Мастер класс по теме «Учет национально-культурных, климатических условий при организации предметно-развивающейся среды для сюжетно-ролевых игр».
методическая разработка
Познакомить педагогов с особенностями организации развивающей
предметно – пространственной среды в группе для сюжетно-ролевых игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер класс по теме «Учет национально-культурных, климатических условий при организации предметно-развивающейся среды для сюжетно-ролевых игр».
Цель: Познакомить педагогов с особенностями организации развивающей
предметно – пространственной среды в группе для сюжетно-ролевых игр.
Задачи.
1. Систематизировать знания педагогов о особенностях организации сюжетно – ролевой игры.
2. Познакомить педагогов с национально-культурными и климатическими сюжетно- ролевыми играми народов севера.
З. Формировать у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на мастер – классе, надеюсь на плодотворное сотрудничество.
Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.
Психологи считают, что сюжетно - ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, тем самым способствуют формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, совместно строить и реализовывать планы.
Успешность сюжетно-ролевой игры, зависит от организации педагога.
Необходимо создать условия для игры - предметно-пространственную игровую среду с учётом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, с учетом национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется игра.
Создавая предметно-пространственную среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функцию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.
Развивающая предметно – пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно – пространственной среде, т. к. среда должна быть:
- содержательно – насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной,
- безопасной.
Таким образом, правильно организованная предметно- пространственная среда позволяет каждому найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Каждый детский сад, каждый воспитатель ежегодно обновляет предметно – развивающую среду в своей группе. Вопрос о создании предметно - развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно - развивающей среды.
Предметно – развивающую среду в своей группе организуют так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей и уровня активности.
Тематика и разнообразие игр с каждым годом увеличивается. Увеличивается количество ролей, правил, игровых действий.
Сегодня никто не отрицает, что рост влияния телевидения, рекламы, прогресс компьютерных технологий на детей связан с тем, что оно наиболее полно и эффективно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобщении к ценностным ориентациям взрослых. Всем нам известно, что на сюжет игры решающее влияние оказывает окружающая действительность. Ребенок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни.
Поскольку в нашей реальной действительности конкретная действительность людей и их отношения разнообразны, то сюжеты их разнообразны чрезвычайно изменчивы. Появились игры так называемые нового поколения, такие как: «Поле чудес», «Журналисты», «Рынок», «Телеком», «На станции технического
обслуживания автомобилей», «Рекламные агенты» и другие.
Наблюдая за детьми, можно увидеть, что они часто приносят в группу игрушечные сотовые телефоны, но, ни в какой игре их новые, яркие, привлекательные игрушки не участвовали, т.к. дети не могли уяснить для себя их функциональное значение. И налюбовавшись и показав свою игрушку, они убирали ее в шкафчик, забывая про нее. Чтобы дети поняли значение сотовой связи, что это не роскошь, а необходимое средство связи, можно предложить детям сюжетно – ролевую игру «Сотовая связь «Мегафон».
Так как воспитательное значение игры во многом зависит от педагога, нужно постараться детям ясно и доступно через игру объяснить нужное значение не только сотовых телефонов, но и работу сотрудников компании «Мегафон».
Изготовить совместно с детьми новые атрибуты: брошюры, буклеты. Дети будут приносить с интересом свои игрушечные сотовые телефоны. Им очень понравиться и заинтересует эта игра.
Педагог, получит такие положительные результаты:
- обогащение словарного запаса у детей;
- развитие монологической и диалогической речи;
- предоставление больших возможностей у детей для получения знаний о разных профессиях, окружающей жизни, сформируются определенные отношения к людям, труду, выработаются определенные навыки и привычки правильного поведения.
Таким образом, игры нового поколения, развивают воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности дошкольников. Эти игры, конечно, требуют от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.
Играя в современные игры дети совсем забывают о том, где они живут и какие народы населяют эту местность. В каждой группе существует уголок патриотического воспитания, где размещен материал о народах Севера (ханты и манси) и о работниках нефтяной промышленности. Есть уголки природы, где дети знакомятся с суровым климатом Севера (холодная и долгая зима, короткое, дождливое лето). Но у педагогов существует проблема при организации сюжетно-ролевой игры, для знакомства детей с национально-культурными традициями этих народов. При организации таких игр мы должны, обеспечить предметно- развивающую среду соответствующими атрибутами к этим играм, с учетом национально-культурных, климатических условий Севера.
После беседы о жилище народов ханты и манси, предложить детям изготовить чум. Передать в своих рисунках впечатления о людях своего края, об оленях, как о животных, без которых ханты и манси не мыслят жизни. Олень - это и пища, и одежда, и транспорт. Упражнять в изображении тех предметов, которые каждому ребёнку интересны или эмоционально значимы. Рассмотреть их национальную одежду и предложить детям изготовить головные уборы с национальным узором хантов.
Уважаемые педагоги, я предлагаю вам побыть немного детьми и поиграть. Отправиться в путешествие на стойбище. На стойбище мы поедем с вами на автобусе. Для этого нам с вами нужно сделать автобус, нам понадобятся вот такие накидки на стульчик с изображением автобуса. (При систематической игре в транспорт, дети уже знают, как делается автобус из стульчиков). Шофером у нас будет …… Ну, что поехали.
На стойбище мы видим чум. Который покрыт в летнее время берестой, а в зимнее оленьими шкурами. Нам необходимы шесты, мы без них чум не сможем построить. На оленьи шкуры, покрывающие чум наносят национальные узоры Рассмотрим чум внутри. Что внутри чума есть? Постель, полы в чуме, печка, стол, двери чума. На постели нельзя прыгать. В чуме громко разговаривать тоже нельзя. При беседе нельзя перебивать старших и вмешиваться в их разговор.
- Скажите, чего не хватает на покрытие нашего чума? Я предлагаю, вам педагоги, украсить наш чум национальными узорами. (предложить бумагу и клей).
Вот теперь наш чум похож на настоящее жилище хантов.
На стойбище живут мужчины, женщины, дети. У которых есть свои обязанности.
Чем занимаются мужчины на стойбище? Мужчины охотятся, рыбачат, ухаживают за оленями.
А чем занимаются женщины? Женщины готовят еду, собирают грибы, ягоды, шьют одежду.
Я предлагаю нам разделиться на мужчин и женщин.
На стойбищах у хантов нет магазинов, чтобы покупать продукты для питания, поэтому они вынуждены идти на рыбалку чтобы прокормить свою семью. Я предлагая мужчинам порыбачить немного. С помощью удочки попытаться надеть на крючок
рыбу и достать из реки. Во время этой игры дети знакомятся с разнообразием речных рыб: щука, карась, окунь. Еще дети узнают о строение рыб: форма тела, плавники, чешуя и т. д.
А женщины в это время могут заняться домашними делами, кто -то будет готовить обед, кто-то выделывать шкуру оленя, кто-то собирать ягоды.
Мы с вами поймали очень много рыбы, что нам с ней теперь делать? Перед детьми ставим проблемную ситуацию, что делать с рыбой (сварить уху). Но сначала, что мы должны с ней сделать? (почистить, помыть, сварить).
Так проходит обычный день у коренных жителей Севера, но у них есть и праздники.
Какие есть национальные праздники у хантов? (Вороний день, Медвежий праздник, День оленеводов). Северные жители, как и все люди на праздник одевают свои лучшие наряды. Мужчины одевают малицу Женская одежда называется ягушка. Ханты и манси свою одежду украшают бисером, мехом и орнаментом. Орнаменты могут быть разными, каждый орнамент имеет свое название (воспитатель показывает образцы орнаментов: «заячье ухо», «собачья лапа», «глухариный нос», «щучьи зубы» и прочие). Одев свою лучший наряд ханты отправляются на праздник, например, на День оленевода. Где мужчины показывают свою ловкость, силу, а женщины готовят национальную еду и наблюдают за мастерством мужчин.
Уважаемые педагоги, я предлагаю вам изготовить головные уборы хантов с их национальными узорами.
Я предлагаю вам, уважаемые педагоги, сыграть в игру «Поймай оленя». Вот так проходят праздники национальные праздники у народов Севера, шумно, весело.
Но пора нам всем возвращаться домой, займите свои места в автобусе.
Мы сейчас с вами сыграли в две сюжетно-ролевые игры – путешествие на стойбище, День оленеводов. Где еще раз вспомнили, как живут и чем занимаются коренные жители Севера.
Но живя на Севере, мы детей знакомим не только с национальной – культурой хантов, но и климатическими условиями. Северный климат очень суровый, поэтому люди приспосабливаются к нему, больше стараются заботится о своем здоровье. Больше времени уделяют транспорту, который является главным транспортным средством. Здесь люди не только живут, но и работаю. Главной отрослю промышленности здесь является нефтедобывающая промышленность.
Для полного знакомства детей с работниками данной отрасли можно провести сюжетно-ролевую игру «Буровая». Перед проведением игры рассматриваем с детьми картинки «Буровая», «Бурильщик», «Нефтяник», «Первая добыча», «Пожарная часть», «Лаборатория»; прочитать книги: «Как искали нефть», «Золото Самотлора». Познакомить с профессиями, связанные с добычей нефти. Выяснить значение таких слов, как буровая скважина, бурильщик, буровой участок, трудовая вахта, вахтовик,
нефтепровод, нефтеперерабатывающий завод, площадка, куст, управление буровых работ, сварочный аппарат, сварщик, монтажник.
Для проведение данной игры нам понадобится: каски, инструменты, перчатки, строительный материал (для строительства качалки), бинокль, рации, машины, атрибуты к сюжетно ролевым играм «Больница», «Столовая».
Перед началом игры создается проблемная ситуация, как нефтяникам-вахтовикам помочь улететь на работу, вертолете нет горючего. Дети предлагают самим построить площадку для установки буровой, чтобы добыть нефть. Затем отправить по нефтепроводу нефть на нефтеперерабатывающий завод. Заправить цистерны нефтью, загрузить цистерны и отправить на вертолётку. Затем идет распределение ролей. Начальник участка распределяет фронт работы по участку: где будет расположена буровая, нефтепровод, нефтезавод, домики для рабочих, столовая, медпункт, лаборатория, пожарная часть. Водители возят плиты для дороги, дорожники строят дорогу. Рабочие расчищают площадку для буровой, на машинах завозят оборудование. Монтажники устанавливают буровую и начинают строить нефтепровод к нефтезаводу. Все расходятся по своим рабочим местам.
Уважаемые педагоги, я предлагаю обыграть вам данную сюжетно-ролевую игру.
Сейчас мы с вами распределим роли, построим необходимое оборудование. Начальник участка - ……, водители - ……., монтажник -……., сварщик -……, врач -………., повар -……., пожарный -……..
Для постройки буровой нам понадобится строительный материал. Ваша задача построить качалку. К работе могут приступать монтажники, сварщики, а руководить ими будет начальник участка. Для водителей нам понадобятся вот такие накидки, чтобы сделать машины – водители. Повара могут пройти в столовую, для приготовления пищи. Врачи в медпунк, если вдруг придется оказывать первую помощь.
- Ребята, что нужно сделать, чтобы добраться до площадки на болоте?
- У нас травма, что нам делать?
- Время обеда, а рабочие голодные. Как нам быть?
- Нам привезли трубы, но они оказались короткими, что будем делать?
- Куда по этим трубам будем качать нефть?
- Рядом с нефтепроводом вспыхнул пожар, загорелась нефть. Что будем делать?
- Как нам доставить горючее на вертолётку? В чём?
Организовывая вот такую сюжетно-ролевую игру, мы знакомим детей с работниками нефтяной промышленности. Помогаем им налаживать сотрудничество: объединяться в группы, совместно обдумывать содержание деятельности, распределять роли, находить способы достижения цели. Развиваем у детей инициативу воображения, способность настойчиво, в течении относительно длительного времени осуществлять свои замыслы, воспитываем умение действовать в соответствии с взятой на себя ролью и общим игровым замыслом, подготовить необходимые условия для игры, делать постройки.
Создавая предметно-развивающую среду для сюжетно-ролевых игр позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В то же время такая предметная среда позволяет воспитателям решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Уважаемые педагоги, спасибо вам за участие в мастер-классе, я надеюсь вам понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Опыт работа по теме "Развитие речи детей с ОНР посредством организации предметно-развивающей среды "
Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, в детском саду испытывают большие трудности в обучении, не находят слов для выражения своих мыслей в школе. Поэтому развитие речи в детском саду име...
Доклад по теме: «Сотрудничество семьи и детского сада в организации предметно - развивающей среды»
Данный материал может быть использован воспитателями, специалистами, старшими воспитателями и т.д. Доклад и сопровождающие слайды созданы по всем правилам оформления выступления на методических объеди...
«Создание оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей»
Представлен методический материал по организации образовательного пространства центров развивающей среды – речевой уголок. Освещены основные правила и технологии, которые используют при фор...
Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...
Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»
Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо со...
Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»
Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОО является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. О том, как ее...