проект Взаимодействие с родителями
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).
Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими
Другая особенность - попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими и бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Актуальность:
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.
Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.
С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель программы: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и на проблемную.
Основные задачи :
- Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
- Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
- Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки Медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
- Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
Основная работа по программе ориентируется на основы гуманистической педагогики- педагогики приоритета личности обучающегося. Личность педагога- мощный стимул к развитию тех, кого он образовывает, воспитывает, учит. Просвещение взрослых (в данном случае родителей) даёт уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных детей и сделать организацию образования в области семейного воспитания в детском саду, а главное в группе обоюдно интересной.
Деятельность педагога строиться на гуманистических принципах, которые утверждают:
- Все люди разные
- Каждая личность неповторима и уникальна
- Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях
- Жизнь создаётся любовью
- Любить человека- значит утверждать его неповторимое существование
- Необходимо отделять поведение от сущности человека.
Понимание родителями объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность.
Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и создаёт у него чувство личной защищённости.
На основе формирования чувства доверия родителей к воспитателям расширяются возможности в работе с семьёй. При этом необходимо учитывать: чувства мысли, поступки и интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность взаимоотношений с педагогом.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагогов в коммуникативные ситуации, требуя от воспитателей проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.
Реализация программы проходит по трем направлениям:
1 Направление -Диагностическое.
Основная цель: определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка.
- Исследование закономерностей взаимодействия детей и родителей. Отслеживание разницы в поведении детей и родителей. Поиск причин.
- Проблемы в развитии детей. Причины, виды (наследственные, врождённые, приобретённые). Потребность детей и родителей в комплексной помощи, коррекции развития, адекватных воспитательных мероприятиях.
- Опрос родителей, как метод изучения спектра повседневных и воспитательных проблем, метод сбора информации о воспитательной позиции родителей, о запросах родителей.
- Анализ диагностики детей, изучение уровня развития.
- Анализ имеющейся наглядной информации, содержания материала и формы подачи.
- Активизация работы родительского комитета, с целью повышения роли родительской общественности в жизни группы.
2 Направление -Профилактическое
Основная цель: повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи.
- Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми.
- Создание дискуссионного клуба «Семейный очаг», с целью установления психологического контакта с семьями, повышения педагогической культуры родителей. Содержание работы: проведение встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных с детьми праздников.
- Проведение совместных с родителями диспутов примерные темы:
« Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».
«Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога» и т.д.
Круглый стол: «Психическое здоровье детей»
- Формирование взглядов родителей и взаимодействия в семье способствующие снижению, ослаблению негативных тенденций, пессимистичных мнений и способов общения.
- Оказание помощи в формировании положительных мотивов взаимоотношения родителей и детей в семье, изменения порочных стереотипных ситуаций, повышения педагогической компетентности родителей. Проведение различного консультирования с приглашенными специалистами школы(психолог, соц. педагог) и социума (юрист).
- Активизация семьи и привлечение в участии музыкально- спортивных праздников.
3 Направление - Заключительное (Реабилитационное с «проблемными» детьми)
Основная цель: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Усилием социальной и нравственной значимости программы станет приобретенная в ходе работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка. Презентация «Мы в ответе за своих детей»
Программно-методическое обеспечение пед. процесса направлено на выполнение государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа.
Желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности;
организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям.
Формы работы с семьей
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми
Открытые занятия с детьми для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Посещение семьи
Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания и т.д.
Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
.Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.
"Круглый стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами
Наглядная пропаганда
В работе рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение «проблемных» родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами.
С целью побывать в дошкольном учреждении проводятся дежурства. Проблемных родителей привлекать к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды, уголок для родителей
Тематические выставки создаются для родительского коллектива группы. К их оформлению привлекать «проблемных» родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.
Направления и содержание работы с «проблемными» семьями
«Детско-родительские отношения»
№ | Направления работы, мероприятия | Сроки проведения | Ответствен ные |
Наглядно-информационный блок Цель: ознакомление родителей с особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. | |||
1. | Выпуск семейной стенгазеты примерной тематики «В такие игры мы играем дома», «Не ругай себя мама напрасно», | ||
2. | Организация выставок: «Моя семья» «Здравствуй, Новый Год!» | ||
3. | Персональная выставка детских работ | ||
4. | Выпуск буклетов памяток разной тематики | ||
5. | Ярмарка семейных идей | ||
Обучающий блок Цель: Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | |||
Круглый стол: «Уроки вежливости и красоты». | |||
Практикум для родителей: «Нестандартные игры для детей и взрослых»: - «Взрослые глазами детей». - «Как родители и дети не слышат друг друга» - «Родители горячие, холодные, никакие…» - «Сколько лишнего мы говорим и делаем» - «Почему правильное воспитание дает неправильные результаты» - «Как хвалить за то, чего нет, чтобы появилось?» - «Как бьют по ребенку войны родителей» - «Как наказывать с пользой» | |||
Устный журнал: «Ребёнок в детском саду, дома, на улице», «Научи меня мама» | |||
Семейные чтения «Воспитывать ребенка. Как?» | |||
КВН | |||
Досуговый блок Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. | |||
Совместное проведение праздников:
и т.д | |||
Совместное празднование дня рождения ребёнка. | |||
Фестиваль семейного счастья:
|
«Сотрудничество педагогов и родителей»
№ | Направления работы, мероприятия | Сроки проведения | Ответствен ные |
Наглядно-информационный блок | |||
1. | Киновидеотренинг «О вреде американских мультиков» «Мама, не покупай мне это» | ||
2. | «Шпаргалки для взрослых» | ||
3. | Информационные памятки и проспекты для родителей. | ||
Обучающий блок | |||
Дискуссионный клуб: «Как из мальчиков воспитать настоящих мужчин» «Воспитываем девочку. Как?» | |||
Круглый стол «Единственный ребёнок в семье» и «Проблема рождения второго ребёнка» | |||
Дискуссионный клуб: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» (работа с «группой риска») | |||
Клуб «Семейный очаг» | |||
За чашкой чая | |||
Тренинг «Эффективный родитель и эффективный педагог» | |||
Педагогическая гостиная «Досуг в семье. Как его проводить», «Семейные традиции» |
«Взаимодействие ребенка и педагога»
№ | Направления работы, мероприятия | Сроки проведения | Ответствен ные |
Познавательно-обучающий блок Цель: Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | |||
Цикл познавательных занятий: « Давайте вместе изучать мир» | |||
Цикл познавательных занятий(например): « Мои права» | |||
Игры и упражнения на развитие комуникативности родителей и детей | |||
Семинар – практикум: «Эмоциональный мир ребёнка» | |||
: «Современным детям нужны современные родители» | |||
Экскурсии | |||
Досуговый блок Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми. | |||
Конкурс рисунков Досуги | |||
Театральные представления | |||
Праздники | |||
Кружковая работа |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ | Формы и методы работы | Направление, тематика, содержание деятельности | Ответственный | Сроки |
1. | Ознакомительные беседы | Установление доверительных отношений между семьей создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей. | Воспитатели | По мере поступления детей |
2. | Индивидуальные беседы | Совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребенку. | Воспитатели | В течение года (по мере необходимости) |
3. | Родительские собрания. | «Давайте познакомимся». Требования, особенности жизни группе, специфика режима, традиции и т.п. Организация собраний | Воспитатели | Сентябрь В течение года |
4. | Открытые занятия. | Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий разной тематики. Подбор познавательных занятий | Воспитатели | В течение года |
5. | Родительские пятиминутки. | Знакомство родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий. | Воспитатели | Еженедельно (вторая половина дня) |
6. | Анкеты. | Взгляд родителей на воспитание ребенка через призму педагогических и психологических наук. Знакомство с индивидуальными особенностями ребенка и семьи, основными приоритетами семейного воспитания для создания максимально благоприятных условий пребывания ребенка в детском саду. | Воспитатели, | По мере необходимости |
7. | Бюллетени | Поздравления с праздником. Объявления, просьба, информация. Сообщения, чем будет заниматься группа в данном месяце, полезные советы. | Воспитатели | По мере необходимости |
8. | Педагогическая библиотечка. | Ознакомление родителей с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам воспитания и обучения детей. | Воспитатели | По запросу родителей в течение года |
9. | Консультации, беседы | 1. «Тревожат ли вас проблемы ребенка?» 2. «Пальцы помогают говорить». 3. «Подарите ребенку праздник!» 4. «Учимся говорить выразительно». 5. «Как снизить агрессивность детей?» 6. «Что бы не было ребенку скучно!» и т.д. | Воспитатели Приглашенные: психолог, соцпедагог, логопед | Весь год |
10. | Информация о прошедшем дне Информация о проведенных вечерах, выходных днях | «О наших детях» | Воспитатели Родители | Ежедневно По запросу воспитателя |
11 | Заседание клуба «Семейный очаг» | Подбор консультаций, бесед | Воспитатели родители | Раз в квартал |
12 | Посещение семей | Воспитатели | Раз в месяц | |
13 | Праздники, досуги | Воспитатели родители муз.рук. | В течении года | |
14 | Оформление папок-передвижек, информац.стендов | здоровье поведение Развитие и воспитание и т.д | Воспитатели | Весь год |
Показатели результативности проведенной работы:
- Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми.
- Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребенка.
- Изменения стиля общения с родителями (выраженная ориентированность на личную модель взаимодействия с родителями)
- Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей
- Наметились положительные стили воспитания
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с «проблемной» семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие с родителями"
работа с родителями...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ взаимодействия с родителями "От счастья ключи в семье ищи"
Семья стоит у истоков воспитания, является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания...
Социально-значимый проект взаимодействия с родителями и социумом "В мире сказок"
Проект дает возможность лучше и более развернуто развивать у детей любвь к книге....
Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).
Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию). ...
«Проект взаимодействие с родителями»
«Проект взаимодействие с родителями»...
Проект взаимодействия с родителями «Семья. Семейные традиции»
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он ...
Проект взаимодействия с родителями Тема проекта: «Здоровье – это здорово!» (подготовительная к школе группа)
Проект взаимодействия с родителями Тема проекта: «Здоровье – это здорово!» (подготовительная к школе группа)...
Комментарии
проект Взаимодействие с родителями