проект Взаимодействие с родителями
проект
Предварительный просмотр:
Проект
«Взаимодействие с родителями»
Разработал
проект:
Мазитова С.А.
Пояснительная записка
Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Актуальность проблемы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Ожидаемые результаты:
1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные:
1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.
2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.
Нетрадиционные:
1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);
2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)
3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;
5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Проектная часть
Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство
Задачи проекта:
- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
- создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
-повышение педагогической культуры родителей;
-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
-развитие творческих способностей детей и родителей.
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2021-2022год
месяц | мероприятие | ответственные |
сентябрь | -Оформление стендов и другой наглядной агитации -Сбор сведений о родителях -Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ -Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ детей 5-6 лет» -Консультация логопеда «Все о развитии детской речи» -Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» -Фотовыставка «Как я провел лето» -Фотоальбом «Моя семья» -Конкурс поделок «Природа вокруг нас» | Воспитатели Воспитатели Воспитатели воспитатели Логопед Воспитатели Родители, воспитатели родители |
октябрь | -Спортивное развлечение «Веселые старты» -Консультация «Грипп. Меры профилактики» -Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа» -Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ» -развлечение «Праздник осени» | Физ.руководитель Родители Медсестра Муз.руководитель |
ноябрь | -Выставка рисунков «Выходные в семье» -Консультация «Одежда детей в группе» -Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка» -Родительское собрание «С любовью к маме» | Родители воспитатели |
декабрь | -Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями. -Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков. -Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками. -Проведение новогоднего праздника. | Воспитатели Родкомитет Родители Муз.руководитель |
январь | -Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». -Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». -Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы» | Воспитатели Родители воспитатели |
февраль | -Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей» -Выставка детских рисунков «Мой папа» -Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей» | Воспитатели, медсестра Родители воспитатели |
март | -Фотовыставка «Моя любимая бабушка» -Родительское собрание -Папка-передвижка «Традиции и культура Сыктывдинского района» -Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться» | Родители Воспитатели воспитатели Воспитатели |
апрель | -Фотовыставка «Все профессии важны…» -Консультация «Все о компьютерных играх» -Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка» -Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка. | Родители Воспитатели воспитатели Воспитатели |
май | -Выставка творческих работ «Этот День Победы» -Праздник «Этот День Победы» -Родительское собрание «Итоги года» -Папка-передвижка «Осторожно, клещи!» -Выставка детского творчества «Ах, лето!» | Родители Муз.руководитель Воспитатели Медсестра родители |
Цели мероприятий, проводимых с родителями:
цели | мероприятия |
Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей. | Информационные общие стенды, оформление родительских уголков |
Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения. | Анкетирование родителей |
Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы | Родительские собрания в группах: организационное «Что должен знать ребенок 5-6 лет»; « С любовью к маме»; «Итоги года» |
Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Традиции и культура Сыктывдинского района», | |
Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности | Организация выставок работ детей и родителей: 1) конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками 2) Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!» 3) фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны» 4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной |
Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста | Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка», |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми | Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник», |
Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ | Ознакомительные беседы |
Анализ информации о семьях дошкольников | Сбор сведений о родителях |
Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома | Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!» |
Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка | Консультации логопеда |
Этапы работы
1. «Этап общественного мнения». Срок проведения: сентябрь 2021-2022 учебного года.
- Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;
- Составление перспективного плана мероприятий;
- Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.
2. «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: октябрь – апрель 2021-2022 уч.гг.
Формы проведения мероприятия:
-родительские собрания
-папки-передвижки
-выставки творческих работ детей и родителей
-фотовыставки
-консультации
-мастер-классы
-проведение развлекательных мероприятий с родителями
-индивидуальные беседы
3. «Этап подведения итогов». Срок проведения – май 2022г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.
Ресурсное обеспечение
Ответственные лица | Деятельность, полномочия | Итоги работы |
1.Педагоги ДОУ | Авторы проекта. Идейные организаторы. | Организация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка. |
2.Родительский коллектив | Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов | Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий |
3.Инструктор по ФК. | Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий. | Разучивание различных игр, спортивных соревнований |
4.Музыкальный руководитель | Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки. | Разучивание песен, хороводов, элементов танцев. |
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект Взаимодействие с родителями
работа с родителями...
Проект "Взаимодействие с родителями"
работа с родителями...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ взаимодействия с родителями "От счастья ключи в семье ищи"
Семья стоит у истоков воспитания, является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания...
Социально-значимый проект взаимодействия с родителями и социумом "В мире сказок"
Проект дает возможность лучше и более развернуто развивать у детей любвь к книге....
Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).
Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию). ...
«Проект взаимодействие с родителями»
«Проект взаимодействие с родителями»...
Проект взаимодействия с родителями «Семья. Семейные традиции»
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он ...