Психологические особенности в период адаптации.
статья (младшая группа)
Ранний возраст (2- 3 года) имеет огромное значение в жизни человека. В этот период закладываются наиболее важные способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость в поведении. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого.
Именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад, возраст от 2 до 3 лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, к которым относится и поступление в детский сад. Малыши часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют сон, аппетит, утрачивают ранее приобретенные навыки, угасает речевая и познавательная активность.
Данная статья поможет избежать тяжелых последствий адаптационного периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_v_period_adaptatsii.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптации в ДОУ
Поступление ребёнка в дошкольное образовательное учреждение представляет собой один из важных периодов его жизни и сопровождается значительным напряжением со стороны всех систем организма. Существуют два основных фактора влияющих на скорость и качества привыкания детей к новым для них жизненным обстоятельствам:
- Первый: семья ребёнка и действия родителей, которые направлены на облегчение его адаптации в детском саду;
- Второй: дошкольная организация и специальная работа педагогического коллектива, которая обеспечивает благополучную адаптацию детей.
Детям любого возраста, но особенно — раннего, очень трудно дается посещение детского сада. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка буквально врываются следующие изменения: четкий режим дня; отсутствие родных рядом; длительный контакт со сверстниками; необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых; резкое уменьшение персонального внимания к ребенку; особенности нового пространственного окружения.
Приход в детское учреждение приводит к серьезным нарушениям в поведении ребенка и развитию отрицательных реакций. У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приемах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка данного возраста является трудной задачей.
Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро; чаще всего адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличают: преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха; нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; утрата навыков самообслуживания; нарушение сна; снижение апатита; регрессия речи; изменения в двигательной активности, которая либо падает, либо возрастает; снижение иммунитета и многочисленные заболевания.
Без тесного сотрудничества с родителями организовать хорошую адаптацию ребёнка к детскому саду невозможно. Дело в том, что в ряде случаев сложности адаптации связанны именно с особенностями семейного окружения ребёнка. Если ребёнок в семье один, то взрослые нередко чрезмерно опекают малыша. Дома такой ребёнок получает всё, что пожелает, а в детском саду он сталкивается совсем с другими правилами – от малышей требуют самостоятельности, призывают их считаться с другими детьми. Или можно увидеть, как мама старается развить самостоятельность ребёнка (например, в одевании), а бабушка желая порадовать малыша, сама одевает его забирая из детского сада. Все бабушки любят своих внуков, но любовь не обозначает потакания просьбам ребёнка. Когда в один день разрешается есть только за столом, а в другой он может есть где угодно, ребёнок будет испытывать чувство непонимания. Он ещё слишком мал, чтобы оценить особенность ситуации, и просто не знает, как себя вести. Взрослые должны следить за соблюдением правил в повседневном общении с малышом.
Точно так же недопустимо в присутствии ребёнка ругать воспитателей или нелестно отзываться о дошкольном учреждении. Если родитель, который является безусловным авторитетом для малыша, вечером отрицательно характеризует детский сад, а на следующее утро сам ведёт туда своего ребёнка, то как будет чувствовать себя малыш?
Иногда у взрослых создаётся впечатление, что дети ничего не замечают, что они слишком маленькие, чтобы что-то понимать. Это мнение ошибочно – ребёнок активно подражает родителям во всём: в привычках, в поведении, в манере речи и даже в чертах характер. Попадая в детский сад, некоторые дети испытывают трудности в общении со сверстниками: они не хотят делиться, не понимают зачем нужно соблюдать правила очерёдности и т.д. Решению этой проблемы могут помочь именно родители, если они будут демонстрировать пример социального поведения.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, то его адаптационный период. Проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединение, то шум и громкие разговоры раздражают его. Это откладывает свой отпечаток на отношения с окружающими. Таким детям нужен более продолжительное время для адаптации. Важным фактором, в период адаптации, становится поведение самого воспитателя. Воспитатель должен помочь этим детям освоиться в новой обстановке. В первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время для освоения нового, для знакомства с окружающим. Нетерпеливый подход воспитателя к ребёнку может привести к осложнениям в его поведении, к затруднениям в адаптации.
Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать.
Цель и главная функция педагогического коллектива во время адаптационного периода — помочь ребенку быстрее и легче приспособиться к новым условиям, достижение стабильности его эмоционально-психологического состояния и чувства безопасности и комфорта.
1. Психологические особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, Васильева Н.Н.
2. Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению, Гуторова М. Ф.
3. Гризик, Т. Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 9. — С. 57-61: 5 фот. — (Социально-личностное развитие).
4. Вахнина, Н. Первый день в детском саду / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 7. — С. 13-18: фото. — (Социализация).
5. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 120с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая игра в период адаптации пятиклассников
Задачи игры:диагностика группового взаимодействия, умения выстраивать отношения со сверстниками;создание ситуации сотрудничества, взаимоподдержки;определение лидерского потенциала в классе....
Система работы психологической службы в период адаптации детей к ДОУ
В данной статье представлена система работы по адаптации детей к детскому саду, разработанная психологической службой ГБДОУ....
Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптации.
Адаптация - это приспособление организма к новым социально значимым условиям жизни. Здоровый и хорошо развитый ребенок обладает функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы ...
Обеспечение социально – психологического благополучия в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста с применением метода анималотерапии
Использование технологии анималотерапия для обеспечения социально-психологического благополучия в период адаптации в детском саду детей раннего возраста с применением метода...
Психологический лекторий для родителей: «Об адаптации ребенка в ДОУ. Игра в период адаптации»
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие ро...
Психологические особенности возрастных периодов ребенка
Дети растут. Это самое простое объяснение всему тому, что происходит с малышом на протяжении долгих лет. Когда можно считать его взрослым? Когда начинать волноваться или, наоборот, заканчивать? Знание...
Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.
Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...