"Цикл занятий по профилактике эмоционального выгорания у педагогов"
методическая разработка

Туренко Ольга Алексеевна

Цель: создание условия для  профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников.

Задачи:

 1)  развивать информационно-теоретическую компетентность педагогов вопросе синдрома эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления; развитие системы профилактики стрессовых ситуаций в педагогической среде;

2) способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, сплочения и доверия; снижению уровня конфликтности, агрессивности; развивать коммуникативные умения, эмоциональную сферу;

3) обучать педагогов психотехническим приёмам саморегуляции негативных эмоциональных состояний, развить у них мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Туренко Ольга Алексеевна, Педагог-психолог,

МБДОУ д/с №26,  г. Зеленогорск, Красноярский край

                                   

Цикл занятий  по профилактике синдрома эмоционального  выгорания у педагогов (практические материалы)

                               

                                                                 

Цель: создание условия для  профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников.

Задачи:

 1)  развивать информационно-теоретическую компетентность педагогов вопросе синдрома эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления; развитие системы профилактики стрессовых ситуаций в педагогической среде;

2) способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, сплочения и доверия; снижению уровня конфликтности, агрессивности; развивать коммуникативные умения, эмоциональную сферу;

3) обучать педагогов психотехническим приёмам саморегуляции негативных эмоциональных состояний, развить у них мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности.

Принципы работы:

  1. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент.
  2. «Искренность и открытость». Самое главное в группе - не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом.
  3. Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Недопустимо использование обобщения типа: «мы считаем…», «у нас другая точка зрения…» и т.п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы».
  4. «Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Активное участие в занятии является обязательной.
  5. «Конфиденциальность». Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы - естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Сроки реализации: общая продолжительность занятий составляет 18 часов (9 занятий) Занятия проводятся в 3 этапа,  2 раза в месяц, продолжительностью 2 часа.  Наполняемость группы составляет 10-15 человек (педагоги).

Занятия проходят с сентября по февраль и включаются в годовой план педагога-психолога.

Формы проведения: беседа с элементами практикума, дебаты с элементами практикума,

практикум с элементами инсценирования.

Используемые методы и методики.

  1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
  2. Опросник выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Водопьяновой Н. Е.).
  3. Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора
  4. Метод наблюдения.

Условия проведения: занятия проводятся на базе образовательного учреждения в групповой форме; занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.

Материально-техническое оснащение:

  • просторное помещение,
  • столы и стулья из расчета на группу,
  • магнитофон или музыкальный центр и аудиозаписи,
  • компьютер,
  • проектор,
  • бумага формата А4,
  • ватман, цветные карандаши,
  • фломастеры, шариковые ручки.

Участники: педагоги образовательного учреждения.

Предполагаемые результаты:

1) Педагоги овладеют психологическими знаниями о синдроме эмоционального выгорания, его симптомах, причинах и способах преодоления; повысится информационно-теоретическая компетентность педагогов в этом вопросе.

2) У педагогов развиваются  коммуникативные умения, эмоциональная сфера; снижается эмоциональное напряжение, что способствует сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата; снижается уровень конфликтности, агрессивности.

3)  У педагогов сформируются  навыки самопознания и саморазвития. Развивается мотивация к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности. Педагоги овладеют психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний, что способствует профилактике синдрома эмоционального выгорания в будущем. Повысится стрессоустойчивость педагогов, работоспособность.

Структура занятий:

  1. Вводная часть (приветствие, постановка проблемы, разминочные упражнения).
  2. Основная часть (теоретическая и практическая), занимает большую часть времени.
  3. Заключительная часть (рефлексия, памятки с рекомендациями).

I этап. Информирование  педагогов о существовании проблемы синдрома эмоционального выгорания, обусловленной объективными причинами: работой в сфере «человек-человек».

1 занятие «Профессиональное «выгорание» педагога: причины и профилактика»

Цель: ознакомление  с термином «эмоциональное выгорание».

Форма проведения: беседа с элементами практикума.

Содержание занятия:

I. Введение в занятие.

  • Упражнение «Баланс реальный и желательный».
  • Упражнение «Мозговой штурм».

II. Теоретическая часть.

III. Практическая часть.

  • Упражнение «Я работаю воспитателем».
  • Профилактика профессионального выгорания.

IV. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки  с рекомендациями.

2 Занятие «Эмоциональное  состояние,  как  оно  меняется  в  период

эмоционального выгорания? Эмоции во время общения».  

Цель  занятия:  формирование  у педагогов представления  о  том,  как  меняется

эмоциональное состояние в период эмоционального выгорания.

Форма проведения: беседа с элементами практикума.

Содержание занятия:

I. Введение  в занятие.

  • Упражнение  «Это классно!».

II. Теоретическая часть.

Тест «О плохой погоде и нестиранных носках».

III. Практическая часть.

  • Упражнение «Называем чувства».
  • Тест «Ваши эмоции».
  • Упражнение «Градусник»
  • Упражнение «Негативные образы».
  • Упражнение «Зато»
  • Упражнение «Подари улыбку»
  • IV. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки  с рекомендациями.

3 Занятие «Стресс как один из факторов появления синдрома эмоционального

выгорания у педагогов».

Цель:  содействие созданию условий для формирования у педагогов потребности в сохранении и укреплении психологического здоровья.

Форма проведения: беседа с элементами практикума.

Содержание занятия:

I. Введение  в занятие.

  • Упражнение «Похвали себя».
  • Упражнение «Импульс».

II. Теоретическая часть.

Тест «О плохой погоде и нестиранных носках».

III. Практическая часть.

  • Упражнение «Ловец блага».
  • Упражнение «Гимнастика против стресса».
  • Дыхательные упражнения для снятия стресса».

IV. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки  с рекомендациями.

II этап.  Осознание симптомов эмоционального выгорания и принятие педагогами  своего перфекционизма, страха  совершенной ошибки, боязни не достигнуть успеха в профессии и влиянии этих факторов на  психическое здоровье.

4 Занятие «Просто поверь в себя»

Цель: помочь участнику (педагогу) в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека.

Форма проведения: дебаты с элементами практикума

Содержание занятия:

I. Введение  в занятие.

  • Упражнение «Приветствие»
  • Процедура «Эмоциональная диагностика»
  • Разминка. Упражнение «Я сильный – Я слабый»

II. Теоретическая часть.

III. Практическая часть.

  • Упражнение «Рисунок Я»
  • Упражнение «Я – звезда»

IV. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

  • Упражнение «Аплодисменты по кругу».

5 Занятие «Коммуникативная компетентность педагога»

Цель: Знакомство с понятием «общение», структура общения, вербальное и невербальное общение. Коммуникативная компетентность.

Форма проведения: беседа с элементами практикума.

Содержание занятия:

I. Введение в тему занятия.

  • Мини-лекция на тему: «Общение»

II. Практическая часть:

  • Упражнение «Молчанка»
  • Упражнение «Слепое слушание»
  • Упражнение «Гвалп»
  • Упражнение  «Активное слушание».
  • Техники ведения беседы.

III. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки  с рекомендациями.

6 Занятие «Конструктивное поведение в конфликтах»

Цель: Информирование о конфликтах: видах, основных структурных  элементах, механизмах возникновения и конструктивных/  деконструктивных стратегиях поведения  в конфликте. Осознание  своего  поведения в конфликте.

Форма проведения: дебаты с элементами практикума.

Содержание занятия:

I.  Введение в занятие.

  • Мини-лекция на тему: «Конфликты».
  • Мозговой штурм на тему «Конфликт — это...»

II. Практическая часть:

  • Самодиагностика Методика Томаса «Стратегии поведения в конфликте»
  • Упражнение «Сказка  о  тройке»
  • Упражнение «Невидимая связь»

III. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

III этап. Накопление ресурсов для изменения и актуализация личностных ресурсов стрессоустойчивости.

7 Занятие «Навстречу здоровью»

Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.

Форма проведения: дебаты с элементами практикума.

Содержание занятия:

I. Введение в занятие.

Упражнение «Картинка»  

II. Теоретическая часть. Слайдовая презентация.

III. Практическая часть

  • Упражнение «Откровенно говоря»
  • Упражнение «Молодец!»
  • Упражнение «Калоши счастья»
  • Упражнение «Плюс-минус»

IV. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

8 Занятие «Тайм-менеджмент»

Цель: Информирование педагогов об основных  причинах дефицита времени, знакомство  с основными правилами планирования времени. Анализ использования рабочего времени, его планирование.

Форма проведения: беседа с элементами практикума.

Содержание занятия:

I. Введение в занятие.

  • Мини-лекция на тему: «Тайм-менеджмент».

II. Практическая часть.

  • Упражнение «Поглотители и ловушки времени»
  • Упражнение «Смятая бумага»
  • Упражнение «Приоритеты»

III. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

9 Занятие «Люби себя»

Цель: обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния, ознакомление   со  способами  саморегуляции,  связанными  с управлением дыханием и тонусом мышц.

Форма проведения: практикум с элементами инсценирования.

Содержание занятия:

I. Введение в занятие.

  • Мини-лекция о способах саморегуляции психоэмоционального состояния и дыхания.

II. Практическая часть.

  • Упражнение «Ладошки»
  • Упражнение « Поворот головы»
  • Упражнение «Погончики»
  • Упражнение: «Шаги»
  • Звуковая гимнастика        
  • Прием «Полет».
  • Приём «Автоколебания тела»
  • Техника саморегуляции дыхания.
  • Упражнение «Муха»
  • Упражнение « Воздушный шар»
  • Повторное тестирование по методикам.

III. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

Памятка

Эффективное планирование времени

Ритм, в котором живет большинство из нас, вряд ли можно назвать спокойным и размеренным. Нехватка времени, аврал и жесткий цейтнот являются испытаниями, справиться с которыми под силу далеко не каждому. Постоянное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» вряд ли можно назвать подходящим, когда речь идет о личной эффективности.

Эмоциональное напряжение блокирует производительность, приводит к быстрой утомляемости и апатии. Поэтому, чтобы не стать жертвой стресса или, еще хуже, синдрома хронической усталости, займемся управлением временем или тайм-менеджментом.

Все успешные люди делают это

Все успешные люди очень продуктивны. Они много работают и много успевают, а это не одно и то же. Под продуктивностью, в первую очередь, подразумевается результат, а не процесс. Если Вы намерены повысить свою производительность, твердо решите сделать это. Люди тратят время впустую, потому что они так и не решили повысить свою производительность.

И если Вы решились, то не отступайте и повторяйте то, что делают все успешные люди, пока это не станет Вашей второй натурой. Основной секрет личной эффективности заключается в правильном распределении времени. Тайм-менеджмент помогает избежать незавидной участи заложника собственного бизнеса или карьеры.

Планирование высвобождает время

Те, кто добился успеха в своей жизни, много времени посвящают планированию. Ежедневное планирование просто необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем.

Планировать и думать нужно всегда на бумаге. Если цели нет на бумаге, то она не существует. Перечень задач — это своего рода карта, которая не даст Вам сбиться с пути к намеченной цели. C вечера готовьте список задач, которые нужно сделать завтра. Придя на работу, Вы всегда будете знать, с чего начать свой день.

Продолжайте работать с составленным списком в течение дня: при появлении нового дела вносите его в список с учетом приоритетности по отношению к ранее запланированным задачам. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте ее. Это даст Вам ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и зарядит энергией.

Планируйте от большего к меньшему, от долгосрочного к краткосрочному, от целей жизни до плана на день. Каждой задаче ставьте фиксированные сроки.

Сложную задачу всегда делите на мелкие подзадачи. Здесь хорошо помогает дерево решений, где ключевая задача — дерево, а подзадачи для ее выполнения — ветви. Продолжайте «разветвление» до тех пор, пока процесс выполнения всей задачи не станет простым и прозрачным.

Перед тем, как начать что-либо делать, вспомните о правиле 10/90: 10% времени, затраченного на планирование до начала выполнения задачи, сэкономит 90% времени при ее решении.

Самое главное — определить главное

Расстановка приоритетов позволяет эффективно управлять списком намеченных дел, присваивая каждой задаче свой уровень важности.

После определения важного дела оцените последствия в случае его выполнения или невыполнения. Важная задача имеет серьезные последствия, если не будет выполнена в срок.

Для расстановки приоритетов хорошо подходит метод АБВГД. Это очень простой способ планирования, и заключается он в том, чтобы каждой задаче в списке дел присвоить приоритет ее выполнения.

Так, задача, отмеченная буквой А, указывает на самое важное дело с самыми серьезными последствиями в случае невыполнения. Главное правило метода состоит в том, чтобы не браться за дело Б, пока не выполнена задача А, а за дело В, пока открыта задача Б, и т.д.

Буква Д означает «долой!». Этой буквой стоит отмечать малосущественные задачи, которые ни на что не влияют. Для расстановки приоритетов в каждой группе задач, используйте цифры, которые будут указывать на последовательность выполнения дел. Таким образом, самое важное дело в Вашем списке должно быть обозначено как А1.

Закон принудительной эффективности

Основной секрет управления временем заключается в сосредоточенности и целенаправленности. Начните с решения первоочередных задач и делайте все последовательно, то есть что-то одно в определенный период времени. Бросая дело и возвращаясь к нему снова и снова, Вы снижаете свою эффективность в 5 раз.

Все дела можно разделить на 4 группы:

  • срочные и важные;
  • важные, но не срочные;
  • срочные, но не важные;
  • не срочные и не важные.

Такая классификация носит имя американского президента и называется методом (окном, принципом) Эйзенхауэра.

Первостепенные задачи — это дела срочные и важные. Попытка отложить такие дела на потом создаст Вам ненужные проблемы — за них нужно приниматься самому и немедленно.

Далее идут дела важные, но не срочные. Такие задачи можно отложить, однако они могут оказать сильное влияние в долгосрочной перспективе. Несрочные и важные дела имеют привычку становиться срочными и важными, если их постоянно откладывать. Для того, чтобы такого не произошло, заранее предусмотрите для них временной резерв.

Срочные, но не важные задачи мало сказываются на Вашем успехе. Занятие срочными, но не важными делами не дает результата и может сильно отразиться на Вашей эффективности. Такие дела отнимают большую часть Вашего временного резерва. Это как раз те задачи, которые по возможности нужно перепоручать или уменьшать их количество.

Логично предположить, что несрочные и неважные дела не имеют никакого значения в принципе и не несут никаких последствий при их невыполнении. Такие дела можно смело вычеркивать из Вашего списка.

Слово «нет» экономит неожиданно много времени

Самое главное слово для организации собственного времени — это вежливое «нет». Учитесь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов. Будьте тактичны и отказывайте так, чтобы человек понял, что Вы отвергаете не его лично, а задачу.

Следите за тем, на что Вы тратите свое рабочее и свободное время. Отмечайте занятия, которые являются пожирателями Вашего времени (например, обсуждение новостей с коллегами, бесцельное переключение каналов телевизора или чтение рекламных листовок и газет).

Составьте рейтинг таких никчемных занятий, назвав его «Я больше никогда не буду этого делать», и заносите туда те дела, которые не приносят Вам никакой пользы и не приближают Вас к цели.

                                                  ПАМЯТКА

                      «Комплекс упражнений  для  саморегуляции»

Прием «Полет».

Встаньте, закройте глаза, опустите руки вдоль тела. Медленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте поднять их вверх, в стороны без напряжения. Представьте себе, что вы летите высоко над землей.

Прием «Расхождение рук»

Встаньте, закройте глаза, руки вытяните перед собой. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте развести их в стороны, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.

Приём «Автоколебания тела»

Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Начинайте медленно раскачиваться, медленно подбирая свой темп и ритм движения, постепенно добиваясь полного расслабления всего тела. Главное - искать приятный ритм и темп раскачивания.

Техника саморегуляции дыхания.

  • Сядьте и займите удобное положение. Положите одну руку в области пупка, вторую - на грудь. Сделайте глубокий вдох (2 сек.), набирая воздух сначала в живот, а затем заполните им всю грудь. Задержите дыхание на 1-2,3,4 секунды. Выдыхайте медленно и плавно в течение 3-4 секунд. Выдох должен быть длиннее вдоха. Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение.

Упражнение «Муха» Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Медленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок». Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками, расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под  действием  солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи,  корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение желательно выполнять на полу.

Упражнение « Воздушный шар» Цель: Управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, Закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем, представьте себе, что в шаре появилось отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела, кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

                                                                 ПАМЯТКА

                                      «Дыхательная гимнастика»

Упражнение «Ладошки»

Сжимаем и разжимаем ладони, держа руки вверх и согнутыми в локтях (12 подходов по 8 вдохов-движений).

Упражнение  «Насос»

Поклоны в пояс, ноги на ширине плеч. Руки тянем к полу, но не касаемся его. Спина круглая, не распрямляем ее полностью, возвращаясь в исходное положение (12 подходов по 8 вдохов-движений).

Упражнение «Поворот головы»

Повороты головы влево-вправо (12 подходов по 8 вдохов-движений).

Упражнение «Погончики»

Кулаки прижимаем к животу и затем резко опускаем вниз, с усилием, словно отжимаемся от пола (12 подходов по 8 вдохов-движений).

Упражнение «Подтягивание»

Сесть на пол, руки опираются за спиной, пальцы направлены назад. Колени согнуты и разведены в стороны, ступни вместе. Вдох медленный на 4 счета, грудь вверх, спина выпрямляется.  На 4 счета медленный выдох, живот втягиваем, подбородок тянем к  груди, а плечи  округляются и направляются  чуть вперед.

Упражнение «Шаги»

Встаньте прямо, поставьте ноги чуть уже, чем на ширину плеч — исходное положение. Передний шаг: поднимите ногу согнутую в колене на уровне живота, а на опорной ноге слегка присядьте, затем вернитесь в исходное положение. Задний шаг: пяткой ноги «ударьте» себя по ягодице, а на опорной ноге слегка присядьте, вернитесь в исходное положение.  Чередуйте ноги с каждым  вдохом-движением.

(Передний шаг:  32 вдоха-движения за один подход.

Звуковая гимнастика        

Состояние  спокойное, расслабленное состояние. Положение стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм.

Е — Воздействует на щитовидную железу.

О — воздействует на сердце и легкие.

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши.

У — воздействует на органы, расположенные в области живота.

Я — воздействует на работу всего организма.

М — воздействует на работу всего организма.

Х — помогает очищению всего организма.

ХА — помогает повысить настроение.  

Список литературы:

1. Глазырина Л. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя» [Электронный ресурс] – 2012 г. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-sindroma-yemocionalnogo-vygoranija-trening-dlja-pedagogov-lyubi-sebja.html 

2. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. / Практическая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.

3. Егорова М. В. Тренинг профилактики эмоционального выгорания для педагогов «Гореть или жить». – [Электронный ресурс] – Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений. – 2012 г. – Режим доступа: http://www.resobr.ru/materials/46/38491/ 

4. Зарубина Н. И. Профилактика эмоционально о выгорания педагогов. [Электронный ресурс] – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2012 г. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/578061 

6. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 76 с.

7. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. – СПб: Питер, 2006. – 607 с.

            8. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7    

           9. Трунов  Д.Г.  Синдром  сгорания:  позитивный  подход  к  проблеме

//Журнал практического психолога. – 1998, №8. – С.84-89.

           10.   Хухлаева Ольга. Эмоциональное выгорание учителей

Источник: https://forpsy.ru/works/huhlaeva-olga-emotsionalnoe-vyigoranie-uchiteley/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.Задачи:способствовать снятию эмоционального напряжения;обучить педагогов диафрагмально-релаксационному типу дыхания с помощью рукознакомить с псих...

Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов: медитация – визуализация: «Образ внутреннего мира»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»Старооскольского городского округа...

Конспект занятия педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Во вложении представлен вариант встречи, которую можно провести с педагогами ДОУ. Встреча рассчитана на 1ч. На занятии у психолога педагоги могут познакомиться с тем, что же такое выгорание и узнать, ...

Рекомендации для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов"

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, то...

Занятие-тренинг: "Профилактика эмоционального выгорания педагога".

Тема для всех нас близкая и знакомая. Для  начала давайте разберем, почему и из-за чего происходит  эмоциональное  выгорание.Человек усваивает:  10% того, что слышит  50 % тог...