Бионика как средство развития предынженерного мышления у старших дошкольников
статья по окружающему миру

Щербина Любовь Александровна

Детский сад – это тот мир, в котором маленький человек может проявить и раскрыть свои возможности, удовлетворить свои интересы и потребности, раскрыться как личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bionika.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Бионика как средство  развития предынженерного мышления у старших дошкольников

«Познание природы должно быть пронизано радостью!»

 Джозеф Корнелл


Детский сад – это тот мир, в котором маленький человек может проявить и раскрыть свои возможности, удовлетворить свои интересы и потребности, раскрыться как личность. Особенность современного сада – это полноценное пространство, которое способствует, через присущую ребенку игровую  деятельность, введение в стройную систему образования и воспитания, в которой осуществляется взаимосвязь и преемственность элементов различных образовательных технологий. Ребенок получает возможность  для развития своего творческого потенциала, устанавливает для себя удобный распорядок в мире вещей и событий, явлений, а взрослый  должен организовать образовательную ситуацию под  индивидуальность каждого ребенка, насколько это возможно, учитывая различные факторы материально – технической базы и профессиональной компетенции педагогов.

       В связи с введением ФГОС ДО впервые особое место в образовательном процессе занимает деятельность эколого-биологической направленности,  в частности бионическое конструирование в системе дополнительного образования детского сада. 
Особым фактором, обусловливающим специфику работы в данном направлении, является организация целенаправленной практической деятельности.  Главная цель реализации дополнительного образования эколого-биологической направленности – формирование разносторонних представлений воспитанников о живых организмах, процессах, взаимосвязях и закономерностях живой природы, овладение элементарными методами биологических и экологических исследований, развитие бережного отношения к живой природе,  
развитие  предынженерного мышления, инженерно – технического образования у дошкольников. Вовлечь дошкольников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа.       

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед педагогами.

       И этому способствует такая наука, которая объединяет в себе всё и может сочетать несочетаемое!

Это наука бионика. Понятие бионика состоит из частей слов, что означает «учиться у природы технике завтрашнего дня.

 Суть бионики - заимствовать у природы ценные идеи и реализовывать их в виде оригинальных конструкторских и дизайнерских решений, а также новых информационных технологий. Основа бионики - исследования по моделированию различных биологических организмов. Поэтому ученые-бионики избрали своей эмблемой символ: скрещенные скальпель, паяльник и знак интеграла. Этот союз биолога, техника и математика говорит о том, что наука бионика проникает туда, куда не проникал еще никто, и увидит то, что не видел еще никто. Самые преданные бионики — это инженеры, которые конструируют роботов. Разработчики - бионики исходят из того, что роботам придется функционировать в городских и домашних условиях, то есть в «человеческой» среде с лестницами, дверями и другими препятствиями специфического размера. Поэтому они обязаны соответствовать человеку по размеру и по принципам передвижения и т.п.  

Почему именно бионика?

Во - первых, в бионике наиболее ярко отражена одна из главных особенностей современной жизни – интеграция: биологии и техники, исследовательской деятельности.

Во – вторых, природа может научить человека многому, все организмы на земле совершенны и уникальны, поэтому можно заимствовать у природы технические идеи и использовать их в практической деятельности человека.

В – третьих, живая природа близка и понятна детям.

Используя естественную потребность дошкольника в исследовании мира и экспериментировании с природными и рукотворными объектами, создаются условия для получения детьми представлений о начальном моделировании как части научно – технического творчества.

Бионическое конструирование является наиболее эффективным средством развития предынженерного мышления у дошкольников. Метод бионического конструирования открывает новые возможности в развитии наглядно – схематического мышления ребёнка, которое в свою очередь, является базой для формирования предынженерного мышления на дошкольной ступени образования.

Инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.

Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного. 

     Это обуславливает использование разных педагогических технологий:

  • личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими детьми;  
  • игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки.  Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе;
  • технологии исследовательской  и проектной деятельности позволяют развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Реализация данного направления невозможна без использования игрового  оборудования нового поколения.

В нашем детском саду  представлены конструкторы (LEGO, LEGO Education, ТИКО, деревянные, металлические, магнитные, мягкие, 3D моделирование, полидроны и др.). Такие конструкторы позволяют детям получить базовые представления о современной науке и технике. У них разная система крепления (пазовое крепление на базе шипов, трубчатое соединение, зубчатая передача), в них также можно найти балки, болты, оси, шестерёнки, рычаги.

В процессе конструирования ребёнок не просто собирает разного рода технику и архитектуру, но и знакомится в игровой форме с основными принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.  А внедрение элементов бионического конструирования дает возможность  воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы, модернизировать био - и нанотехнологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка "Веселая математика"

Проводимая мною работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

Развитие мышления у старших дошкольников

Развитие у старших дошкольников такого психического процесса как мышление. Программа развития мышления....

Бионика как средство развития предынженерного мышления у старших дошкольников.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого нач...

Статья "БИОНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДЫНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ".

Бионическое конструирование является наиболее эффективным средством развития предынженерного мышления у дошкольников....