Проект "Мудрые сказки П.П. Бажова"
проект по художественной литературе (старшая группа)
Образовательный проект для детей 5-6 лет о творчестве писателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Мудрые сказы П .П. Бажова»
Педагогический проект по теме: «Мудрые сказы П.П.Бажова»
Актуальность реализации проекта
Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам, и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно мы очень любим свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».
Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой... Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость.
Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.
Причины возникновения проблемы:
1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
3. Возникает информационное голодание в области историко-культурного наследия, традиций родного края.
Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П .Бажова.
Задачи:
- формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры России;
- познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
- создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
- развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Сроки реализации проекта: декабрь-февраль.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители, муз. руководитель.
Ожидаемый результат:
-обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о природе и жизни людей на Урале;
- дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П.П.Бажова; высказывают свое мнение, пересказывают эпизоды произведений;
-родители активные участники реализации проекта, вместе с детьми читают сказы П.П.Бажова, учат стихи, участвуют в выставках.
Реализация проекта
1 Этап. Подготовительный.
-Познакомить с темой проекта детей и родителей;
- Сбор материала о П.П.Бажове;
- Знакомство с биографией П.П.Бажова (просмотр презентации)
- Оформить выставку книг по творчеству писателя П.П.Бажова;
- Чтение произведений П.П.Бажова;
- Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).
-Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.-
2 Этап. Основной.
Познавательно – исследовательская деятельность:
-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».
- Беседа «Что мы знаем о П.Бажове».
Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.
-Презентация «Богатство Урала».
Коммуникативная деятельность:
-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.
-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.
-Рассказывание стихотворений о родном крае.
Продуктивная деятельность:
- «Ящерица». Нетрадиционные техники рисования (иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
- Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации (коллективная работа).
-Рисование к сказу «Голубая змейка».
- Рисование к сказу «Огневушка-Поскакушка».
- Лепка: «Украшения из малахитовой шкатулки»
«Малахитовые бусы»,
«Сережки из яшмы»,
«Родонитовые броши»,
«Каменный цветок»,
- Ручной труд: «Малахитовая шкатулка»
- Аппликация: «Моделирование ювелирных изделий»,
«Кулоны, броши».
- Рисование «Создай свой самоцвет» (роспись камней)
Музыкально- художественная деятельность:
Разучивание на музыкальном занятии:
- хоровод «Уральский»;
- песня «Край родной»;
- танец «Бусинки»
3 Этап. Заключительный.
-Выставка детского творчества по сказам Бажова;
- Создание альбома «Мудрые сказы П.П. Бажова» (детские рисунки по сказам)
- Выставка поделок по сказам П.П.Бажова (дети совместно с родителями).
- Праздник «Добрый сказочник П. П. Бажов» - комплексная итоговая деятельность с детьми.
Вывод.
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.
Планирование мероприятий
Мероприятия | Сроки |
Сбор материала о П.П.Бажове; Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова» | декабрь |
Знакомство с биографией П.П.Бажова (просмотр презентации) Рассматривани иллюстраций и книг П.П.Бажова, Развлечение «Огневушка-Поскакушка» (Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремлённость, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость) Рисование к сказу «Голубая змейка». Рисование к сказу «Огневушка-Поскакушка». | декабрь |
Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов. «Голубая змейка», «Огневушка - Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» | В течении всего проекта |
Создание библиотеки в группе | Декабрь-февраль |
Знакомство с Уралом (неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, реками) Беседа на тему «Полезные ископаемые Урала» Рассматривание коллекции минералов просмотр презентации «Уральские самоцветы» Рисование «Создай свой самоцвет» Рисование к сказу «Синюшкин колодец» | январь |
Создание тематического альбома «П.П.Бажов-детям» Подборка открыток, картинок, репродукций | В течении всего проекта |
Знакомство с природой Уралом Рассматривание иллюстраций животного и растительного мира Урала Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». нетрадиционные техники аппликации (коллективная работа). Показ мультфильма для детей «Добрые сказки тетушки Совы – Бажовские сказы» | декабрь |
Знакомство с жизнью и традициями народов Урала того времени рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова, иллюстраций о жизни простых людей тех времён. (Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.) Ручной труд: «Малахитовая шкатулка» Лепка: «Украшения из малахитовой шкатулки» «Малахитовые бусы», «Сережки из яшмы», Практикум «Игры народов Урала» «Гори, гори ясно». (Игра проводится под музыку.) | январь |
Создание тематического альбома «Камни Урала» Аппликация: «Моделирование ювелирных изделий», «Кулоны, броши». Разучивание стихов о П.П.Бажове, песен об Урале Знакомство с фольклером народов Урала Разучивание танцев хоровод «Уральский» Лепка «Каменный цветок», Оригами «Каменный цветок», Выставка детских работ совместно с родителями «Мой любимый сказ» (рисунки, поделки) | В течении всего проекта |
Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде. Досуг «Удивительный мир природы Урала» Просмотр презентации «сказы Бажова» Разучивание на музыкальном занятии танец «Бусинки» | |
Итоговое занятие: «Бажовских сказов дивные места…» | февраль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проект по сказкам П. П. Бажова.
Цель: Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова.Задачи: -Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П.П.Бажова.-Формировать у детей эмоционально-образное ...
Конспект по развитию речи по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Методическая разработка занятия по развитию речи для детей подготовительной группы...
Литературный вечер, посвященный 140-летию П.П. Бажова «Путешествие в сказку П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами вновь собрались в нашей литературной гостиной для того, что бы познакомиться с одним очень замечательным писателем. А зовут его Павел Петрович Бажов.Родил...
Конспект занятия "Путешествие по сказкам П.П.Бажова"
Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:· Закрепить знания детей о правилах безопасной работы с ножницами;·...
Конспект НОД по развитию речи .Беседа по сказке П.П.Бажова "Серебряное копытце"
Конспект НОД по развитию речи .Ознакомление с художествееной литературой .сказка П.П.Бажова "Серебряное копытце"...
Конспект ОД в старшей группе по речевому развитию «Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Познакомить детей со сказкой П. П. Божова «Серебряное копытце»...
Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе «Чтение сказки: П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Конспект занятия ЧХЛ в старшей группе «Чтение сказки: П. П. Бажова «Серебряное копытце»Воспитатель: Аксарина Елена АлександровнаОрганизация: МБДОУ «Д/с № 5 «Тер...