Консультация для педагогов ДОУ "Голос ребенка"
консультация

Приймакова Анастасия Сергеевна

Новые образовательные технологии:

пространство детской реализации,

образовательное событие,

утренний и вечерний круг,

развивающий диалог,

технология позитивной социализации,

«ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.


Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и
детскую инициативу.
Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-
пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения,
навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители
и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.

Новый формат совместной взросло-детской деятельности: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_golos_rebenka.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов


«Голос ребёнка» и

пространство детской реализации

Новые образовательные технологии:

пространство детской реализации,

образовательное событие,

утренний и вечерний круг,

развивающий диалог,

технология позитивной социализации,

«ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.


Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и
детскую инициативу.
Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-
пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения,
навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители
и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.

Новый формат совместной взросло-детской деятельности: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг.

Образовательное событие – это захватывающая игра, в которой участвуют и
дети, и воспитатели, но «руководят» дети. Задача педагога предложить
проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность
разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им деликатное
содействие, избегая прямых указаний.
Главное нововведение— это нацеленность на создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности, поддержка творчества, инициативы. Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности; если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве детской реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в ЗБР ребёнок осваивает прошлое культуры, в ПДР развитие ребёнка происходит за счёт создание будущей культуры. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой.
ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее.
ПДР не исчерпывается предметно - пространственной средой, а определяется
результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребёнок. Пространство реализации – особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребёнка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников.
Роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать
наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребёнка» сколько обеспечить процесс реализации ребёнком собственных идей, замыслов, переживаний. «Голос ребёнка» должен быть не просто услышан, он должен быть трансформирован в детскую идею, направлен на её реализацию и получил оформление в продукте.
В этом и заключается НОВЫЙ формат детско-взрослого взаимодействия, основанный на умении «слышать голос ребенка» и нацеленный на развитие детской инициативы.
Новая организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в сторону развития детской инициативы и самостоятельности.
По форме участия взрослого все виды детской активности можно условно
классифицировать следующим образом:
 Взрослый организует (занятия, кружки, секции)
 Взрослый помогает (обогащенные игры в центрах активности)
 Взрослый создает условия для самореализации (проектная
деятельность)
 Взрослый участвует в процессе наравне с детьми (событийная
деятельность, образовательное событие)
 Взрослый не вмешивается (самостоятельная игра)
Занятия организованные взрослым, необходимы для оптимального
развития детей. Только целенаправленная образовательная деятельность позволяет реализовать системный подход с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей, а также синзетивных периодов развития (периоды в жизни ребёнка, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у него наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных свойств и видов поведения).
Дополнительное образование
Одно из важнейших условий развития личности ребёнка это возможность
выбора занятий по интересам, возможность самореализации. Этому помогает
наличие разнообразных кружков, секций, студий, мастерских – ребенок должен иметь возможность выбирать, чем ему заниматься, в какие игры играть, в какие кружки ходить. Перечень кружков должен быть максимально
разнообразным, включает перерывы между ними. Временные ограничения не касаются проектной и событийной деятельности, развивающих игр)
Новый формат праздников, также предлагают проводить с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Праздники, проводимые в формате «отчетных концертов» не отвечают основным признакам праздника. Любой праздник должен быть эмоционально значимым событием для ребенка. Существует несколько условий проведения образовательного события:
Разнообразие форматов (концерт, квест, соревнования, выставка, спектакль,
викторина, фестиваль).
Участие родителей. Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги
просят родителей подготовить детско-родительские выступления, устраивают конкурсы для родителей.
Поддержка детской инициативы. Необходимо, чтобы основная инициатива
исходила от детей, и дети сами с помощью воспитателя планировали и
продумывали праздник (во что наряжаться, кто будет выступать). Взрослый
должен только помочь детям реализовать задуманное. Но при этом такие
праздники как Новый год и День победы должны быть организованы взрослыми.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы. Для реализации требований ФОП ДО и ФГОС ДО пространства группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных центров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Развитие творческих способностей в конструировании»

Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Развитие творческихспособностей в конструировании....

Консультация для педагогов «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для педагогов«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»...

Консультация для педагогов «Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности».

«Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности»....

Консультация для педагогов «Познакомьте ребенка с родным городом. Аша – родной город».

В настоящее время стало особенно актуальным гражданское воспитание подрастающего поколения и прежде всего чувства любви к своему городу. «Те высокие нравственные... чувства, которые характеризуют...

Консультация для педагогов. Адаптация ребенка в детском саду

uАдаптация -это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия....

Консультация для педагогов "Готовим ребенка к занятию по плаванию"

Важную роль играет взаимодействие между воспитателем и младшим воспитателем при подготовке ребенка к занятию по плаванию. Воспитатель и младший воспитатель готовят ребёнка к занятию: проверяют наличие...