Методическая разработка "Кукла Звуковичка"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Данный материал предназначен для работы с детьми по развитию речи в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Звуковичка" | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Методическая разработка
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел : Развитие речи
Тема: «Дидактическая кукла «Звуковичка»
возрастная группа: подготовительная к школе
Выполнил: воспитатель Канеева А.Б.
Квалификационная категория: первая
Стаж работы в данной должности: 20 лет
2020 год
Направленность: повышение уровня звуковой культуры речи с помощью дидактической игры.
Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.
Вид: многофункциональная дидактическая игра.
Предназначение: для детей 6-7 лет
Продолжительность: с 10.03.2020 по 13.03.2020 г.
Актуальность: Своевременное появление речевых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Часто педагоги сталкиваются с такой проблемой, как недостаточно развитая память, речь, внимание у дошкольников. Именно дидактические игры предназначены для того, чтобы решать такие трудности в развитии ребенка. А игры, созданные своими руками могут быть особенно интересными. Создавая такие игры мы можем индивидуально учитывать способности и потребности каждого ребенка. Анализируя показатели уровня развития речи я поставила перед собой следующую задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов. Одним из эффективным средством в решении речевых проблем я считаю создание и активное использование именно дидактических игр. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Воспитание компонентов звуковой культуры речи играет огромное значение в развитии речи ребенка в целом и имеет свои особенности на каждом возрастном этапе. Вся работа по воспитанию звуковой культуры речи должна осуществляться поэтапно через разнообразные формы работы на занятиях и в повседневной жизни. Важна роль разных элементов звуковой стороны речи при построении любого высказывания.
Цель: совершенствование звукопроизношения детей через дидактическую игру.
Задачи:
Образовательные:
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
-закреплять правильное, отчетливое произношение слов с определенным звуком, определять место звука в слове;
- повышение речевого уровня детей с помощью дидактической игры.
Развивающие:
- продолжать развивать речь как средство общения;
-продолжать развивать фонематический слух;
-развивать умение различать на слух и в произношении заданные звуки;
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу;
-воспитывать умение детей работать в паре.
Описание пособия: дидактическая кукла высотой 50 см, с сезонными комплектами одежды, шляпка из фетра, сумочка, 2 корзинки, ламинированные плоскостные картинки , шкафчик для одежды из ЛДСП
Этапы работы:
Для решения задач было разработано дидактическое пособие в три этапа.
1 этап – подготовительный
-выявление актуальной проблемы;
- подбор и изучение методической литературы;
- выбор материала;
- изготовление методического пособия «Дидактическая кукла «Звуковичка»
2 этап - основной
- знакомство детей с дидактической куклой «Звуковичка»
- использование методического пособия «Дидактическая кукла Звуковичка» в работе с детьми;
-создание игровых ситуаций.
3 этап – заключительный
-обобщение материалов и результатов работы по развитию речи на заключительном этапе.
- презентация дидактического пособия на смотре-конкурсе ДОУ «Дидактическая кукла»
Ожидаемый результат:
-владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основываясь на опыте использования данного дидактического пособия можно сказать, что его систематическое использование оказывает благотворное влияние на развитие речи, мотивирует детей к активной речевой деятельности, формирует звуковую культуру речи .
Составляющие элементы:
- внесение пособия на занятия;
- в самостоятельной деятельности детей;
Возможные формы работы:
- организованная образовательная деятельность;
- развлечения с использованием речевых игр;
-использование куклы в сюжетно-ролевых играх.
Основные достоинства:
- многофункциональность;
-вариативность;
- участие одного ребёнка, подгруппы детей;
- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.
- можно переставлять, переносить.
Тематический план:
Дни недели | Содержание работы | Формы работы |
Понедельник | Знакомство с методическим пособием «Дидактическая кукла «Звуковичка».Рассматривание карточек, беседа о содержании игры. | Всей группой |
Вторник | Знакомство с правилами дидактической игры «Поможем кукле Звуковичке», чтение сказок о звуках и буквах.(Приложение 1) | Всей группой |
Среда | Действие дидактической куклой «Звуковичкой» с участием воспитателя. Воспитатель знакомит с разными вариантами игры.(Приложение 2) | Играть подгруппами |
Четверг | Самостоятельное использование дидактической игры «Помоги кукле Звуковичке» Роль ведущего может исполнять ребенок. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» с использованием куклы «Звуковички»(Приложение 3) | Играть индивидуально, подгруппами |
Пятница | Презентация пособия «Дидактическая кукла Звуковичка» на конкурсе ДОУ |
Использованная литература:
1. Рабочая образовательная программа подготовительной к школе группы № 7
2.Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад № 6 г.Туймазы.
3.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа (6-7 лет),«Мозаика –синтез», Москва 2017
4 . Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.
5. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении, -СПб,2006
6. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Москва,2004.
Тема: «Использование многофункционального дидактического пособия «Избушка-говорушка» для развития устной речи детей.
Направленность: развитие устной речи детей - грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.
Вид: многофункциональное дидактическое пособие.
Предназначение: для детей 5-6лет.
Продолжительность: октябрь-ноябрь 2018 г.
Актуальность: Своевременное появление речевых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это многофункциональное пособие «Избушка-говорушка»
Часто педагоги сталкиваются с такой проблемой, как недостаточно развитая память, речь, внимание у дошкольников. Именно дидактические игры предназначены для того, чтобы решать такие трудности в развитии ребенка. А игры, созданные своими руками могут быть особенно интересными. Создавая такие игры мы можем индивидуально учитывать способности и потребности каждого ребенка. Анализируя показатели уровня развития речи я поставила перед собой следующую задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.
Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.
Одним из эффективным средством в решении речевых проблем я считаю создание и активное использование именно дидактических игр . Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Цель: развитие речевой активности у детей 5 – 7 лет по средствам игр с многофункциональным пособием «Избушка –говорушка»
Задачи:
Образовательные:
-обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предмета;
- закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков;
-упражнять в образовании однокоренных слов(снег-снежинка-снеговик-снежная)
- Развивающие:
продолжать развивать речь как средство общения;
-продолжать развивать фонематический слух;
-развивать умение составлять рассказ, придумывать концовки сказкам.
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу;
-воспитывать умение детей работать в паре.
Описание пособия: домик из листа ЛДСП формата А3 с кармашками в виде окошек с лицевой стороны (стилизованное наборное полотно) с наклеенным фетром с тыльной стороны ; схемы и предметные картинки для выставления на наборное полотно; изображения героев сказок для плоскостного театра с кусочками липучей ленты «велькро» для крепления на фетр; счетные палочки Ожидаемый результат:
-владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основываясь на опыте использования данного дидактического пособия можно сказать, что его систематическое использование оказывает благотворное влияние на развитие речи, мотивирует детей к активной речевой деятельности.
Составляющие элементы:
- внесение пособия на занятия;
- в самостоятельной деятельности детей;
Вариации:
- по используемому варианту;
- по размеру;
- по количеству составляющих частей;
Возможные формы работы:
- организованная образовательная деятельность;
- развлечения с использованием речевых игр;
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- участие одного ребёнка, подгруппы детей;
- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.
- можно переставлять, переносить.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К.Д.Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Звуковая культура речи-это очень важно"
Методическое пособие отражает педагогический опыт работы в логопедической группе МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №1" г.Троицка Пособие может быть адресовано специалистам дошкольного образова...
Учебно - методическое пособие "Звуковые тучки"
Данное пособие способствуют развитию фонетико-фонематической стороны речи дошкольников. Оно может использоваться, как на логопедических занятиях, так и на комплексных занятиях в старшей или подготовит...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Методическое пособие: «Звуковая дорожка или Звуковая улитка»
Цель:автоматизация произношения звуков....
Методическая разработка "Звуковичок"
Для достижения наилучших результатов в формировании первичных навыков фонематического анализа и синтеза необходимо применять педагогические новинки. Несмотря на достаточно широкий спектр представленны...
Методическая разработка : Звуковые ходилки
Эта игра дает детям возможность совершенствовать на практике навыки, необходимые для успешного обучения в школе (произвольность поведения, умения действовать по правилам);- развивает личнос...
Методическое пособие "Звуковички"
Пособие для воспитанников старших и подготовительных групп...