картотека дидактических игр и загадок
картотека
дидактические иеры и загадки для детей среднего дошкольного возраста в летне-оздоровительный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки для детей
на тему лета и природы.
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
(Лето)
* * *
Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает?
(Летом)
* * *
Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое!
(Лето)
* * *
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(Летом)
* * *
Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило …
(Лето)
* * *
Теплый, длинный-длинный день,
В полдень — крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)
* * *
Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)
* * *
Отгадайте время года:
Жаркая стоит погода,
Рано солнышко встает,
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо,
Землянику поспевай,
Не ленись, до собирай.
В поле рожь шумит, как море,
Соловьи поют на зорях, т
Травы сочные стоят,
Косари в луга спешат.
(Лето)
* * *
Хочешь — В воду ты ныряй,
Хочешь — На песке играй.
Сколько замков здесь создашь!
Что это за место?
(Пляж)
* * *
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…
(Лето)
* * *
В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только …
(Летом)
* * *
В небе — радуга-дуга.
На грядке — ягода-нуга,
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться …
(Лето)
* * *
Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило …
(Лето)
* * *
Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — …
(Роса)
* * *
Дождь прошёл и солнце светит
Что за чудо в небе, дети?
Из земли растёт дуга!
Это диво — …
(Радуга)
* * *
Солнышко весёлое
Греет по утрам,
И денёчки тёплые
Посылает нам
Но всего три месяца
Длится чудо это.
Есть ему название.
Подскажи мне …
(Лето)
* * *
Это милая пора –
Солнце, зелень и жара.
(Лето)
* * *
Солнце жаркое палит,
Травка под ногой шуршит.
Речка манит нас водой
Побежим мы к ней с тобой.
Земляника зреет где-то
Значит, к нам приходит…
(Лето)
* * *
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
(Лето)
* * *
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться …
(Лето)
* * *
Этот летний месяц жаркий
Дарит всем свои подарки —
Сливы, яблоки и груши.
Фрукты варим, фрукты сушим.
Он последний месяц лета,
Где-то рядом, близко где-то
Бродит осень золотая.
Что за месяц? Кто-то знает?
(Август)
* * *
Цветное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
* * *
Приходите летом в лес!
Там мы созреваем,
Из-под листиков в траве
Головой киваем,
Объеденье-шарики,
Красные фонарики.
(Ягоды)
* * *
Этот месяц – краса лета,
А ещё – средина цвета,
Для людей – приволье,
Для пчелы – раздолье.
(Июль)
* * *
Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, —
Семицветная дуга
Заслонила облака!
(Радуга)
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей.
(Солнце)
* * *
Эти месяцы-братишки
Всем похожи, даже слишком —
И жарою, и дождями,
И своими именами.
Я различье углядел
Только в буквах «Н» и «Л»!
(Июнь и июль)
* * *
Солнце в месяц этот славный
Без огня горит.
Говорят – макушка лета,
Он хлеба родит.
(Июль)
* * *
Летом — снег!
Просто смех!
По городу летает,
Почему же он не тает?
(Тополиный пух)
* * *
В тёплый, самый длинный день
В полдень — крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос.
Дозревает земляника —
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)
* * *
В синем небе желтый блин
Ну, давай его съедим!
Нет, уж больно блин горяч,
Ты свои ладони спрячь.
(Солнце)
* * *
Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом
Через речку, через лес?
Повисел он и … исчез!
(Радуга)
* * *
Я на пляже разогретом
Жду ребят горячим летом.
И, спасаясь от меня,
В речке плещет малышня.
А зверюшки в эти дни
Укрываются в тени.
(Жара)
* * *
Много вишни и опят
В середине лета.
Я спрошу-ка у ребят:
Что за месяц это?
(Июль)
* * *
Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)
* * *
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника)
* * *
Был с утра звенящий зной.
Только скрылся солнца луч —
Дождь пошел косой стеной
Из огромных черных туч.
Небо грозно потемнело,
Засверкало, загремело.
(Гроза)
* * *
Что за месяц делит лето пополам?
Половина лета здесь, другая там.
Половина пролетела, половина только будет
Будет море, будет солнце в месяце…
(Июле)
* * *
Пахнет сеном, сенокосом.
Солнцем, утренней росой,
На рассвете точит косу,
По росе идет босой.
И парного молока
По утрам полна река.
-Здравствуй, птенчик! Клюнь! Клюнь!
На крыльце сидит …
(Июнь)
* * *
После дождя бывает,
Полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает.
(Радуга)
* * *
Оно за весною
К нам в гости идет,
С собою приносит
Немало забот.
Горячие, долгие
Дарит деньки,
Чтоб зрели скорей
На полях колоски…
(Лето)
* * *
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
(Солнце)
* * *
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём.
(Роса)
* * *
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
* * *
В синем небе желтый блин
Ну, давай его съедим!
Нет, уж больно блин горяч,
Ты свои ладони спрячь.
(Солнце)
* * *
Красное, зелёное, жаром опалённое,
Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою.
(Лето)
* * *
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
(Лето)
* * *
Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает?
(Летом)
* * *
Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое!
(Лето)
* * *
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно…
(Лето)
Дидактические игры (на прогулке).
Средняя группа.
«Где что можно делать?».
Цель: Активизация в речи глаголов, употребляющихся в
определённой ситуации.
Ход игры: Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
«Закончи предложение».
Цель: Учить дополнять предложения словом
противоположного значения.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением
Сахар сладкий, а перец - … (горький).
Летом листья зелёные, а осенью… (жёлтые).
Дорога широкая, а тропинка … (узкая).
«Что это за насекомое?».
Цели: Уточнять и расширять представления о жизни насекомых
осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна отгадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.
«Да или нет».
Цель: Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы?
Туманы осенью плывут?
Осенью растут грибы? Ну а птицы гнёзда вьют?
Тучки солнце закрывают? А букашки прилетают?
Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают?
Урожай весь собирают? Солнце светит очень жарко?
Птичьи стаи улетают? Можно детям загорать?
Часто – часто льют дожди? Ну а что же надо делать?
Достаём мы сапоги? Куртки, шапки надевать!
«Бывает – не бывает?»
(с мячом). Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должныбыстро ответить. Иней летом – (не бывает). Мороз летом – (не бывает).Снег зимой – (бывает). Капель летом – (не бывает).
«Подскажи словечко».
Цель: Развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает то, кто сохранит все фанты. Воспитатель: У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (цветные, непрозрачные.)Воспитатель: ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.)
« Где что растёт?».
Цели: Учить понимать происходящие в природе процессы; дать
представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от
состояния растительного покрова.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбираюттолько те, что растут у нас. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – молчат.
Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, берёза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клён, баобаб, мандарин. Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна. В конце игры подводят итог, кто больше всех знает деревьев.
«У кого такой цвет?».
Цель: Научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.
Ход игры: Воспитатель показывает, например, зелёный квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, шляпа, свитер и т.д.
« Когда ты это делаешь?».
Цель: Закрепить культурно – гигиенические навыки и части
суток.
Ход игры: воспитатель вызывает одного ребёнка. Потом изображает какое – нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причёсывается и прочее испрашивает у ребёнка: «Когда ты это делаешь?» если ребёнок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.
«Лето или осень
?». Цели: Закрепить знание признаков осени, дифференциация их от
признаков лета; воспитание ловкости.
Ход игры: воспитатель и дети стоят в кругу.
Воспитатель. Если листики желтеют – это … (и бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).
Воспитатель. Если птицы улетают – это… И т.д.
« Брать – не брать?».
Цели: Увеличение словарного запаса о теме «Ягоды»;
дифференциация лесных и садовых ягод ; развитие слухового внимания.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить
названия лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должныприсесть, если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, , малина.
«Что сажают в огороде
?». Цели: Учить классифицировать предметы по определённым
признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растёт, вы скажете «Нет». Кто ошибётся, выходит из игры.- Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т.д.
«Кто скорее соберёт
». Цели: Учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать
быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.
Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает
корзину вверх и считается победителем.
«Кому что нужно
?». Цель: Упражнять в классификации предметов, умение называть
вещи, необходимые людям определённой профессии.
Ход игры: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Ябуду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. Затем, во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.
« Отгадай – ка!».
Цели: Описывать предмет, не глядя на него, выделять в нём
существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры: По сигналу воспитателя, ребёнок получивший фишку, встаёт и даёт попамяти описание любого предмета, а затем передаёт фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет, передаёт предмет следующему и т.д.
Где что лежит?».
«Цели: Закрепить правильное произношение определённых звуков в
словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слов с данным звуком.
Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда егоможно положить. Например: « Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).Маша насыпала сахар … Куда? (в сахарницу). Вова вымыл руки и положил мыло … Куда?(в мыльницу).
«Что умеют делать звери?».
Цели: расширять в сознании смысловое содержание слова;
Учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.
Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеетделать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку сизображением животного.
– Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы6 орехи собираю,грибы сушу.
–Я собака, кошка, медведь, рыба и т.д.
«Придумай другое слово»
. Цель: расширять словарный запас.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте из одного слова другое, похожее.
Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель изклюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля(картофельное пюре).
«Подбери похожие слова».
Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчётливо
произносить многосложные слова громко.
Ход игры: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка – кошка, ушки– пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка),Зайчик (мальчик, пальчик) и т.д.
«Где что можно делать?»
. Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в
определённой ситуации.
Ход игры: Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Игра в виде
соревнования.
– Что можно делать в лесу? (гулять, собирать ягоды, грибы, орехи, охотиться,
слушать пение птиц, отдыхать).
–Что делают в больнице?..
– Что можно делать на реке?..
«Кто больше вспомнит?».
Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими
действия процесса.
Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают,
что ещё умеют делать.
Метель – метёт, вьюжит, пуржит.
Дождь – льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет…
Ворона – каркает, летает, сидит, ест, вьёт, присаживается и т.д.
« О чём я сказала?»
. Цели: учить различать несколько значений, сравнивать эти
значения, находить общее и различное в них.
Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по
смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем
этими словами.
Головка – голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока,
Иголка – у шприца, у ёлки, сосны, швейная иголка, у ёжика.
Нос – у человека, чайника, парохода, самолёта.
Ушко, ножка, горлышко, ручка, молния, крыло и т.д.
«Что это значит?».
Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное
значение слов.
Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – незасохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Глухой старик – тот, кто ничего не слышит.
Глухая ночь – тихая, безлюдная, тёмная.
Глухой лай собак – отдалённый, плохо слышный.
«Кто чем питается?»
Цель: закреплять знания о домашних животных.
Ход игры: Воспитатель называет животное, а а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.
«Подбери нужное слово».
Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.
Ход игры: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает её
закончить, подбирая соответствующие слова. « В аквариуме плавают…(рыбки).«Снег тает, потому что…»
«Высоко на дубу сидит и каркает…(кто)?» (Ворона).«На огороде вырос большой, зелёный…(огурец)» и т.д.
«Добрые слова».
Цель: развитие речевой активности.
Ход игры: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят.
Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова длясолнышка и берёзы.
« Назови ласково».
Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в
уменьшительно-ласкательной форме .Заяц – зайчонок, зайчоночек, зайчишка…Бабушка – бабулечка, бабуленька, бабуля…Мама – мамуленька, мамулечка, мамусик, мамуля…
Солнце – солнышко …
«Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель называет слово. А дети должны назвать противоположное
по смыслу. Можно произносить не только наречия, но и прилагательные и глаголы.
«Узнай, чей лист».
Цели: узнавание растения по листу: назвать растение по листу и найти
его в природе.
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев и кустарников. Показать
детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с листьями, имеющими разнообразную форму.
«Кто как передвигается?».
Цель: закреплять знания о способах передвижения
насекомых.
Ход игры: Воспитатель стоит в ругу, в руках у него мяч. Он называет способ
передвижения насекомого и бросает мяч одному из детей. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.
Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочка; ; бегает – муравей; ползает гусеница и т.д.
«Быстро угадай».
Цель: закреплять знания о многообразии форм растений.
Ход игры: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он бросает его ребёнку и называет растения. Ребёнок должен угадать, что это – цветок, дерево или кустарник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека дидактических игр, стихов, загадок,рассказов по ПДД для детей
Дидактические игры, стихи, загадки , рассказы о правилах дорожного движения для детей....
Картотека дидактических игр, стихов, загадок, рассказов по ПДД для детей
Картотека дидактических игр, стихов, загадок, рассказов по ПДД для детей...
Картотека дидактических игр по составлению загадок детьми
Дидактические игры по загадкам...
Картотека дидактических игр и загадок по ПДД
Игры и загадки по ПДД для младшей группы...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека подвижных, дидактических игр, загадок, стихов, пословиц и поговорок о пожарной безопасностиРебёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, ...
Картотека дидактических игр и загадок ПО ПДД
Картотека дидактических игр и загадок ПО ПДД от 6-7 лет....