Статья: «Роль творческой игры в развитии детей с ОВЗ»
статья (старшая группа)
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее положение определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии, познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.
В статье рассматривается значение творческой игры в жизни ребенка с ОВЗ. Отмечается роль игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tvorcheskoy_igry.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль творческой игры в развитии детей с ОВЗ»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее положение определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии, познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.
В статье рассматривается значение творческой игры в жизни ребенка с ОВЗ. Отмечается роль игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками. Из своего опыта работы в группе компенсирующей направленности я поняла, что игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. В творческой игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая не в меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. В творческой игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.
В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.
Для обучения через игру созданы творческие игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои возможности, берут на себя определенные роли. Кроме того, творческая игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.
В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи, развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.
Главная особенность творческих игр в том, что в них удается объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Творческие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.
К творческим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – может стать творческой, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее элементами, которые помогут эти навыки закрепить.
Вывод: – в игре активно обогащается и развивается словарь дошкольника с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира; – систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности; – игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности; – сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»
В статье раскрывается роль дидактических игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...
Статья «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»
Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Ключ к познанию дошк...
Консультация «Роль творческой игры в развитии дошкольников».
Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное раз...
Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....
Статья: Роль подвижной игры для развития детей младшего дошкольного возраста.
Подвижные игры положительно отражаются на умственной деятельности, на аппетите, настроении, и на здоровье....
Статья "Роль дидактической игры в развитии дошкольников".
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Дидактическая игра- это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную и интелектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, ...
Статья на тему: Роль творческой игры в развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста....