Картотека дидактических игр по составлению загадок детьми
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игра «Какой объект?»Цель: учить детей выделять разные признаки в объекте. Содержание: воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета. Методические рекомендации: с младшего возраста – полуактивный этап. Далее – активный. |
Игра «Цепочка» Цель: учить детей выделять разные признаки у объектов. Содержание: воспитатель показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать ее следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Методические рекомендации: с младшего возраста. |
Игра «Угадай по описанию» Цель: учить детей по названным признакам определять объект. Содержание: ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному. Методические рекомендации: С младшего возраста – полуактивный этап. Далее – активный. | Игра «Выбери признак, который есть у других объектов».Цель: учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта. Содержание: ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные). Методические рекомендации: со среднего возраста. |
Игра «Необычный подарок» Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Содержание: ведущий спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2 – 3 ребенка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак. | Игра «Невпопад» Цель: учить детей объяснять несвойственные объекту действия. Содержание: ведущий называет предмет и бросает мяч ребенку. Он называет любое действие невпопад – не свойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми: как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещь (расческа пищит) в реальной жизни. Методические рекомендации: со среднего возраста |
Игра «Выбери самое главное» Цель: учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта. Содержание: ведущий называет объект. Дети перечисляют все признаки названного объекта, обозначая их схематично (буквами или знаками). В процессе обсуждения признаки, которые есть у многих объектов, вычеркиваются. Остаются характерные и специфичные признаки. Методические рекомендации: со среднего возраста | Игра «Давай поменяемся» Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Содержание: воспитатель раздает картинки. Дети перечисляют признаки своих объектов. Затем воспитатель меняет признаки у объектов и предлагает объяснить, как будет выглядеть объект с новым признаком и как его можно будет использовать (игра проводится с подгруппой в 4 – 5 человек). Методические рекомендации: со среднего возраста |
Игра «Ожившие предметы» Цель: Учить наделять живые предметы человеческими чувствами, мыслями, поступками. Содержание: Ведущий предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Ведущий предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях. Например: солнечный летний день на море. Дети выбирают и характеризуют море: море спокойное, спящее, тихо дышит. Методические рекомендации: со среднего возраста | Игра «Я назову признак, а вы перечислите его значение» Цель: Учить детей подбирать разные значения одному признаку. Содержание: Ведущий предлагает поиграть и называет признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое – либо значение, а дети угадывают признак (светящийся – бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Методические рекомендации: Проводится с младшего возраста с последующим усложнением. |
Игра «Противоположные свойства» Цель: Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта. Содержание: Воспитатель просит назвать противоположность по цвету (бесцветный – цветной, черный – белый). Затем по форме (бесформенный – с формой, круглый – угловатый), по температуре (холодный – горячий) и т.д. Методические рекомендации: со среднего возраста | Игра «Что такое же у другого объекта?» Цель: Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» Содержание: Ведущий называет объект (самовар). Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой?» и перечисляют признаки объекта (блестящий, дымящийся, пыхтящий). К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен (блестящий – монета, дымящийся – вулкан, пыхтящий – ежик). Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». Произносится текст загадки: «Самовар: блестящий, как монета, дымящийся, как вулкан, пыхтящий, но не ежик». Методические рекомендации: со среднего возраста Игра «Что делает так же?» Цель: учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» «Какой, что такое же у другого объекта», «Что делает так же?» Содержание: ведущий называет объект. У объекта выделяется действие и перечисляются другие объекты, у которых названное действие ярко выражено («Воробей что делает? Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь). Из предложенных вариантов составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Методические рекомендации: проводится со средней группы. |
Игра «Ключевое слово» Цель: учить подбирать сравнения с помощью слов «как», «вроде», «подобно». Содержание: ведущий называет объект, его признаки и действия, а дети объясняют, на что это похоже. В построении предложения используются ключевые слова (дождь подобен водопаду с неба; одуванчики на лугу вроде как цыплята). Методические рекомендации: со среднего возраста – полуактивный этап. Старший – активный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по ПДД с детьми старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по ПДД направленная на формирование и закрепление знаний безопасного поведения дошкольников на дороге....
Картотека дидактических игр по экологии с детьми раннего возраста
В картотеке собраны дидактические игры по экологии с детьми раннего возраста. У каждой игры есть цель и ход игры....
Картотека дидактических игр по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр для работы с детьми 4-7 лет по развитию количественных представлений
разработана для развития математических представлений у ребенка4-7 лет...
Картотека дидактических игр по ПДД с детьми среднего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по ПДД с детьми среднего дошкольного возраста...