Программа наставничества музыкального руководителя на 2019-2023г. «Стратегия роста»
материал

Трухан Светлана Алексеевна

Программа наставничества представляет собой комплекс мероприятий и действий, направленных на установление и развитие взаимоотношений между наставником и наставляемым с целью достижения планируемых результатов. Основным направлением программы является предоставление помощи педагогическим работникам в их профессиональном развитии и раскрытии личностного потенциала наставляемого, а также в достижении успешной личной и профессиональной самореализации педагогических работников. Программа направлена на создание непрерывной и поэтапной системы профессионального роста для педагогических работников дошкольных учреждений. Таким образом, наставничество рассматривается как значимый элемент кадровой политики ДОУ, помогающий решить ряд организационных и управленческих задач, среди которых адаптация и обучение новых сотрудников, снижение текучести кадров, развитие потенциала педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_truhan_s.a._1docx.docx266.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Пуровский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД "РАДУГА"

629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Мира  д. 4

ОГРН  1058901220070, ИНН 8911021240

тел. (34997) 2-41-42, факс 2-41-00

radugatarko@yandex.ru

Принята:

на педагогическом совете

 № _____ от "___"__________2019г.

Утверждаю:

Заведующий

МАДОУ "ЦРР-ДС "Радуга"

___________О.Н. Ценацевич

Приказ №____

 от "___"______________2019г.

«Стратегия роста»

программа наставничества

музыкального руководителя

Трухан Светланы Алексеевны

на 2019-2023 учебный год

Содержание

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

6

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

6

1.1

Общие положения

6

1.2

Цель  и задачи программы

8

1.3

Принципы организации наставничества

9

1.4

Планируемые результаты 

10

1.5

Возможные риски и способы их минимизации при реализации программы наставничества

11

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

12

2.1.

Организация наставничества в ДОУ

12

2.2

Механизмы и инструменты реализации программы

14

2.3

Этапы реализации программы

16

2.4

Формы работы наставника с молодым специалистом

17

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

18

3.1

Оценка результатов реализации Программы.

18

3.2

Механизмы мотивации и поощрения наставников

20

3.3.

Заключение

20

Паспорт программы

Наименование программы наставничества

Программа наставничества работы с молодыми

педагогом «Стратегия роста»

Автор

Трухан Светлана Алексеевна

Организация–исполнитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка – детский сад "Радуга" г. Тарко-Сале Пуровского района

Целевая аудитория

Музыкальные руководители, педагоги со стажем работы по должности менее 3-х  лет.

Срок реализации

3 года

Этапы реализации

I этап – адаптационный: освоение норм профессии, ее ценностей, приобретение автономности;

II тап – основной, развивающий: приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности;

III этап – контрольно-оценочный: анализ прогресса и эффективности программы.

Цель:

Создание условий для профессионального становления молодого специалиста и закрепление его в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Вхождение в профессию: способствовать успешной адаптации молодого специалиста в творческой рабочей среде детского сада, через знакомство и приобщение к корпоративной культуре ДОУ, оказание поддержки в профессиональной деятельности и  укреплении его веры в себя.
  2. Обучение и развитие: развивать у молодого специалиста профессиональные компетенции и гибкие навыки через различные формы  (беседы, консультации, обучающие тренинги, питч-сессии, просмотры ОД с дошкольниками и мероприятий с родителями, заполнение Воркбука и визуальных планингов, и др.)
  3. Методическое сопровождение: создавать оптимальные условия  для развития и совершенствования методических навыков молодого специалиста, через предоставление необходимых материалов, рекомендаций, участие в планировании и оценке результативности воспитательно-образовательного процесса.
  4. Поддержка в профессиональном росте: создавать условия (творческие задания, эмоционально-комфортное взаимодействие, ситуации успеха, доверие и делегирование и др.) для формирования индивидуального стиля  деятельности музыкального руководителя  у молодого специалиста, способствовать определению собственных профессиональных целей и задач, разработке плана действий для их достижения.
  5. Рефлексии и анализ: формировать навыки рефлексии, стимулировать молодого специалиста к анализу своей работы, выявлению сильных и слабых сторон, а также поиску путей для развития своей профессиональной деятельности.

Основные направления деятельности

Представлены в виде блоков:

  1. Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей реализацию учебно-воспитательного процесса
  2. Развитие профессиональных компетенций молодого специалиста.
  3. Развитие гибких навыков (креативность, коммуникативность, кооперативность, критичность и лидерство
  4. Анализ  эффективности  совместной работы пары «наставник-наставляемый» через мониторинг личностного прогресса и достижений 

Условия эффективности

  1. Взаимосвязь между различными звеньями методической деятельности, ее форм и методов.
  2. Систематичность и непрерывность взаимодействия между педагогом-наставником и молодым специалистом.
  3. Комбинирование теоретических и практических методов работы.
  4. Анализ результатов проведенной работы.
  5. Своевременное предоставление молодому специалисту педагогической и учебно-методической информации.

Планируемые результаты

Для наставника:

  • укрепление профессиональных знаний и навыков;
  • развитие гибких навыков (коммуникация и сотрудничество, инициатива и лидерство, креативность и критическое мышление) и эмоционального интеллекта;
  • удовлетворение от помощи и поддержки других;
  • укрепление взаимоотношений в профессиональной среде и создание сети поддержки.

Для молодого педагога:

  • успешная адаптация   в новой среде и корпоративной культуре, эффективное выполнение своих должностных обязанностей;
  • активная деятельность (в мероприятиях ДОУ и различных педагогических сообществах) по профессиональному развитию и саморазвитию через получение качественной обратной связи от наставника;
  • профессиональное становление, развитие гибких навыков и раскрытие творческого потенциала;
  • закрепление в профессии, выработка собственное профессионального стиля;
  • создание сети профессиональных контактов открытие новых возможностей для карьерного роста.

Для ДОУ:

  • сокращение срока адаптации новых сотрудников;
  • повышение мотивации к качественной профессиональной деятельности и целеустремленность в достижении целей;
  • стабильный профессиональный  рост членов коллектива;
  • создание благоприятной среды для саморазвития сотрудников;
  • развитие навыков коммуникаций, партнерства и сотрудничества среди сотрудников;
  • улучшение морально-психологического климата  внутри коллектива;
  • создание благоприятного имиджа ДОУ.

Пояснительная записка

Программа наставничества направлена на создание непрерывной и поэтапной системы профессионального становления молодого специалиста. Она представлена в виде комплекса мероприятий и действий, способствующих установлению и развитию продуктивного взаимодействия (сотрудничества) между наставником и наставляемым, вследствие которого будет достигнута поставленная цель и планируемые результаты. Основным направлением программы является предоставление помощи молодому специалисту в его профессиональном развитии и раскрытии потенциала, а также в достижении успешной личной и профессиональной самореализации. Таким образом, наставничество в рассматриваемой программе выступает как значимый элемент кадровой политики ДОУ, помогающий решить ряд организационных и управленческих задач, среди которых адаптация и обучение новых сотрудников, снижение текучести кадров,  развитие личностного роста и потенциала педагогов.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1.  Общие положения

Терминологический словарь

Наставничество - это часть корпоративной культуры учреждения, которая взращивается долгие годы; универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, профессиональных компетенций и личностных ценностей через неформальное взаимообагащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве.

Наставничество в ДОУ - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Наставник – педагогический работник с педагогическим стажем не менее 5 лет, пользующийся авторитетом среди коллег и имеющий высшую квалификационную категорию, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в Учреждении.

Наставляемый – участник системы наставничества, молодой педагог, не имеющий опыта педагогической деятельности, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.

Куратор – сотрудник образовательного Учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных (ой) программ(ы) наставничества.

Ментор  — человек, у которого есть большой опыт и знания в какой-то профессиональной области,  готовый   помогать решать самые сложные задачи.

Актуальность программы

В настоящее время, в условиях модернизации системы российского образования, повышение уровня  наставничества является важным и эффективным инструментом развития кадрового потенциала образовательных учреждений. В  связи с этим  повышаются  требования  к  личностным  и  профессиональным  качествам педагога-наставника,   к  его активной социальной и профессиональной позиции. Кроме того наставничество играет важную роль в поддержании связи между поколениями, передаче культурных традиций и практик, укреплении коллектива и повышении мотивации сотрудников. Эти требования отражены в ФГОС ДО, «Профессиональном стандарте педагога ДОУ» и национальном проекте «Образование», в   центре  внимания  которого  находиться ребенок  и  его  интересы,  забота  о  педагогах  и  их  постоянном  профессиональном росте, раскрытие потенциала молодых специалистов.

Овладение большим спектром профессиональных компетенций за короткое время - это достаточно сложная задача для молодых педагогов.     Как правило, они сталкиваются со следующими трудностями: освоение правил и процедур работы в детском саду, приспособление к новому коллективу и его динамике; недостаток опыта и знаний при выборе форм, методов и приемов работы с детьми; неуверенность в своих профессиональных навыках и способностях, в начале карьеры; сложности в установлении взаимодействия с детьми и их родителями:  стресс и эмоциональное перенапряжение. Поэтому вхождение молодого педагога в профессию является критическим периодом, который имеет большое значение для его личностного и профессионального развития. Успешность данного  периода определяет, станет ли молодой специалист  профессионалом, останется ли он работать в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. 

О проблемах наставничества в начале XX века писал К. Д. Ушинский. Он считал, что профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. В нашей стране наставничество начало развиваться с 30-х годов и распространялось в системе профессионально-технического образования и производственного обучения. В советском союзе наставничество приобрело характер массового движения, и было  направленно на помощь опытного учителя молодому специалисту в адаптации к новым условиям деятельности. Наставничество, как действенная форма профессиональной подготовки и профессиональной адаптации, актуально и в наше время. Однако, в образовательных учреждениях до сих пор нет четких определений, правового статуса и ясного понимания его значения. Вследствие  этого наставничество не получает достаточной поддержки, не является  широко распространенной практикой в образовательных учреждениях, а развивается преимущественно как волонтерское движение.

Идея разработки Программы наставничества возникла из понимания необходимости поддержки и сопровождения профессионального и личностного развития молодых педагогов, которое будет способствовать позитивному сотрудничеству и взаимодействию, обмену опытом, развитию совместного творчества, росту профессионального мастерства, самовыражения и нахождения собственного стиля деятельности. Таким образом, наставничество станет оптимальным способом гибкого, психологически-комфортного «вхождения» в профессию.

  1. Цель программы

Создание условий для профессионального становления молодого специалиста и закрепление его в образовательном учреждении.

        Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

  1. Вхождение в профессию: способствовать успешной адаптации молодого специалиста в творческой рабочей среде детского сада, через знакомство и приобщение к корпоративной культуре ДОУ, оказание поддержки в профессиональной деятельности и  укреплении его веры в себя.
  2. Обучение и развитие: развивать у молодого специалиста профессиональные компетенции и гибкие навыки через различные формы  (беседы, консультации, обучающие тренинги, питч-сессии, просмотры ОД с дошкольниками и мероприятий с родителями, заполнение Воркбука и визуальных планингов, и др.)
  3. Методическое сопровождение: создавать оптимальные условия  для развития и совершенствования методических навыков молодого специалиста, через предоставление необходимых материалов, рекомендаций, участие в планировании и оценке результативности воспитательно-образовательного процесса.
  4. Поддержка в профессиональном росте: создавать условия (творческие задания, эмоционально-комфортное взаимодействие, ситуации успеха, доверие и делегирование и др.) для формирования индивидуального стиля  деятельности музыкального руководителя  у молодого специалиста, способствовать определению собственных профессиональных целей и задач, разработке плана действий для их достижения.
  5. Рефлексии и анализ: формировать навыки рефлексии, стимулировать молодого специалиста к анализу своей работы, выявлению сильных и слабых сторон, а также поиску путей для развития своей профессиональной деятельности.

Необходимым условием реализации задач и поставленных целей является соблюдение правил конструктивного общения наставника с молодым специалистом:

  • открытость и дружелюбие (создание дружественной и поддерживающей атмосферы, в которой молодой специалист чувствует себя комфортно и открыто, чтобы обсуждать свои вопросы и проблемы);
  • активное слушание (внимание и интерес к мнению и идеям молодого специалиста с применением уточняющих вопросов и прояснений);
  • терпимость и терпеливость (терпимость к ошибкам, из-за отсутствия опыта;
  •  поддержка мотивации (сохранение мотивации и интереса к работе, через признание достижений и успехов, постановку реалистичных задач, помощь в достижении цели);
  •  открытость ресурсов (предоставление молодому специалисту необходимых знаний, навыков и ресурсов для работы через передачу опыта и решение сложных задач);
  • стимуляция к  саморазвитию (поощрение молодого специалиста к самообразованию и саморазвитию, через участие в тренингах, мастер-классах и конференциях идр);
  • уважение границ и конфиденциальность;
  • пример и образец (демонстрация лучших навыков и этики работы, постоянное развитие профессиональных знаний и навыков, ориентация в новых трендах и лучших практиках в своей области).

Гипотеза Программы: продуктивное  наставническое взаимодействие и обратная связь будут способствовать профессиональному становлению молодого специалиста и закреплению его в образовательном учреждении.

  1.  Принципы  организации  наставничества

При организации наставничества важно придерживаться следующих принципов взаимодействия:

  • принцип научности  - применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
  • принцип открытости и коммуникации - взаимодействие между наставником и подопечным,  которое  чаще инициирует сам наставник, чтобы поделиться своими знаниями и опытом;
  • принцип системности и стратегической целостности  - разработка и реализация практики наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на различном уровне с учетом  «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому);
  • принцип вариативности - возможность образовательных организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;
  • принцип аксиологичности  - формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
  • принцип взаимной ответственности  - ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности  куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
  • принцип добровольности –  учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
  • принцип индивидуализации и персонализации наставничества - сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития.
  • принцип равенства — признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности.

Соблюдение этих принципов поможет создать положительную и продуктивную атмосферу во время наставничества и способствовать развитию навыков профессиональной деятельности молодого педагога.

Условиями эффективности организации наставничества являются:

  • определение ясных целей и задач наставнической деятельности;

  • взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;  

  • системность  и  непрерывность  в  организации  всех  форм взаимодействия педагога-наставника и наставляемого молодого педагога;

  • сочетание теоретических и практических форм работы;  

  • своевременное  обеспечение    педагогической  и  учебно-методической информацией и необходимыми ресурсам;

  • мониторинг и оценка программы наставничества;

  • взаимодействие и сотрудничество между наставниками и наставляемыми, а также с другими профессионалами в организации

  1. Планируемые результаты  
    Для наставника:
  • укрепление профессиональных знаний и навыков;
  • развитие гибких навыков (коммуникация и сотрудничество, инициатива и лидерство, креативность и критическое мышление) и эмоционального интеллекта;
  • удовлетворение от помощи и поддержки других;
  • укрепление взаимоотношений в профессиональной среде и создание сети поддержки.

Для молодого педагога:

  • успешная адаптация   в новой среде и корпоративной культуре, эффективное выполнение своих должностных обязанностей;
  • активная деятельность по профессиональному развитию и саморазвитию через получение качественной обратной связи от наставника,;
  • профессиональное становление, развитие гибких навыков и раскрытие творческого потенциала;
  • закрепление в профессии, выработка собственное профессионального стиля;
  • создание сети профессиональных контактов открытие новых возможностей для карьерного роста.

Для ДОУ:

  • сокращение срока адаптации новых сотрудников;
  • повышение мотивации к качественной профессиональной деятельности и целеустремленность в достижении целей;
  • стабильный профессиональный  рост членов коллектива;
  • создание благоприятной среды для саморазвития сотрудников;
  • развитие навыков коммуникаций, партнерства и сотрудничества среди сотрудников;
  • улучшение морально-психологического климата  внутри коллектива;

создание благоприятного имиджа ДОУ.

  1.  Возможные риски и способы их минимизации при реализации

программы наставничества  

На качество наставничества  могут влиять могут как внутренние, так и внешние условия. Поэтому велика вероятность рисков, с которыми  можно столкнуться при реализации данной программы:

Сильные стороны

Слабые стороны

  • наличие наставника с обладающего необходимыми компетенциями;

  • поддержка руководства и отношение к наставничеству как приоритетной задаче.

  • формальное отношение к наставничеству из-за большой загруженности педагога;

  • неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника

Возможности

Угрозы (риски)

  • вовлечение внешних экспертов или консультантов для улучшения программы наставничества;

  • сотрудничество с другими организациями или учреждениями, имеющими успешные программы наставничества;

  • использование современных технологий и онлайн-платформ для обучения и взаимодействия наставников и наставляемых.

  • отсутствие мотивации и вовлеченности наставников и наставляемых;

  • конкуренция с другими приоритетными программами или проектами в организации;

  •  низкая оснащенность ДОУ необходимыми ресурсами (отсутствие сети интернет, информационных и технических средства обучения, программ и др.)

Проведение SWOT-анализа рисков помогло определить сильные стороны и возможности, которые могут быть использованы для обеспечения успеха программы, а также выявить слабые стороны и угрозы, которые необходимо  учесть и принять меры для их устранения. Это позволило разработать эффективную стратегию управления рисками способствующую повышению качества программы наставничества:

  • поддержка руководством  и стимулирование работы наставника;

  • расставление приоритетов;

  • сопровождение педагога профессиональной деятельности, помощь в участии в профессиональных конкурсах и проектах, создание ситуации успеха, через предоставление возможности проявить сильное стороны молодого специалиста;

  • создание эмоционально-комфортной творческой среды между наставником и наставляемым, установление доверительных отношений;

  • применение  взаимообогащающих и  активных форм взаимодействия, при которых, в зависимости от содержания проблемы и компетентности педагогов, меняются ролевые позиции каждого из участников;

  • создание современной  материально-технической базы.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1.  Организация наставничества в ДОУ

Наставничество играет важную роль в кадровой политике ДОУ, так как оно помогает решить ряд организационных и управленческих задач, среди которых -  успешная адаптация и обучение новых сотрудников, сокращение текучести кадров и развитие потенциала работников.

В структуру управления реализацией Программы наставничества образовательной организации входят:

  • руководитель;
  • куратор;
  • наставник – педагог;
  • педагог-психолог;
  • наставляемый, молодой/начинающий специалист.

Структуру управления реализацией Программы наставничества можно представить в виде схемы.

В ДОУ можно выделить две категории педагогов, которым необходима помощь педагога-наставника,  для вхождения в профессию:

 Молодые специалисты - выпускники ВУЗов и колледжей;

 Начинающие педагоги - специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю).

Можно выделить два ведущих направления в становлении педагога:

Направления

Содержание направления

Профессионализация

Появление и  развитие профессиональных навыков, знаний, компетенций.

Социализация

Появление новых качеств личности (гибких навыков)

Методы наставнической деятельности:

– методы организации деятельности наставляемого, выступающей фактором его развития и  накопления личностно-значимого опыта;

– организация обсуждения (беседа, рефлексия), в процессе которого осуществляются оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности;

– создание специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), разбор кейсов, расширяющих опыт сопровождаемого и активизирующих процессы его развития;

– создание внешних условий, среды освоения деятельности (в том числе предметно-пространственной среды, оптимальной для развития наставника);

– методы диагностико-развивающего и  контролирующего оценивания (в том числе «включенное наблюдение», беседа, анкетирование, социометрия и т.д.);

– методы управления межличностными отношениями;

– нетворкинг  — метод организации контактов и  взаимодействия.

  1. Механизмы  и инструменты реализации Программы

При реализации Программы используются различные механизмы и инструменты, которые помогают эффективно осуществлять процесс наставничества:

  1. Индивидуальная интеракция. Данный механизм наставничества предполагает  взаимодействие педагогов между собой, протекающее в виде непрерывного общения, в ходе которого прослеживается психологическое или социальное воздействие одного человека на другого. В рамках общения участники совершают множество действий, среди которых можно выделить:
  • обмен информацией и накопленным опытом;
  • организация обмена действиями;
  • планирование общей работы и достижение компромисса;
  • разработка и внедрение форм и норм совместных действий.
  • совместная деятельность, направленная на достижение поставленных целей;
  • самонаблюдение или возможность примерить на себя роль другого человека.
  1. Мотивация как механизм наставничества, влияет на вовлеченность и участие, как наставников, так и молодых специалистов. Мотивация может возникать из личных целей и ожиданий обоих участников программы (личностный и профессиональный рост, развитие навыков и знаний, укрепление межличностных отношений и др.) и стимулирует  их к максимальному использованию своего потенциала. Мощным мотивационным фактором является признание и поощрение, а так же чувство значимости и вклада в жизнь и карьеру другого человека.
  2. Система поддержки и сопровождения наставников и наставляемых  так же является важным механизмом наставничества, который создает благоприятное и продуктивное рабочее пространство, где наставник и наставляемый развиваются, преодолевают трудности и проблемы, получая значимым опыт и необходимые компетенции.

Инструменты реализации программы гнастпавничества:

  • Регулярность: установление регулярных встреч и сессий для постановки целей, определений траектории развития, решения проблем и обмена опытом;
  • Прогресс: использование учетной системы для отслеживания прогресса наставляемого, а также для учета достижений и проблем, возникающих в процессе наставничества (визуальный планинг, Воркбук; чек-лист и тд.)
  • Методическое сопровождение: обеспечение  молодых педагогов необходимыми ресурсами и материалами для поддержки их работы (учебные пособия, образовательные онлайн-ресурсы, тренинги, семинары, обучающие программы); и другими источниками информации;
  • Анализ  эффективности:  оценка качества совместной работы пары «наставник-наставляемый» через мониторинг личностного прогресса и достижений молодого специалиста.  
  • Саморазвитие наставника: повышение профессиональных навыков опытного педагога через программы повышения квалификации, онлайн-курсы, вебинары, видеоуроки, участие в профессиональных сообществах и наблюдение за работой других опытных и успешных педагогов.
  • Обратная связь: обеспечение обратной связи между наставниками и молодыми специалистами, а также между наставниками и другими педагогами или родителями. Это помогает участникам процесса наставничества понять свои сильные и слабые стороны и принять меры для улучшения;

Подробнее рассмотрим, обратную связь как инструмент развития.

Умение предоставлять эффективную обратную связь — один из важнейших навыков наставника, который  помогает дать полную картину развития определенных компетенций наставляемого в конкретной ситуации. Важными составляющим этого процесса также являются анализ эффективности его действий и обсуждение возможных способов ее повышения в будущем. Обратная связь поможет наставнику деликатно указать молодому педагогу на его ошибки.

Этапы обратной связи:

  • описание ситуации, о которой предоставляется обратная связь;
  • описание своего отношения к этой ситуации, и ее последствий;
  • пожелания по поводу дальнейших результатов действий собеседника в аналогичных ситуациях, способы повышения эффективности работы.

Принципы обратной связи играют важную роль в эффективном обмене информацией и помогают достичь лучших результатов. Вот несколько основных принципов обратной связи:

Сбалансированность, позитивная направленность

Ясность и конкретность

Своевременность

Обратная связь должна сочетать в себе описание положительных моментов и «точек роста» для наставляемого. Соблюдение баланса состоит в том, чтобы сделать обратную связь приемлемой для молодого педагога, воодушевить его на профессиональный и личностный рост.

Наставник должен обращаться к конкретному факту или действию, т.е направленность на поведение и безоценочность.

Предоставляя обратную связь, следует концентрировать внимание на поведении, а не на личности как таковой.

Наличие оценки в высказывании снижает объем восприятия информации и вызывает сопротивление сказанному. Наставнику нужно включить наставляемого в процесс, а не выключить его критикой.

Обратная связь должна быть предоставлена вовремя, чтобы дать возможность оперативно реагировать и исправить ситуацию. Она также должна быть непрерывной, предоставляя регулярные обновления и важные комментарии по мере необходимости.

Указанные механизмы и инструменты помогают создать структурированную и поддерживающую среду для наставничества, которая способствует профессиональному росту молодых специалистов и закреплению их в профессии.  

2.3 Этапы реализации программы  

 

Программа наставничества рассчитана на 4 года. Решение о продлении

или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с  учетом потребности в данной программе.  

Содержание программы реализуется последовательно.

Этапы  реализации программы:  

I этап (октябрь 2019 -  декабрь 2020 гг.)– адаптационный: освоение норм профессии, ее ценностей, знакомство и приобщение к корпоративной культуре ДОУ.

Содержание этапа

        Проведение SWOT-анализа и анкетирования, для получения информации друг о друге «на входе», диагностики мотивов и образовательных дефицитов наставляемого. Создание комфортных психологических условий освоения деятельности  и мотивационная (эмоционально-психологическая) поддержка молодого специалиста. Формирование установки на преодоление образовательных дефицитов и переход к самоуправляемой деятельности.

II этап (январь 2021 –  август 2022 гг.) – основной, развивающий: создание  благоприятных  условий  для  профессионального  роста молодых специалистов.

Содержание этапа

Помощь в организации деятельности  (планирование, подготовка рабочего места, тайм-менеджмент). Оказание ситуативной помощи в выполняемой деятельности и демонстрация образцов поведения, отвечающих требованиям определенной (корпоративной) культуры. Организация образовательной деятельности с воспитанниками  и создание образовательных (в том числе проблемных) ситуаций. Обратная связь и корректировка программы. Анализ общего прогресса у молодого специалиста, наблюдения за выполнением задач с фиксацией результата (чек-лист, планер и др.), использование инструментов оценки, таких как самооценка и рефлексия.

Самодиагностика и самооценка собственных образовательных дефицитов (у педагога наставника). Проектирование программы и плана самообразования в соответствии с выявленными образовательными дефицитами. Овладение необходимыми знаниями, умениями, компетенциями, приемами деятельности.

III этап (октябрь 2022- май 2023 гг.) – контрольно-оценочный: анализ прогресса и эффективности программы.

Содержание этапа

Проведение SWOT-анализа и анкетирования, для получения информации друг о друге «на выходе». Организация мониторинга профессионального роста молодого педагога и рефлексии эффективности совместной деятельности. Оценка успешности достижения поставленных целей и задач программы наставничества. Анализ обратной связи, оценка уровня доверия и сотрудничества между наставником и наставляемым. Отчёт педагога – наставника об эффективности реализации Программы  с  молодым  специалистом.

2.4 Формы работы наставника с молодым специалистом

Одним из ключевых факторов успешности программы является продуманный выбор форм работы наставника с молодым специалистом. Смешанный подход, т.е. комбинация различных форм взаимодействия помогает им успешно адаптироваться и развиваться в рабочей среде, а также повышает их мотивацию и удовлетворенность работой. Это также способствует закреплению талантливых молодых специалистов в организации и созданию благоприятной рабочей атмосферы.

Традиционные

Не традиционные (современные)

  1. Беседа,  опрос, собеседование, консультирование;
  2. Анкетирование,  тестирование, интервьюирование;
  3. Наблюдение (метод «Тень»);
  4. Мастер-класс, презентация опыта.
  1. Психологические  тренинги  (на снятие  эмоционального  напряжения, тревожности), психологические диагностические тесты;
  2. Тьюторство (сопровождение с

учетом  индивидуальных  особенностей  личности наставляемого);

  1. «Кейс» - метод (решение набора различных профессиональных задач или проблем);
  2. Менторство взаимодействие и решение конкретных задач с помощью  обратной связи ;
  3. «Коуч»-метод («терапия успеха»);
  4. Участие в конкурсном движении;
  5. Митап (встреча для обмена опытом и знаниями, в неформальной обстановке);
  6. Питч-сессии (краткая презентация проекта перед слушателями);
  7. Составление планингов задач, чек-листов, Воркбуков (workbook) («контрольных списков» важных дел с пометкой о выполнении и его качестве) др..

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Оценка результатов реализации Программы.

Реализация Программы рассчитана на 4 года, осуществляется наставниками, наставляемыми, куратором. Наставник составляет индивидуальный планы работы на каждый этап, в соответствии с которым и осуществляется работа и контроль, осуществляется оценка. Оценка процесса реализации Программы понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о Программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

Для оценки результативности и эффективности реализации программы наставничества мною частично использовалась модель Дональда Киркпатрика, которая позволяет оценить эффекты, полученные о комплекса мероприятий и действий заложенных в программе. В основе этой модели лежит оценка показателей системы наставничества по четырем характеристикам:

  1. реакция наставляемого, или его эмоциональная удовлетворенность от пребывания в роли наставляемого;
  2. изменения в знаниях и их оценки;
  3. изменение поведения и способа действий в проблемных ситуациях;
  4. общая оценка результатов для ДОУ:

1. Оценка эмоциональной удовлетворенности от обучения в рамках наставничества, или реакция.

В роли наставляемого педагог проходит обучение, активно взаимодействует с наставником, осваивает новые функции и способы поведения. В связи с этим удовлетворенность педагога, испытывающего потребность в преодолении профессионального затруднения, является исходным и важным фактором как для оценки результатов обучения наставляемого, так и для оценки деятельности наставника. Наиболее распространенным инструментом оценки удовлетворенности является анкетирование. Анкетирование позволяет выявить основные характеристики процесса и результата наставничества:

  • сроки и условия обучения;
  • способы организации наставничества, информированность о содержании работы;
  • квалификация наставника, готовность применять полученные знания на практике и ориентироваться в предлагаемых условиях.

2.Оценка знаний, полученных во время реализации программы наставничества.

Оценка эффективности программы наставничества предполагает непосредственную оценку тех знаний и умений, которыми овладел наставляемый в результате участия в программе наставничества. Оптимальный вариант организации получения данной оценки – тестирование, которое позволяет выявить уровень овладения новыми знаниями в начале и в конце реализации персонализированной программы наставничества.

3.Оценка изменения поведения.

Целью данной оценки становится проверка изменения поведения наставляемого после прохождения программы наставничества. Для оценки этой характеристики может быть использовано наблюдение со стороны куратора реализации программ наставничества, непосредственного руководителя и коллег. Для оценки реального использования освоенных способов поведения и умений на практике могут применяться анкеты, опросники, непосредственное невключенное наблюдение.

4.Оценка результатов для ДОУ

        Данная оценка предполагает  повышение мотивации к качественной профессиональной деятельности, создание благоприятной среды для саморазвития педагогов, улучшение морально-психологического климата  внутри коллектива и как следствие создание благоприятного имиджа ДОУ.

Проведение такой оценки позволяет обосновать целесообразность управленческого решения о реализации модели данной программы наставничества в детском саду.

Оформление результатов:

Сбор данных осуществляется посредством swot–анализа, анкеты  (которая содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром) и наблюдение.

Результатом успешной оценки будет аналитика реализуемой Программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников Программы.

3.2. Механизмы мотивации и поощрения наставников 

К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на уровне ДОУ, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.

Мероприятия по популяризации роли наставника:

 Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на уровне ДОУ;

 Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;

 Создание специальной рубрики «Наши наставники» на сайте ДОУ;

 Создание на сайте ДОУ методической копилки с программами наставничества;

 Награждение грамотами «Лучший наставник»;

 Предоставление наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития ДОУ.

 3.3 Заключение 

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

- обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;

- работа на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога;

- взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;

- оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

- оценка педагогического труда по результатам, обратная связь;

- своевременное обеспечение методической литературой;

-эмоционально-комфортная атмосфера между наставником и наставляемым.

У наставляемого  сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Вследствие этого у молодого педагога произойдет профессиональное становление педагога и укрепление его в организации и профессии.

Приложение 1

План работы педагога наставника с наставляемым

I этап – адаптационный  (октябрь 2019 -  декабрь 2020 гг.):

освоение норм профессии, ее ценностей, приобретение автономности

Основные направления деятельности

Сроки выполнения

Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей реализацию учебно-воспитательного процесса

Развитие профессиональных компетенций молодого специалиста.

Развитие гибких навыков

Анализ  эффективности  совместной работы пары «наставник-наставляемый»

Знакомство с правилами  и корпоративной культурой ДОУ.  

Знакомство с коллективом. Включение молодого специалиста в творческую группу ДОУ по художественно-эстетическому направлению.

Беседа

Обратная связь.

Октябрь 2019

Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Помощь в разработке календарного планирования и организации ОД с дошкольниками.

Предоставление необходимых ресурсов: фонотека, онлайн-ресурсы, методическая литература и др.

Проведение SWOT-анализа и анкетирования, для получения информации друг о друге «на входе», диагностики мотивов и образовательных дефицитов наставляемого.

Ноябрь 2019

Помощь в организации взаимодействия с воспитателями и другими педагогами; разработка сценариев новогодних утренников; подбор атрибутов, декораций.

Посещение молодым специалистом утренников наставника.

Участие в утренниках в роли сказочных персонажей.

Обратная связь

Применение технологии Провальная конференция, (фейл-конференция).

Декабрь

2019

Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.

Январь

2021

Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ.

Посещение молодым специалистом НОД у наставника (1 раз в неделю).

Обратная связь

Применение технологии Провальная конференция (фейл-конференция).

Февраль

2020

Посещение наставником НОД молодого специалиста (1 раз в неделю).

Обратная связь.

Март 2020

Изучение  молодым специалистом возможностей применения музыки в  режимных моментов, проводимых наставником.

Создание электронных элементов музыкальных  заданий  для дошкольников.

Апрель 2020

Подбор дидактического материала к работе.

Создание фонотеки.

Создание электронных элементов музыкальных  заданий  для дошкольников.

Май 2020

Чтение и обмен мнениями о прочитанных книгах связанных с профессией, личностным ростом и качественной. художественной литературей. Интерактивное общение «Полезное чтение»

Июнь-август 2020

Изучение ООП ДОУ

Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: участие

молодого педагога в составлении рабочей программы, и календарного

планирования.

Составление плана по самообразованию.

Знакомство с основными

документами, регламентирующими

деятельность ДОУ, через применение  метода управления времени «Помидорка».

Сентябрь 2020

Консультирование по организации и руководству свободной музыкально-игровой деятельности дошкольников.

Создание проблемных ситуаций в рамках темы: «Свободная музыкально-игровая деятельность дошкольников», совместный анализ трудностей

Октябрь

2020

Подбор и систематизация диагностического материала, мониторинг детского развития.

Ноябрь 2020

Знакомство с  методом проектов.

Привлечение к реализации проекта «Игрушки сделали мы сами, украсим елочку шарами». Побуждение к разработке собственных мини проектов

Анализ работы эффективности этапа, корректировка плана (при необходимости)

Декабрь 2020

План работы педагога наставника с наставляемым

II тап (январь 2021 –  август 2022 гг.):

основной, развивающий: приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности

Основные направления деятельности

Сроки выполнения

Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей реализацию учебно-воспитательного процесса

Развитие профессиональных компетенций молодого специалиста.

Развитие гибких навыков

Анализ  эффективности  совместной работы пары «наставник-наставляемый»

Знакомство с технологий ТРИЗ

Обсуждение вопроса, обмен информацией по теме: Современные методики  проведения детских праздников. Составление рейтинга применением метода «противоречий» (ТРИЗ технология)

 Обмен мнениями

Январь

 2021

Изучение требований

ФГОС ДО по работе с одаренными детьми. Знакомство с документаций по работы с одаренными детьми.

Помощь в индивидуальной работе с одаренными детьми: диагностика способностей, подбор упражнений и репертуара.

Слушание вебинаров по теме, участие в онлайн-семинарах

Предоставление оптимальной самостоятельности

Обратная связь

Февраль 2021

Посещение наставляемым НОД и праздников.

Помощь в подготовке воспитанников к районным очным конкурсам.

Результативность участия воспитанников, обратная связь.

Март 2021

Знакомство с нетрадиционными формами взаимодействия с родителями.

 Участие молодого педагога в подготовке материала для родителей.

Помощь в проведении  диагностики, составление мониторинга детского развития.

Участие в родительском собрании с применением нетрадиционных форм взаимодействия.

Обратная связь от воспитателей, родителей и наставляемого.

Результаты мониторинга музыкального развития дошкольников.

Апрель 2021

Знакомство с современными

педагогическими технологиями. Самостоятельный отбор и  систематизация приобретённых знания из различных источников с учетом интересов и склонностей

Помощь в подготовке презентации на педсовете «Точка роста»

Обратная связь

Май 2021

Чтение и обмен мнениями о прочитанных книгах. Интерактивное общение «Полезное чтение».

Применение метод BOOK SLAM (букслэм) - продвижение полезных  книг прочитанных летом

Июнь-август 2021

Изучение годового плана и ДОУ.  Составление документации музыкально руководителя на учебный год. Организация работы по проектированию ОД с  

использованием различных технологий.  

Помощь в моделировании культурно-

досуговой деятельности  

воспитанников.  Просмотр банка сценариев праздников и развлечений молодым специалистом. Составление плана по самообразованию.

Разработка сценария поздравления коллектива с Днем дошкольного работника.

 Изучение психолого-педагогические  основы установления контактов с семьей воспитанников.

Сентябрь 2021

Введение в процесс

Аттестации. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Подготовка  к прохождению аттестации.

Организация самостоятельного

проектирования ОД с дошкольниками.  

Октябрь 2021

Самостоятельная диагностика способностей детей в музыкальной деятельности.

Результаты мониторинга музыкального развития дошкольников.

Ноябрь 2021

Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». 

Самостоятельная разработка сценариев, распределение ролей. Помощь в привлечении родителей к участию в утренниках

Декабрь 2021

Знакомство с современными

Педагогическими технологиями  
Планирование и организация

мастер-классов наставника и

других педагогов. Организация

работы педагогической мастерской по

проектированию ОД с  

использованием конкретных

технологий.  

Участие в работе семейных клубов ДОУ (сообщение, мастер-класс, музыкальное сопровождение и др.).

Январь 2022

Посещение НОД и индивидуальной работы с воспитанниками и праздников, молодого педагога.

Обратная связь.

Февраль 2022

Помощь в подготовке воспитанников к районным очным конкурсам.

Результативность участия воспитанников, обратная связь.

Март 2022

Помощь в подготовке воспитанников к районным очным конкурсам.

Результативность участия воспитанников, обратная связь.

Апрель

2022

Оказание методической помощи в обобщении и презентации педагогического опыта. Публикация

педагогического опыта,

участие в конкурсах, выступления на педсоветах,

семинарах, конференциях.  

Мониторинг

профессионального роста  молодого  педагога 
 по завершению этапа

Май 2022

Чтение и обмен мнениями о прочитанных книгах. Интерактивное общение «Полезное чтение»

Июнь-август 2022

Анализ развивающей среды музыкального зала в соответствии с требованием ФГОС.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Составление плана по самообразованию.

Применение метода BOOK SLAM (букслэм) - Продвижение полезных  книг прочитанных летом

Сентябрь 2022

План работы педагога наставника с наставляемым

III этап (октябрь 2022- май 2023 гг.) :

контрольно-оценочный: анализ прогресса и эффективности программы

Основные направления деятельности

Сроки выполнения

Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей реализацию учебно-воспитательного процесса

Развитие профессиональных компетенций молодого специалиста.

Развитие гибких навыков

Анализ  эффективности  совместной работы пары «наставник-наставляемый»

Руководитель  творческой группы ДОУ по художественно-эстетическому направлению.

Беседа

Обратная связь.

Октябрь 2022

Использование современных технологий в воспитательном процессе.     

Участие в составе творческой группы по подготовке к конкурсам

Ноябрь 2022, в течении года

Реализация культурно-

досуговой деятельности разного уровня  

Обратная связь

Ноябрь 2022, в течении года

Посещение открытых мероприятий наставляемым и открытый показ НОД

Оценка результатов реализации Программы.

Март-апрель 2023

Аналитический отчет о качестве  и эффективности реализации программы

Май 2023

Приложение 2

Материалы для проведения оценки эффективности программы наставничества

Содержание

Первый этап опроса для мониторинга программы (до начала работы). Макеты опросных анкет для участников наставничества

Анкета наставника

  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
  2. Если да, то где?         

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.        Насколько        комфортным        Вам

представляется        общение с наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.        Насколько        Вы        можете

реализовать свои лидерские качества в программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.        Насколько        могут        быть

полезны/интересны        групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.        Насколько        могут        быть полезны/интересны личные встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.        Насколько Ваша работа зависит

от        предварительного        планирования (разработанного Вами)?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.        Насколько        Вы        собираетесь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

придерживаться плана?

9.        Ожидаемая        включенность наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.        Ожидаемый        уровень удовлетворения от совместной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.        Ожидаемая полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

  1. Что в программе является наиболее ценным для Вас?

14.        Насколько

важным/необходимым        является обучение наставников?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15.        Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]

Анкета наставляемого

  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
  2. Если да, то где?         

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.        Ожидаемая        эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.        Ожидаемый        уровень        комфорта

при        участии        в        программе наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.        Ожидаемое        качество

организационных        мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим

местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.        Ожидаемая        полезность

программы        профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.  Ожидаемая                        польза организованных для Вас мероприятий по        развитию        конкретных профессиональных                навыков (посещение и ведение открытых

занятий, семинары, вебинары, участиев конкурсах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.        Ожидаемое        качество        передачи

Вам        необходимых        теоретических знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.        Ожидаемое        качество        передачи

Вам        необходимых        практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.        Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.        Насколько Вам важно ощущение поддержки наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.        Насколько Вам важно, чтобы Вы остались        довольны        совместной

работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

  1. Что особенно ценно для Вас в программе?

15. Как часто Вы ожидаете проведение        мероприятий по развитию конкретных профессиональных                навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)?

Очень часто

Часто

Редко

1–2

раза

Никогда

16.        Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]

Анкета наставника

  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
  2. Если да, то где?         

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.        Ожидаемая        эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.        Ожидаемый комфорт от работы в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.  Насколько  эффективно        Вы сможете организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим

местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.        Ожидаемая        эффективность

программы        профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.        Как        Вы        думаете,        насколько хорошо                с                Вашей                помощью

наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.        Как        Вы        думаете,        насколько хорошо                с                Вашей                помощью

наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.        Ожидаемое                        качество разработанной        Вами        программы

профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.        Ожидаемая        включенность наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.        Ожидаемый        уровень удовлетворения совместной работой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

  1. Что особенно ценно для Вас в программе?

14. Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию        конкретных профессиональных                навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

Очень часто

Часто

Редко

1–2

раза

Никогда

15.        Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]

Второй этап опроса для мониторинга программы(по завершении работы).

Макеты опросных анкет для участников наставничества

Форма наставничества предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Анкета наставника

  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
  2. Если да, то где?         

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.        Эффективность        программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.        Насколько        комфортно        было работать в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Насколько эффективно удалось организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными        обязанностями и квалификационными требованиями)?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.        Эффективность        программы

профессиональной        и        должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.        Насколько        наставляемый

овладел        необходимыми теоретическими знаниями?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.        Насколько        наставляемый

овладел необходимыми практическими навыками?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.        Качество        программы профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.        Включенность        наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.        Насколько Вы довольны вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.        Что Вы ожидали от программы и своей роли?

13.        Насколько        оправдались        Ваши ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Что особенно ценно для Вас было в программе?

  1. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

16. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)?

Очень часто

Часто

Редко

1–2

раза

Никогда

  1. Оглядываясь        назад,        понравилось        ли        Вам        участвовать в        программе? [да/нет]
  2. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
  3. Видите ли Вы свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5 лет? [да/нет]
  4. Появилось ли у Вас желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации? [да/нет]
  5. Заметили        ли        Вы        сокращение        числа        конфликтов        с        педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества? [да/нет]
  6. Появилось ли у Вас желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования? [да/нет]

Опросники для SWOT-анализа реализуемой программы наставничества

Факторы SWOT

Позитивные

Негативные

Внутренние

Сильные стороны

Слабые стороны

Внешние

Возможности

Угрозы

Личностная оценка наставляемых                Всего участников –

Из них:

Довольны совместной работой        Довольны результатом

Характеристика

Количество участников,

отметивших ее для себя

Понравилось участвовать в программе

Хотел        бы        продолжить        работу        в        программе наставничества

Видит свое профессиональное развитие в данной

образовательной организации в течение следующих 5 лет

Появилось        желание        более        активно        участвовать в культурной жизни образовательной организации

После общения с наставником почувствовал прилив

уверенности        в        собственных        силах        для        развития личного, творческого и педагогического потенциала

Заметил        сокращение        числа        конфликтов

с        педагогическим        и        родительским        сообществами благодаря программе наставничества

Появилось        желание        и/или        силы        реализовывать

собственные        профессиональные        работы:        статьи, исследования

Видит свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих

5 лет

Появилось        желание        более        активно        участвовать в культурной жизни образовательной организации

После общения с наставником почувствовал прилив

уверенности        в        собственных        силах        для        развития личного, творческого и педагогического потенциала

Личностная оценка наставников            Всего участников –

Из них:

Довольны совместной работой        Довольны результатом

Характеристика

Количество участников, отметивших ее для себя

Достаточность и понятность обучения наставников

Понравилось участвовать в программе

Хотел        бы        продолжить        работу        в        программе наставничества

Видит свое профессиональное развитие в данной

образовательной организации в течение следующих 5 лет

Появилось желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации

Заметил        сокращение        числа        конфликтов        с

педагогическим        и        родительским        сообществами благодаря программе наставничества

Появилось        желание        и/или        силы        реализовывать собственные                профессиональные        работы:        статьи,

исследования

Анкета куратора

Количественный анализ результатов программы наставничества

Изучаемый параметр

Показатель до реализации программы

(x)

Показатель после реализации программы

(y)

Разница (z = x – y)

Значение в процентах (z/x*100)

1. Количество        успешно реализованных

образовательных        и культурных проектов

5.        Число        собственных педагогических

профессиональных        работ молодого        специалиста

8. Количество мероприятий профориентационного, мотивационного

и практического характера

10.        Количество        успешно реализованных

и        представленных результатов деятельности

Анкета наставляемого

  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
  2. Если да, то где?         

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.        Эффективность        программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.        Насколько        комфортно        было работать в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.  Качество        организационных мероприятий                (знакомство с  коллективом,  рабочим  местом,

должностными        обязанностями и квалификационными требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.        Полезность        программы

профессиональной        и        должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Организованные для Вас мероприятия по развитию конкретных профессиональных        навыков (посещение и ведение открытых

уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.        Качество        передачи        Вам необходимых теоретических знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.        Качество        передачи        Вам необходимых практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.        Качество        программы профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.        Ощущение        поддержки наставника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.        Насколько Вы довольны вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13.        Что Вы ожидали от программы и своей роли?

14.        Насколько        оправдались        Ваши ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Что особенно ценно для Вас было в программе?

  1. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

17. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных

Очень часто

Часто

Редко

1–2

раза

Никогда

навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План на межаттестационный период на 2019-2023г.г. по теме «Роль театральной деятельности в развитии речи детей»

План на межаттестационный период на 2019-2023г.г. по теме «Роль театральной деятельности в развитии речи детей»...

План по самообразованию на 2019-2023г.г по теме: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий»

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышени...

План профессионального самообразования Инструктора по физической культуре МАДОУ № 60 Симоновой Евгении Сергеевны (2019-2023г.)

План профессионального самообразования Инструктора по физической культуре МАДОУ № 60 Симоновой Евгении Сергеевны (2019-2023г.)...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период с 2019-2023г.г.

Методическая тема : «Развитие мелкой моторики у дошкольников   посредством дидактических игр»....

Индивидуальный план работы педагога на межаттестационный период 2019-2023г.г.

Цели: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:·         Обеспечить собственное непрерывное профессиона...

Программа наставничества музыкального руководителя "Стратегия роста"

Программа наставничества направлена на создание непрерывной и поэтапной системы профессионального становления молодого специалиста. Она представлена в виде комплекса мероприятий и действий, способству...