Отчет по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»
Анализ затруднений, постановка проблемы: Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, затем в детском саду и продолжается в школе. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь.
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_vorobyeva_2023-24.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Отчет по самообразованию
«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»
Воробьевой Юлии Алексеевны
2023-2024
План самообразования
Педагога второй младшей группы №9 Воробьевой Юлии Алексеевны
На 2023 -2024 учебный год
Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»
Анализ затруднений, постановка проблемы: Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, затем в детском саду и продолжается в школе. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь.
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».
С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в нашей практике? Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада. Именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Передо мною, воспитателем детского сада, стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Малыши, пришедшие ко мне из 1 младшей группы разные, непохожие друг на друга: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для ребят группа детского сада, является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом, со сверстниками. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской сюжетно-ролевой игры. Я отметила, что детское творчество в игре и навыки самоорганизации недостаточно развиты, уровень общения снижен, дети не проявляют достаточной инициативы и самостоятельности в организации сюжетно-ролевой игры, с трудом подбирают себе ее участников.
Поэтому в 2023-2024 учебном году я выбрала именно эту тему для самообразования.
Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.
Задачи самообразования: Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
Освоить современные технологии и методы организации игры.
Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по своей возрастной группе.
Введение
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.
Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.
Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.
В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
Роль воспитателя в проведении сюжетно -ролевой игры.
Не секрет, что развитием ребенка нужно заниматься. Причем не только физическим и интеллектуальным, но и социальным.
В своей работе я решила использовать сюжетно – ролевую игру, как метод воспитания и развития.
Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно.
Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников.
Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют никакой пользы. Семья, магазин, больница, аптека, парикмахерская, транспорт, – список игр для детей достаточно большой. Моя роль, роль воспитателя в проведении сюжетно-ролевой игры должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам.
№ | Срок | Повышение теоретического и научно – методического уровня ( изучение литературы по теме, самообразование с помощью интернет ресурсов, КПК, … | повышение профессионального мастерства ( ознакомление с передовым опытом через просмотр открытых мероприятий. , посещение семинаров по теме….. | Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками) | Отчетные материалы (Подведение итогов, оформление результатов. |
Сентябрь | Изучение методической и познавательной литературы по данной теме. Поиск полезных ссылок в сети Интернет. Изучение методической литературы: а) изучить и внедрить ФО по всем образовательным областям. б) Комплексное тематическое планирование. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Обруч» Мониторинг детей. | Посещение открытых НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ. | Оформление предметно - развивающей среды сюжетно-ролевыми играми: «Доктор Айболит», «Магазин», «Салон красоты», «Кухня». Создать картотеку сюжетно-ролевых игр(Приложение ). Мониторинг детей. | Центры сюжетно-ролевых игр. Картотека сюжетно-ролевых игр Обогащение опыта по видам игровой деятельности. Результат по мониторингу. | |
Октябрь | Подбор художественной литературы, материалов для работы с детьми. Н. В. Краснощёкова. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007 г» | Посетила открытые НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ. | Составление перспективного плана по формированию межличностных отношении. Работа с детьми по перспективному плану. | ||
Ноябрь | Разработка мероприятий по данной теме. интернет-ресурс: 1) «Руководство сюжетно-ролевыми играми детей»; 2) «Особенности игровой деятельности в современном мире»; 3) «Какие игрушки нужны детям»; «Как развивать таланты ребёнка от рождения до 5 лет» Фридман Д. — М. : Центр «ПРО» 1995 г. | Посетила открытые НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ. | Анкетирование родителей Рекомендации для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей»(Приложение). Оформление папки передвижки по формированию межличностных отношений дошкольников. Составление консультационного материала для родителей: - “Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей ”(Приложение ). | Анкеты. Конспект образовательной деятельности. Папка передвижка. | |
декабрь | Разработка мероприятий по данной теме. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Москва, Мозаика-Синтез, 2011. - Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. — Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. | Посетила открытые НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ. | Изготовление фотоальбома и презентации по сюжетно-ролевым играм | фотоальбом презентация | |
Январь | Разработка мероприятий по данной теме. интернет-ресурс: «Руководство сюжетно-ролевыми играми детей»; «Особенности игровой деятельности в современном мире»; | Посетила открытые НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ. | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования Создала картотеку сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников; инсценировки русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь»; сюжетно – ролевые игры «Больница», «В гостях у куклы Кати» и др. ; | оформлены центры для игр «Аптека»,«Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. | |
Февраль | Разработка мероприятий по данной теме. интернет-ресурс: «Какие игрушки нужны детям»; | Посетила открытые НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ. | - консультация для педагогов: рекомендации воспитателям по проведению сюжетно-ролевых игр в младших группах; | Разработала проект: «Организация сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе "Больница»». Провела работу с родителями: -привлекла к изготовлению атрибутов к играм (маски, костюмы, фигурки для настольного театра); | |
Март | Разработка мероприятий по данной теме. | Посетила открытые НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ. | инсценировки русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», сюжетно – ролевые игры : «Магазин», «Семья» | - провела консультации для родителей: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка 3-4 лет», «Учим ребенка играть»; - оформила стенд «А вместе играли, очень многое узнали»; | |
Апрель | Разработка мероприятий по данной теме. | Посетила открытые НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ. | инсценировки русских народных сказок: три поросенка сюжетно – ролевые игры : «Моряки», «Магазин» | оформлены центры для игр «Аптека»,«Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются - провела консультации для родителей: «Какие игрушки нужны малышу 3-4 лет», | |
Май | Разработка мероприятий по данной теме. | Посетила открытые НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ. | инсценировки русских народных сказок: «Гуси- лебеди» сюжетно – ролевые игры : «Пожарные», «Мы- садоводы» | Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. |
Таким образом, через сюжетно-ролевые игры, и предварительную работу решала образовательные, воспитательные, развивающие задачи. В процессе сюжетно-ролевых игр и подготовки к ним у ребенка дошкольного возраста проявлялась следующая деятельность: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная.
В процессе сюжетно-ролевых игр и общения с детьми:
1. Дала информацию детям о социальной жизни человека через чтение художественной литературы, беседы, использование ИКТ-технологий просмотр видео и мультфильмов и их обсуждение, дидактические игры и так далее.
2. Помогала ребенку определиться с ролью в игре, что в дальнейшем позволит делать это ребенку самостоятельно.
3. Помогала ребенку устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру, контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние.
4. Постепенно от совместной деятельности ребенок переходил к самостоятельной деятельности со сверстниками умея договориться, выбирал игру, распределять роли, создавал сюжет и развивал его в совместной деятельности со сверстниками.
5. В дальнейшем игра проходила в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь (например: трудовая деятельность) и игру, что позволяет ребенку чувствовать себя не просто ребенком а составной частью общества, который может приносить пользу и радость окружающим.
Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Построение игровой деятельности должно происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Опираясь на эти примерные схемы подготовки проведения сюжетно-ролевых игр, разработала план работы с детьми и родителями на год в соответствии с комплексно-тематической рабочей программой своей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....
презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....
"Сюжетно - ролевая игра как средство взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста".
В презентации представлен материал на тему: "Сюжетно - ролевая игра как средство взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"....
Сообщение из опыта работы на тему: «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
В сообщении описана роль сюжетно - ролевых игр в развитии детей младшего возраста,содержание игр и руководство к ним....
Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».
Опыт работы по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста». Актуальность: те...
«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...
Тема по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста». на 2023-2024год
Еще в древности игры, которые имитировали труд взрослых, были настоящими уроками для детей, они создавали возможность передавать из поколения в поколение необходимые охотничьи, собирательские трудовые...