картотека дидактических игр и загадок
картотека

Мосина Лилия Николаевна

дидактические иеры и загадки для детей среднего дошкольного возраста в летне-оздоровительный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки для детей

 на тему лета и природы.

Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
(Лето)

* * *

Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает?
(Летом)

* * *

Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое!
(Лето)

* * *

Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(Летом)

* * *

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило …
(Лето)

* * *

Теплый, длинный-длинный день,
В полдень — крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)

* * *

Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)

* * *

Отгадайте время года:
Жаркая стоит погода,
Рано солнышко встает,
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо,
Землянику поспевай,
Не ленись, до собирай.
В поле рожь шумит, как море,
Соловьи поют на зорях, т
Травы сочные стоят,
Косари в луга спешат.
(Лето)

* * *

Хочешь — В воду ты ныряй,
Хочешь — На песке играй.
Сколько замков здесь создашь!
Что это за место?
(Пляж)

* * *

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…
(Лето)

* * *

В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только …
(Летом)

* * *

В небе — радуга-дуга.
На грядке — ягода-нуга,
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться …
(Лето)

* * *

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило …
(Лето)

* * *

Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — …
(Роса)

* * *

Дождь прошёл и солнце светит
Что за чудо в небе, дети?
Из земли растёт дуга!
Это диво — …
(Радуга)

* * *

Солнышко весёлое
Греет по утрам,
И денёчки тёплые
Посылает нам
Но всего три месяца
Длится чудо это.
Есть ему название.
Подскажи мне …
(Лето)

* * *

Это милая пора –
Солнце, зелень и жара.
(Лето)

* * *

Солнце жаркое палит,
Травка под ногой шуршит.
Речка манит нас водой
Побежим мы к ней с тобой.
Земляника зреет где-то
Значит, к нам приходит…
(Лето)

* * *

Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
(Лето)

* * *

Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться …
(Лето)

* * *

Этот летний месяц жаркий
Дарит всем свои подарки —
Сливы, яблоки и груши.
Фрукты варим, фрукты сушим.
Он последний месяц лета,
Где-то рядом, близко где-то
Бродит осень золотая.
Что за месяц? Кто-то знает?
(Август)

* * *

Цветное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)

* * *

Приходите летом в лес!
Там мы созреваем,
Из-под листиков в траве
Головой киваем,
Объеденье-шарики,
Красные фонарики.
(Ягоды)

* * *

Этот месяц – краса лета,
А ещё – средина цвета,
Для людей – приволье,
Для пчелы – раздолье.
(Июль)

* * *

Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, —
Семицветная дуга
Заслонила облака!
(Радуга)

По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей.
(Солнце)

* * *

Эти месяцы-братишки
Всем похожи, даже слишком —
И жарою, и дождями,
И своими именами.
Я различье углядел
Только в буквах «Н» и «Л»!
(Июнь и июль)

* * *

Солнце в месяц этот славный
Без огня горит.
Говорят – макушка лета,
Он хлеба родит.
(Июль)

* * *

Летом — снег!
Просто смех!
По городу летает,
Почему же он не тает?
(Тополиный пух)

* * *

В тёплый, самый длинный день
В полдень — крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос.
Дозревает земляника —
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)

* * *

В синем небе желтый блин
Ну, давай его съедим!
Нет, уж больно блин горяч,
Ты свои ладони спрячь.
(Солнце)

* * *

Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом
Через речку, через лес?
Повисел он и … исчез!
(Радуга)

* * *

Я на пляже разогретом
Жду ребят горячим летом.
И, спасаясь от меня,
В речке плещет малышня.
А зверюшки в эти дни
Укрываются в тени.
(Жара)

* * *

Много вишни и опят
В середине лета.
Я спрошу-ка у ребят:
Что за месяц это?
(Июль)

* * *

Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)

* * *

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника)

* * *

Был с утра звенящий зной.
Только скрылся солнца луч —
Дождь пошел косой стеной
Из огромных черных туч.
Небо грозно потемнело,
Засверкало, загремело.
(Гроза)

* * *

Что за месяц делит лето пополам?
Половина лета здесь, другая там.
Половина пролетела, половина только будет
Будет море, будет солнце в месяце…
(Июле)

* * *

Пахнет сеном, сенокосом.
Солнцем, утренней росой,
На рассвете точит косу,
По росе идет босой.
И парного молока
По утрам полна река.
-Здравствуй, птенчик! Клюнь! Клюнь!
На крыльце сидит …
(Июнь)

* * *

После дождя бывает,
Полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает.
(Радуга)

* * *

Оно за весною
К нам в гости идет,
С собою приносит
Немало забот.
Горячие, долгие
Дарит деньки,
Чтоб зрели скорей
На полях колоски…
(Лето)

* * *

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
(Солнце)

* * *

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём.
(Роса)

* * *

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

* * *

В синем небе желтый блин
Ну, давай его съедим!
Нет, уж больно блин горяч,
Ты свои ладони спрячь.
(Солнце)

* * *

Красное, зелёное, жаром опалённое,
Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою.
(Лето)

* * *

Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
(Лето)

* * *

Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает?
(Летом)

* * *

Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое!
(Лето)

* * *

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно…
(Лето)

Дидактические игры (на прогулке).

Средняя группа.

 

«Где что можно делать?».

Цель: Активизация в речи глаголов, употребляющихся в

определённой ситуации.

Ход игры: Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

«Закончи предложение».

Цель: Учить дополнять предложения словом

противоположного значения.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением

Сахар сладкий, а перец - … (горький).

                                      Летом листья зелёные, а осенью… (жёлтые).

                                      Дорога широкая, а тропинка … (узкая).

«Что это за насекомое?».

Цели: Уточнять и расширять представления о жизни насекомых

осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна отгадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

«Да или нет».

Цель: Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

 Осенью цветут  цветы?

 Туманы осенью плывут?

Осенью растут грибы?  Ну а птицы гнёзда вьют?

Тучки солнце закрывают?  А букашки прилетают?

Колючий ветер прилетает?  Звери норки закрывают?

Урожай весь собирают?  Солнце светит очень жарко?

Птичьи стаи улетают?  Можно детям загорать?

Часто – часто льют дожди?  Ну а что же надо делать?

Достаём мы сапоги?  Куртки, шапки надевать!

«Бывает – не бывает?»

(с мячом). Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должныбыстро ответить. Иней летом – (не бывает).  Мороз летом – (не бывает).Снег зимой – (бывает).  Капель летом – (не бывает).

«Подскажи словечко».

Цель: Развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает то, кто сохранит все фанты. Воспитатель: У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (цветные, непрозрачные.)Воспитатель: ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.)

« Где что растёт?».

Цели: Учить понимать происходящие в природе процессы; дать

представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от

состояния растительного покрова.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбираюттолько те, что растут у нас. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, берёза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клён, баобаб, мандарин. Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина,  каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна. В конце игры подводят итог, кто больше всех знает деревьев.

«У кого такой цвет?».

Цель: Научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход игры: Воспитатель показывает, например, зелёный квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, шляпа, свитер и т.д.

« Когда ты это делаешь?».

Цель: Закрепить культурно – гигиенические навыки и части

суток.

Ход игры: воспитатель вызывает одного ребёнка. Потом изображает какое – нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причёсывается и прочее испрашивает у ребёнка: «Когда ты это делаешь?» если ребёнок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

«Лето или осень

?». Цели: Закрепить знание признаков осени, дифференциация их от

признаков лета; воспитание ловкости.

Ход игры: воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель. Если листики желтеют – это … (и бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают – это… И т.д.

« Брать – не брать?».

Цели: Увеличение словарного запаса о теме «Ягоды»;

дифференциация лесных и садовых ягод ; развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить

названия лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должныприсесть, если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, , малина.

                                           

                                               «Что сажают в огороде

?». Цели: Учить классифицировать предметы по определённым

признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растёт, вы скажете «Нет». Кто ошибётся, выходит из игры.- Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т.д.

«Кто скорее соберёт

». Цели: Учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать

быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает

корзину вверх и считается победителем.

«Кому что нужно

?». Цель: Упражнять в классификации предметов, умение называть

вещи, необходимые людям определённой профессии.

Ход игры: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Ябуду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. Затем, во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

« Отгадай – ка!».

Цели: Описывать предмет, не глядя на него, выделять в нём

существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребёнок получивший фишку, встаёт и даёт попамяти описание любого предмета, а затем передаёт фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет, передаёт предмет следующему и т.д.

Где что лежит?».

«Цели: Закрепить правильное произношение определённых звуков в

словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слов с данным звуком.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда егоможно положить. Например: « Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).Маша насыпала сахар … Куда? (в сахарницу). Вова вымыл руки и положил мыло … Куда?(в мыльницу).

«Что умеют делать звери?».

Цели: расширять в сознании смысловое содержание слова;

Учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеетделать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку сизображением животного.

– Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы6 орехи собираю,грибы сушу.

–Я собака, кошка, медведь, рыба и т.д.

«Придумай другое слово»

. Цель: расширять словарный запас.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте из одного слова другое, похожее.

Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель изклюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля(картофельное пюре).

«Подбери похожие слова».

Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчётливо

произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка – кошка, ушки– пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать  к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка),Зайчик (мальчик, пальчик) и т.д.

«Где что можно делать?»

. Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в

определённой ситуации.

Ход игры: Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Игра в виде

соревнования.

– Что можно делать в лесу? (гулять, собирать ягоды, грибы, орехи, охотиться,

слушать пение птиц, отдыхать).

–Что делают в больнице?..

– Что можно делать на реке?..

«Кто больше вспомнит?».

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими

действия процесса.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают,

что ещё умеют делать.

Метель – метёт, вьюжит, пуржит.

Дождь – льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет…

Ворона – каркает, летает, сидит, ест, вьёт, присаживается и т.д.

« О чём я сказала?»

. Цели: учить различать несколько значений, сравнивать эти

значения, находить общее и различное в них.

Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по

смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем

этими словами.

Головка – голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока,

Иголка – у шприца, у ёлки, сосны, швейная иголка, у ёжика.

Нос – у человека, чайника, парохода, самолёта.

Ушко, ножка, горлышко, ручка, молния, крыло и т.д.

«Что это значит?».

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное

значение слов.

Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета – новая, только что купленная.

Свежая краска – незасохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Глухой старик – тот, кто ничего не слышит.

Глухая ночь – тихая, безлюдная, тёмная.

Глухой лай собак – отдалённый, плохо слышный.

«Кто чем питается?»

Цель: закреплять знания о домашних животных.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.

«Подбери нужное слово».

Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.

Ход игры:  Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает её

закончить, подбирая соответствующие слова. « В аквариуме плавают…(рыбки).«Снег тает, потому что…»

«Высоко на дубу сидит и каркает…(кто)?» (Ворона).«На огороде вырос большой, зелёный…(огурец)» и т.д.

«Добрые слова».

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят.

Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова длясолнышка и берёзы.

« Назови ласково».

Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в

уменьшительно-ласкательной форме .Заяц – зайчонок, зайчоночек, зайчишка…Бабушка – бабулечка, бабуленька, бабуля…Мама – мамуленька, мамулечка,  мамусик, мамуля…

Солнце – солнышко …

«Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель называет слово. А дети должны назвать противоположное

по смыслу. Можно произносить не только наречия, но и прилагательные и глаголы.

«Узнай, чей лист».

Цели: узнавание растения по листу: назвать растение по листу и найти

его в природе.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев и кустарников. Показать

детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с листьями, имеющими разнообразную форму.

«Кто как передвигается?».

Цель: закреплять знания о способах передвижения

насекомых.

Ход игры: Воспитатель стоит в ругу, в руках у него мяч. Он называет способ

передвижения насекомого и бросает мяч одному из детей. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.

Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочка; ; бегает – муравей; ползает гусеница и т.д.

«Быстро угадай».

Цель: закреплять знания о многообразии форм растений.

Ход игры: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он бросает его ребёнку и называет растения. Ребёнок должен угадать, что это – цветок, дерево или кустарник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека дидактических игр, стихов, загадок,рассказов по ПДД для детей

Дидактические игры, стихи, загадки , рассказы о правилах дорожного движения для детей....

Картотека дидактических игр, стихов, загадок, рассказов по ПДД для детей

Картотека дидактических игр, стихов, загадок, рассказов по ПДД для детей...

Картотека дидактических игр и загадок по ПДД

Игры и загадки по ПДД для младшей группы...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека подвижных, дидактических игр, загадок, стихов, пословиц и поговорок о пожарной безопасностиРебёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, ...

Картотека дидактических игр и загадок ПО ПДД

Картотека дидактических игр и загадок ПО ПДД от 6-7 лет....