картотека дидактических игр и загадок
картотека
дидактические иеры и загадки для детей среднего дошкольного возраста в летне-оздоровительный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки для детей
на тему лета и природы.
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
(Лето)
* * *
Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает?
(Летом)
* * *
Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое!
(Лето)
* * *
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(Летом)
* * *
Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило …
(Лето)
* * *
Теплый, длинный-длинный день,
В полдень — крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)
* * *
Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)
* * *
Отгадайте время года:
Жаркая стоит погода,
Рано солнышко встает,
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо,
Землянику поспевай,
Не ленись, до собирай.
В поле рожь шумит, как море,
Соловьи поют на зорях, т
Травы сочные стоят,
Косари в луга спешат.
(Лето)
* * *
Хочешь — В воду ты ныряй,
Хочешь — На песке играй.
Сколько замков здесь создашь!
Что это за место?
(Пляж)
* * *
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…
(Лето)
* * *
В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только …
(Летом)
* * *
В небе — радуга-дуга.
На грядке — ягода-нуга,
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться …
(Лето)
* * *
Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило …
(Лето)
* * *
Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — …
(Роса)
* * *
Дождь прошёл и солнце светит
Что за чудо в небе, дети?
Из земли растёт дуга!
Это диво — …
(Радуга)
* * *
Солнышко весёлое
Греет по утрам,
И денёчки тёплые
Посылает нам
Но всего три месяца
Длится чудо это.
Есть ему название.
Подскажи мне …
(Лето)
* * *
Это милая пора –
Солнце, зелень и жара.
(Лето)
* * *
Солнце жаркое палит,
Травка под ногой шуршит.
Речка манит нас водой
Побежим мы к ней с тобой.
Земляника зреет где-то
Значит, к нам приходит…
(Лето)
* * *
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
(Лето)
* * *
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться …
(Лето)
* * *
Этот летний месяц жаркий
Дарит всем свои подарки —
Сливы, яблоки и груши.
Фрукты варим, фрукты сушим.
Он последний месяц лета,
Где-то рядом, близко где-то
Бродит осень золотая.
Что за месяц? Кто-то знает?
(Август)
* * *
Цветное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
* * *
Приходите летом в лес!
Там мы созреваем,
Из-под листиков в траве
Головой киваем,
Объеденье-шарики,
Красные фонарики.
(Ягоды)
* * *
Этот месяц – краса лета,
А ещё – средина цвета,
Для людей – приволье,
Для пчелы – раздолье.
(Июль)
* * *
Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, —
Семицветная дуга
Заслонила облака!
(Радуга)
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей.
(Солнце)
* * *
Эти месяцы-братишки
Всем похожи, даже слишком —
И жарою, и дождями,
И своими именами.
Я различье углядел
Только в буквах «Н» и «Л»!
(Июнь и июль)
* * *
Солнце в месяц этот славный
Без огня горит.
Говорят – макушка лета,
Он хлеба родит.
(Июль)
* * *
Летом — снег!
Просто смех!
По городу летает,
Почему же он не тает?
(Тополиный пух)
* * *
В тёплый, самый длинный день
В полдень — крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос.
Дозревает земляника —
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)
* * *
В синем небе желтый блин
Ну, давай его съедим!
Нет, уж больно блин горяч,
Ты свои ладони спрячь.
(Солнце)
* * *
Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом
Через речку, через лес?
Повисел он и … исчез!
(Радуга)
* * *
Я на пляже разогретом
Жду ребят горячим летом.
И, спасаясь от меня,
В речке плещет малышня.
А зверюшки в эти дни
Укрываются в тени.
(Жара)
* * *
Много вишни и опят
В середине лета.
Я спрошу-ка у ребят:
Что за месяц это?
(Июль)
* * *
Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)
* * *
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника)
* * *
Был с утра звенящий зной.
Только скрылся солнца луч —
Дождь пошел косой стеной
Из огромных черных туч.
Небо грозно потемнело,
Засверкало, загремело.
(Гроза)
* * *
Что за месяц делит лето пополам?
Половина лета здесь, другая там.
Половина пролетела, половина только будет
Будет море, будет солнце в месяце…
(Июле)
* * *
Пахнет сеном, сенокосом.
Солнцем, утренней росой,
На рассвете точит косу,
По росе идет босой.
И парного молока
По утрам полна река.
-Здравствуй, птенчик! Клюнь! Клюнь!
На крыльце сидит …
(Июнь)
* * *
После дождя бывает,
Полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает.
(Радуга)
* * *
Оно за весною
К нам в гости идет,
С собою приносит
Немало забот.
Горячие, долгие
Дарит деньки,
Чтоб зрели скорей
На полях колоски…
(Лето)
* * *
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
(Солнце)
* * *
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём.
(Роса)
* * *
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
* * *
В синем небе желтый блин
Ну, давай его съедим!
Нет, уж больно блин горяч,
Ты свои ладони спрячь.
(Солнце)
* * *
Красное, зелёное, жаром опалённое,
Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою.
(Лето)
* * *
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
(Лето)
* * *
Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает?
(Летом)
* * *
Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое!
(Лето)
* * *
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно…
(Лето)
Дидактические игры (на прогулке).
Средняя группа.
«Где что можно делать?».
Цель: Активизация в речи глаголов, употребляющихся в
определённой ситуации.
Ход игры: Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
«Закончи предложение».
Цель: Учить дополнять предложения словом
противоположного значения.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением
Сахар сладкий, а перец - … (горький).
Летом листья зелёные, а осенью… (жёлтые).
Дорога широкая, а тропинка … (узкая).
«Что это за насекомое?».
Цели: Уточнять и расширять представления о жизни насекомых
осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна отгадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.
«Да или нет».
Цель: Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы?
Туманы осенью плывут?
Осенью растут грибы? Ну а птицы гнёзда вьют?
Тучки солнце закрывают? А букашки прилетают?
Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают?
Урожай весь собирают? Солнце светит очень жарко?
Птичьи стаи улетают? Можно детям загорать?
Часто – часто льют дожди? Ну а что же надо делать?
Достаём мы сапоги? Куртки, шапки надевать!
«Бывает – не бывает?»
(с мячом). Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должныбыстро ответить. Иней летом – (не бывает). Мороз летом – (не бывает).Снег зимой – (бывает). Капель летом – (не бывает).
«Подскажи словечко».
Цель: Развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает то, кто сохранит все фанты. Воспитатель: У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (цветные, непрозрачные.)Воспитатель: ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.)
« Где что растёт?».
Цели: Учить понимать происходящие в природе процессы; дать
представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от
состояния растительного покрова.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбираюттолько те, что растут у нас. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – молчат.
Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, берёза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клён, баобаб, мандарин. Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна. В конце игры подводят итог, кто больше всех знает деревьев.
«У кого такой цвет?».
Цель: Научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.
Ход игры: Воспитатель показывает, например, зелёный квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, шляпа, свитер и т.д.
« Когда ты это делаешь?».
Цель: Закрепить культурно – гигиенические навыки и части
суток.
Ход игры: воспитатель вызывает одного ребёнка. Потом изображает какое – нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причёсывается и прочее испрашивает у ребёнка: «Когда ты это делаешь?» если ребёнок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.
«Лето или осень
?». Цели: Закрепить знание признаков осени, дифференциация их от
признаков лета; воспитание ловкости.
Ход игры: воспитатель и дети стоят в кругу.
Воспитатель. Если листики желтеют – это … (и бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).
Воспитатель. Если птицы улетают – это… И т.д.
« Брать – не брать?».
Цели: Увеличение словарного запаса о теме «Ягоды»;
дифференциация лесных и садовых ягод ; развитие слухового внимания.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить
названия лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должныприсесть, если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, , малина.
«Что сажают в огороде
?». Цели: Учить классифицировать предметы по определённым
признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растёт, вы скажете «Нет». Кто ошибётся, выходит из игры.- Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т.д.
«Кто скорее соберёт
». Цели: Учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать
быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.
Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает
корзину вверх и считается победителем.
«Кому что нужно
?». Цель: Упражнять в классификации предметов, умение называть
вещи, необходимые людям определённой профессии.
Ход игры: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Ябуду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. Затем, во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.
« Отгадай – ка!».
Цели: Описывать предмет, не глядя на него, выделять в нём
существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры: По сигналу воспитателя, ребёнок получивший фишку, встаёт и даёт попамяти описание любого предмета, а затем передаёт фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет, передаёт предмет следующему и т.д.
Где что лежит?».
«Цели: Закрепить правильное произношение определённых звуков в
словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слов с данным звуком.
Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда егоможно положить. Например: « Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).Маша насыпала сахар … Куда? (в сахарницу). Вова вымыл руки и положил мыло … Куда?(в мыльницу).
«Что умеют делать звери?».
Цели: расширять в сознании смысловое содержание слова;
Учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.
Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеетделать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку сизображением животного.
– Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы6 орехи собираю,грибы сушу.
–Я собака, кошка, медведь, рыба и т.д.
«Придумай другое слово»
. Цель: расширять словарный запас.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте из одного слова другое, похожее.
Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель изклюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля(картофельное пюре).
«Подбери похожие слова».
Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчётливо
произносить многосложные слова громко.
Ход игры: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка – кошка, ушки– пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка),Зайчик (мальчик, пальчик) и т.д.
«Где что можно делать?»
. Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в
определённой ситуации.
Ход игры: Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Игра в виде
соревнования.
– Что можно делать в лесу? (гулять, собирать ягоды, грибы, орехи, охотиться,
слушать пение птиц, отдыхать).
–Что делают в больнице?..
– Что можно делать на реке?..
«Кто больше вспомнит?».
Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими
действия процесса.
Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают,
что ещё умеют делать.
Метель – метёт, вьюжит, пуржит.
Дождь – льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет…
Ворона – каркает, летает, сидит, ест, вьёт, присаживается и т.д.
« О чём я сказала?»
. Цели: учить различать несколько значений, сравнивать эти
значения, находить общее и различное в них.
Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по
смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем
этими словами.
Головка – голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока,
Иголка – у шприца, у ёлки, сосны, швейная иголка, у ёжика.
Нос – у человека, чайника, парохода, самолёта.
Ушко, ножка, горлышко, ручка, молния, крыло и т.д.
«Что это значит?».
Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное
значение слов.
Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – незасохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Глухой старик – тот, кто ничего не слышит.
Глухая ночь – тихая, безлюдная, тёмная.
Глухой лай собак – отдалённый, плохо слышный.
«Кто чем питается?»
Цель: закреплять знания о домашних животных.
Ход игры: Воспитатель называет животное, а а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.
«Подбери нужное слово».
Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.
Ход игры: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает её
закончить, подбирая соответствующие слова. « В аквариуме плавают…(рыбки).«Снег тает, потому что…»
«Высоко на дубу сидит и каркает…(кто)?» (Ворона).«На огороде вырос большой, зелёный…(огурец)» и т.д.
«Добрые слова».
Цель: развитие речевой активности.
Ход игры: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят.
Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова длясолнышка и берёзы.
« Назови ласково».
Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в
уменьшительно-ласкательной форме .Заяц – зайчонок, зайчоночек, зайчишка…Бабушка – бабулечка, бабуленька, бабуля…Мама – мамуленька, мамулечка, мамусик, мамуля…
Солнце – солнышко …
«Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель называет слово. А дети должны назвать противоположное
по смыслу. Можно произносить не только наречия, но и прилагательные и глаголы.
«Узнай, чей лист».
Цели: узнавание растения по листу: назвать растение по листу и найти
его в природе.
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев и кустарников. Показать
детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с листьями, имеющими разнообразную форму.
«Кто как передвигается?».
Цель: закреплять знания о способах передвижения
насекомых.
Ход игры: Воспитатель стоит в ругу, в руках у него мяч. Он называет способ
передвижения насекомого и бросает мяч одному из детей. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.
Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочка; ; бегает – муравей; ползает гусеница и т.д.
«Быстро угадай».
Цель: закреплять знания о многообразии форм растений.
Ход игры: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он бросает его ребёнку и называет растения. Ребёнок должен угадать, что это – цветок, дерево или кустарник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека дидактических игр, стихов, загадок,рассказов по ПДД для детей
Дидактические игры, стихи, загадки , рассказы о правилах дорожного движения для детей....

Картотека дидактических игр, стихов, загадок, рассказов по ПДД для детей
Картотека дидактических игр, стихов, загадок, рассказов по ПДД для детей...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека подвижных, дидактических игр, загадок, стихов, пословиц и поговорок о пожарной безопасностиРебёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, ...

Картотека дидактических игр и загадок ПО ПДД
Картотека дидактических игр и загадок ПО ПДД от 6-7 лет....