образования Успенский район
Конспект занятия « Кукла матрешка».
Подготовила воспитатель :
Горлова Н.А.
2022год
Содержание:
Привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле; формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклой; закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту; развивать фантазию, мышление, внимание; приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую и музыкальную деятельность.
Предварительная работа:
Знакомство со свойствами дерева, пластмассы, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – из глины (дымковские игрушки), деревянная матрёшка, организация в группе мини - музея «Куклы прошлого века» (с участием родителей).
Чтение книги Т.Д. Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, разучивание потешек, стихотворений, песен.
Использование малых форм фольклора в развитии речи.
Знакомство детей с элементами растительного узора.
Оборудование и материалы: куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная (музей кукол), Разрезные картинки (пазлы) -3 шт, столы-3 шт, иллюстрации кукол, письмо (для сюрпризного момента), куклы-пеленашки по количеству гостей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам расскажу историю об одной удивительной кукле, она деревянная и жила в далекой стране, которая называется - Япония.
Воспитатель:
Много лет назад в Россию из далёкой страны - Японии привезли деревянную фигурку - добродушного, лысого старичка. Изображала эта кукла мудреца - «Фукуруму». Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья (показ фото).
Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной.
Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (матрешку).
(ребенок берет матрешку с полочки)
Воспитатель: Матрешка это любимый всеми российский сувенир. Появилась матрешка очень давно. Это настоящая русская красавица. Чем знаменита русская матрешка?
Матрешечка, матрешка, русская краса:
Румяные щечки, глазки – бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан,
На голове платочек – не найдешь изъян!
На первый взгляд – простая, но радует взор
В росписи одежды затейливый узор,
Милая улыбка и секрет внутри
Сколько же в ней куколок?
Ну – ка разбери!
Воспитатель: Да – это кукла с секретом. Что за секрет у матрешки?
Разломлю я пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся!
Воспитатель: Да, действительно, кукла с секретом.
-Ребята, а кто желает рассказать о всеми любимой народной кукле? (рассказ детей о матрешке, можно с помощью вопросов)
Ребенок: (выходит к столу и рассказывает о матрешке)
Матрешка – это расписная, веселая деревянная кукла, ее сделали народные умельцы. Все матрешки разные: они разного размера, у них разное настроение. Для работы художники использовали только яркие краски, такие как: красная, желтая, синяя. У всех матрешек разное настроение: есть матрешки веселые, радостные, добрые.
Воспитатель: Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем - то и схожесть. Чем похожи матрешки?
Дети: У каждой матрешки есть платочек на голове, одежда яркая, праздничная.
Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.
Физминутка «Веселые матрешки» под муз. сопровождение
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку
Топают матрешки то правую ногу, то левую)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо )
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку
Топают матрешки (топают).
(проходят на свои места)
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку:
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Веселит, ласкает взор
Пёстрый радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки!
Просто загляденье!
Всем на удивление!
Воспитатель: Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке.
Дети: Это дымковская кукла!
Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской?
Дети. Она вылеплена в селе - Дымково.
Вос-ль. Правильно, она названа по имени села, в котором ее сделали. Ребята, а что мы с вами знаем о дымковской кукле?
Ребенок: Дымковская кукла сделана из глины, она белого цвета. Все куклы очень яркие, так как художники брали только краски ярких цветов такие как: зеленая, синяя, оранжевая, голубая, желтая. Настроение у них радостное, веселое.
Воспитатель: Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково делали не только кукол.
А вот кого еще делали дымковские мастера, мы с вами сейчас скажем, если заглянем вот в этот конверт (3 конверта: открываю конверт, показываю разрезные картинки).
Ой, ребята, что здесь?
Дети: Разрезные картинки.
Воспитатель: А давайте мы с вами их соберем и узнаем, кого еще делали в селе Дымково.
Дети собирают пазлы и называют, что у них получилось, рассказывают стихотворения.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Так кого еще делали дымковские мастера?
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Разноцветный, голосистый
Яркий, красочный, пятнистый
А как встанет поутру,
Запоет: «Кукареку».
Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?
Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.
(проходят на стульчики)
Воспитатель: Ай да молодцы вы у меня, как вы много знаете. Удобно ли играть с глиняной куклой? (нет....)
Воспитатель: Почему?
Ребенок: Глиняная кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по знакомству детей с русской матрешкой.
Представлены конспекты занятий, стихи, рассказывается об истории матрешки....
методическая разработка "Кукла Катя в гостях"
конспект занятия для детей раннего возраста.Цель: Уточнить представления детей о мебели...
Методическая разработка. «Кукла Катя в гостях у ребят»
.Программное содержание: Побуждать детей сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи. Закрепить сравнивать предметы по длине и обозначать результаты ...
Методическая разработка "Кукла Звуковичка"
Данный материал предназначен для работы с детьми по развитию речи в подготовительной к школе группе...
Методическая разработка "Кукла Маша обедает"
Методическая разработка "Кукла Маша обедает".Разработали:Воспитатели группы "Малышок" Лещева А.Е. и Докучаева А.В.Атрибуты:Ложки, вилки, тарелки, кружки на липучке.Описание: Д...
Методическая разработка "Кукла Катя идёт на прогулку"
Конспект НОД по ФГОС в первой младшей группе Тема: «Кукла Катя идёт на прогулку»Цель: формирование у детей знания о предметах гардероба, речевое развитие детей, развитие внимания и па...