В огромном мире природы наши дети становятся первооткрывателями и исследователями, а мы взрослые на этом этапе самые важные, главные помощники.
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
Основная цель по экологическому воспитанию дошкольников предполагает: формирование у ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к экологической культуры.
У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, учиться взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришёл. Необходимо, чтобы это отношение было: познавательным, бережливым, созидательным. Нами было принято решение создать проект по эколого-краеведческой исследовательской деятельности детей: «Огород на окне», который направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на осознание значимости овощей в жизни деятельности человека, а также рассказать детям об условиях необходимых для роста и развития растений, развивать эстетические чувства, прививать желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Вместе с детьми в нашей группе, мы обустроили на подоконнике наш «Волшебный огород».
Составили план мероприятий по организации детской деятельности: беседы с родителями (обсуждение целей и задач), подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение семян и т.д.
Вместе с детьми мы наблюдали за ростом растений, устанавливали связи: растения-земля, растения-вода, растения-человек.
Рассматривали иллюстрации о растениях, смотрели видео фильмы, читали художественную литературу, что способствовало высокому интересу изучать живую природу, заботиться о ней. Проводили практическую деятельность: посадка лука, укропа, салата, редиса и т.д. Это вызывало у дошкольников интерес к выращиванию огородной культуры.
Ребята учились замечать изменения, которые происходят у прорастающих культур: рост и развитие. Через дидактические игры, например, такие, как: «Угадай название овоща», «Угадай на ощупь», «Узнай на вкус» и т.д. закрепляли умения различать овощи, учились называть их, группировать.
В ходе работы по нашему проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развитие растений. У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растения из семени.
В результате практической, исследовательской и опытнической деятельности, дети получили необходимые знания, умения, навыки, а также условия для выращивания овощных культур, увидели многообразие повседневного материала, более бережнее стали относиться к растительному миру.
Список литературы:
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера. 2011.- 128с.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет
3. Ковинько, Л.В. Секреты природы- это так интересно!- Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
4. Федотова, А.М. Познаём окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников-Москва: ТЦ Сфера, 2015-112с.