Семинар Практикум для педагогов «Технология ТРИЗ, как средство развития инициативы и творчества в игровой деятельности»
презентация
«Технология ТРИЗ, как средство развития инициативы и творчества в игровой деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semira_praktikum_po_trizu.pptx | 137.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология ТРИЗ — эффективный способ интеллектуального и творческого развития ребенка. Цель ТРИЗ – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность, не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
3 Три основных принципа ТРИЗ: Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира. Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий. Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии. Дидактические возможности ТРИЗ: решение творческих задач любой сложности и направленности; решение научных и исследовательских задач; систематизация знаний в любых областях деятельности; развитие творческого воображения и мышления; развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций воспитанников : когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой; развитие творческих коллективов.
Данная технология способствует : развитию творческого воображения, развитию нестандартного мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта. Инициативность Способность принимать нестандартные решения Творческое мышление Актуальность использования технологии ТРИЗ .
Названия приемов Цель Метод « Да-нетка » Метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Цель метода: освоение приемов сужения поля поиска какого – либо объекта по выясненным признакам. Игра " Да-Нетки ” или "Угадай, что я загадала” Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Метод синектика Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности. Игра "Маша-Растеряша" Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.
Метод фокальных объектов Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает детей к осмысленности и целенаправленности при создании нового. "На что похоже" Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Метод Робинзона Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры "Аукцион" в старшей и подготовительной группе . Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение. антиков, строят дома из жвачек и т.д.
Метод мозгового штурма Совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. "Робинзон Крузо" Цель: учить детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.
Морфологический анализ В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко) Составление сказок Последовательность этапов сочинения загадки: Выбрать объект, про который будет придумываться загадка. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта. Исключить объекты, обладающие такими же признаками. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной). Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.
Таким образом, в результате использования ТРИЗ , у детей преодолевается застенчивость, развивается логика мышления , творчество и фантазия . Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность. Технология ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества , которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга Вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В.В. Воскобовича"
Семинар-практикум "Реализация ФГОС До средствами игровой технологии В.В.Воскобовича"...
Семинар-практикум для педагогов "Технология ТРИЗ. Игры на развитие воображения и словесного творчества для детей дошкольного возраста"
Подобраны игры на развитие творческого воображения, коммуникативных навыков, обогащения словарного запаса[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17016640","attributes":{"alt":"","class":"me...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Музыка как средство развития коммуникативных способностей и коррекции поведения дошкольников"
Материал предназначен для педагогов и специалистов ДОУ. Как развивать коммуникативные способности детей в разных видах музыкальной деятельности....
Семинар-практикум на тему "Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников"
Лекция для педагогов по данной теме. Игры ТРИЗ с педагогами....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ : «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Конспект семинара - практикума для педагогов детского сада.Цель :расширить знания воспитателей о сказкотерапии. Обучить приёмам использования сказок для развития речи дошкольни...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ : «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Конспект семинара - практикума для педагого детского сада.Цель: расширить знания воспитателей о сказкотерапии. Обучить приемам использования сказок для развития речи дошкольников. семинар практикум со...
Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"
Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"...