Статья "БИОНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДЫНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ".
статья
Бионическое конструирование является наиболее эффективным средством развития предынженерного мышления у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
БИОНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДЫНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Ахмерова Л.С., Низамова Д.Г., Щербина Л.А. (г. Новый Уренгой)
Детский сад – это тот мир, в котором маленький человек может проявить и раскрыть свои возможности, удовлетворить свои интересы и потребности, раскрыться как личность. Особенность современного сада – это полноценное пространство, которое способствует, через присущего ребенка игровую деятельность, введение в стройную систему образования и воспитания, в которой осуществляется взаимосвязь и преемственность элементов различных образовательных технологий. Ребенок получает возможность для развития своего творческого потенциала, устанавливает для себя удобный распорядок в мире вещей и событий, явлений, а взрослый должен организовать образовательную ситуацию под индивидуальность каждого ребенка.
В связи с введением ФГОС ДО впервые особого места в образовательном процессе занимает деятельность эколого-биологической направленности, в частности бионическое конструирование.
Особым фактором, обусловливающим специфику работы в данном направлении, является организация целенаправленной практической деятельности. Главная цель реализации образования эколого-биологической направленности – формирование разносторонних представлений воспитанников о живых организмах, процессах, взаимосвязях и закономерностях живой природы, овладение элементарными методами биологических и экологических исследований, развитие бережного отношения к живой природе, развитие предынженерного мышления, инженерно – технического образования у дошкольников. Вовлечь дошкольников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа.
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед педагогами.
И этому способствует такая наука, которая объединяет в себе всё и может сочетать несочетаемое! Это наука бионика. Суть бионики - заимствовать у природы ценные идеи и реализовывать их в виде оригинальных конструкторских и дизайнерских решений, а также новых информационных технологий. Основа бионики - исследования по моделированию различных биологических организмов. Поэтому ученые-бионики избрали своей эмблемой символ: скрещенные скальпель, паяльник и знак интеграла. Этот союз биолога, техника и математика говорит о том, что наука бионика проникает туда, куда не проникал еще никто, и увидит то, что не видел еще никто. Самые преданные бионики — это инженеры, которые конструируют роботов. Разработчики - бионики исходят из того, что роботам придется функционировать в городских и домашних условиях, то есть в «человеческой» среде с лестницами, дверями и другими препятствиями специфического размера. Поэтому они обязаны соответствовать человеку по размеру и по принципам передвижения.
Почему именно бионика? Во - первых, в бионике наиболее ярко отражена одна из главных особенностей современной жизни – интеграция: биологии и техники, исследовательской деятельности. Во – вторых, природа может научить человека многому, все организмы на земле совершенны и уникальны, поэтому можно заимствовать у природы технические идеи и использовать их в практической деятельности человека. В – третьих, живая природа близка и понятна детям.
Используя естественную потребность дошкольника в исследовании мира и экспериментировании с природными и рукотворными объектами, создаются условия для получения детьми представлений о начальном моделировании как части научно – технического творчества.
Бионическое конструирование является наиболее эффективным средством развития предынженерного мышления у дошкольников. Метод бионического конструирования открывает новые возможности в развитии наглядно – схематического мышления ребёнка, которое в свою очередь, является базой для формирования предынженерного мышления на дошкольной ступени образования.
Инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.
Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного.
Это обуславливает использование разных педагогических технологий:
- личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими детьми;
- игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе;
- технологии исследовательской и проектной деятельности позволяют развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Реализация данного направления невозможна без использования игрового оборудования нового поколения.
В нашем детском саду представлены конструкторы (LEGO Education, ТИКО, деревянные, металлические, магнитные, 3D моделирование, полидроны и др.). Такие конструкторы позволяют детям получить базовые представления о современной науке и технике.
В процессе конструирования ребёнок не просто собирает разного рода технику и архитектуру, но и знакомится в игровой форме с основными принципами механики и особенностями работы простейших механизмов. А внедрение элементов бионического конструирования дает возможность воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы, модернизировать био - и нанотехнологии.
Литература:
- И.И. Гармаш. Тайны бионики. Киев,1985г.
- Крайзмер Л.П., Сочивко В.П. Бионика, 2 изд., М., 1968
- Мартека В. Бионика,М., 1967
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"
В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...
"Робототехника- как средство формирования инженерного мышления у старших дошкольников"
значимость и использовании робототехники в доу...
Проект "Робототехника, как средство формирования инженерного мышления у старших дошкольников"
Проект...
Самообразование на тему: «Развитие логического мышления у старших дошкольников по средствам блоков Дьенеша»
Самообразование на тему: «Развитие логического мышления у старших дошкольников по средствам блоков Дьенеша»...
Бионика как средство развития предынженерного мышления у старших дошкольников.
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого нач...
Мастер-класс «Развитие критического мышления у старших дошкольников по средствам использования кубика Блума»
мастер-класс...
Бионика как средство развития предынженерного мышления у старших дошкольников
Детский сад – это тот мир, в котором маленький человек может проявить и раскрыть свои возможности, удовлетворить свои интересы и потребности, раскрыться как личность....