Проект "Мудрые сказки П.П. Бажова"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Бочарова Светлана Николаевна

Образовательный проект для детей 5-6 лет о творчестве писателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Мудрые сказы П .П. Бажова»

Педагогический проект по теме: «Мудрые сказы П.П.Бажова»


Актуальность реализации проекта

     Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

     Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам, и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих  уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

     Действительно мы очень любим свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

     Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой... Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость.

       Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П .Бажова.

Задачи:

  • формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры России;
  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
  • создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
  • развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

 Сроки реализации проектадекабрь-февраль.

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители, муз. руководитель.

Ожидаемый результат:

-обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о природе и  жизни людей на Урале;

- дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П.П.Бажова; высказывают свое мнение, пересказывают эпизоды произведений;

одители активные участники реализации проекта, вместе с детьми читают сказы П.П.Бажова, учат стихи, участвуют в выставках.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

-Познакомить с темой проекта детей и родителей;

- Сбор материала о П.П.Бажове;

- Знакомство с биографией П.П.Бажова (просмотр презентации)

- Оформить выставку книг по творчеству писателя  П.П.Бажова;

- Чтение произведений П.П.Бажова;

- Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

-Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

-  Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.-

2 Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

- Беседа «Что мы знаем о П.Бажове».

Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

-Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

-Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

- «Ящерица». Нетрадиционные техники рисования (иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
- Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации (коллективная работа).

-Рисование к сказу «Голубая змейка».

- Рисование к сказу «Огневушка-Поскакушка».

- Лепка: «Украшения из малахитовой шкатулки»

              «Малахитовые бусы»,

               «Сережки из яшмы»,

               «Родонитовые броши»,

                «Каменный цветок»,

- Ручной труд: «Малахитовая шкатулка»

- Аппликация: «Моделирование ювелирных изделий»,

                          «Кулоны, броши».

- Рисование «Создай свой самоцвет» (роспись камней)

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

- хоровод «Уральский»;

- песня «Край родной»;

- танец «Бусинки»

3 Этап. Заключительный.

-Выставка детского творчества по сказам Бажова;

- Создание альбома «Мудрые сказы П.П. Бажова» (детские рисунки по сказам)

- Выставка поделок по сказам П.П.Бажова (дети совместно с родителями).

- Праздник «Добрый сказочник П. П. Бажов» - комплексная итоговая деятельность с детьми.

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.


Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.

Планирование мероприятий

Мероприятия

Сроки

Сбор материала о П.П.Бажове;

Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

декабрь

Знакомство с биографией П.П.Бажова (просмотр презентации)

Рассматривани иллюстраций и книг  П.П.Бажова,

Развлечение «Огневушка-Поскакушка» (Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремлённость, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость)

Рисование к сказу «Голубая змейка».

Рисование к сказу «Огневушка-Поскакушка».

декабрь

Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

 «Голубая змейка»,

«Огневушка - Поскакушка»,

«Синюшкин колодец», 

«Серебряное копытце»,

 «Медной горы хозяйка»,

«Малахитовая шкатулка»,

 «Каменный цветок»,  

«Горный мастер»

В течении всего проекта

Создание библиотеки в группе

Декабрь-февраль

Знакомство с  Уралом (неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми  горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, реками)

Беседа на тему «Полезные ископаемые Урала»

Рассматривание коллекции минералов

просмотр презентации «Уральские самоцветы»  

Рисование «Создай свой самоцвет»

Рисование к сказу «Синюшкин колодец»

январь

Создание тематического альбома «П.П.Бажов-детям»

Подборка открыток, картинок, репродукций

В течении всего проекта

Знакомство с природой Уралом

Рассматривание иллюстраций животного и растительного мира Урала

Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». нетрадиционные техники аппликации (коллективная работа).

Показ мультфильма для детей «Добрые сказки тетушки Совы – Бажовские сказы»

декабрь

Знакомство с жизнью и традициями народов Урала того времени

рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова, иллюстраций о жизни простых людей тех времён.

(Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.)

Ручной труд: «Малахитовая шкатулка»

Лепка: «Украшения из малахитовой шкатулки»

              «Малахитовые бусы»,

               «Сережки из яшмы»,

 Практикум «Игры народов Урала»

 «Гори, гори ясно». (Игра проводится под музыку.)

январь

Создание тематического альбома «Камни Урала»

Аппликация: «Моделирование ювелирных изделий»,

                          «Кулоны, броши».

Разучивание стихов о П.П.Бажове, песен об Урале

Знакомство с фольклером  народов Урала

Разучивание танцев хоровод «Уральский»

Лепка «Каменный цветок»,

Оригами «Каменный цветок»,

Выставка детских работ совместно с родителями «Мой любимый сказ» (рисунки, поделки)

В течении всего проекта

Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

Досуг «Удивительный мир природы Урала»

Просмотр презентации «сказы Бажова»

Разучивание на музыкальном занятии танец «Бусинки»

Итоговое занятие: «Бажовских сказов дивные места…»

февраль









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проект по сказкам П. П. Бажова.

Цель: Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова.Задачи: -Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П.П.Бажова.-Формировать у детей эмоционально-образное ...

Конспект по развитию речи по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Методическая разработка занятия по развитию речи для детей подготовительной группы...

Литературный вечер, посвященный 140-летию П.П. Бажова «Путешествие в сказку П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами вновь собрались в нашей литературной гостиной для того, что бы познакомиться с одним очень замечательным писателем. А зовут его Павел Петрович Бажов.Родил...

Конспект занятия "Путешествие по сказкам П.П.Бажова"

Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:·        Закрепить знания детей о правилах безопасной   работы с ножницами;·...

Конспект НОД по развитию речи .Беседа по сказке П.П.Бажова "Серебряное копытце"

Конспект НОД   по развитию речи .Ознакомление с художествееной литературой .сказка П.П.Бажова "Серебряное копытце"...

Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе «Чтение сказки: П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Конспект занятия ЧХЛ в старшей группе «Чтение сказки: П. П. Бажова «Серебряное копытце»Воспитатель: Аксарина Елена АлександровнаОрганизация: МБДОУ «Д/с № 5 «Тер...