Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Музыка как средство развития коммуникативных способностей и коррекции поведения дошкольников"
консультация
Материал предназначен для педагогов и специалистов ДОУ. Как развивать коммуникативные способности детей в разных видах музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22_muzyka_kaka_sredstvo_razvitiya_kommunik_sposobnosteydokument_microsoft_office_word.docx | 41.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка как средство развития коммуникативных способностей и коррекции поведения дошкольников.
МДОУ №42
семинар-практикум для педагогов ДОУ. Март 2022г.
На современном этапе развития дошкольного образования стал особенно актуальным вопрос социально-коммуникативного развития дошкольников. Современные дети с трудом усваивают нравственные нормы, они более капризны, эгоистичны. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено ещё и комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Ребенок, как утверждал Л. С. Выготский, является социальным существом с самого момента рождения. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент, для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям.
Согласно основным положениям ФГОС развитие ребёнка рассматривается как:
- «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками»;
- «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками»
Социально-коммуникативное развитие — это процесс, который позволяет, стать ребенку активным, социально-значимым членом общества. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми .
Роль и возможности общения, как в образовательном, так и в процессах интеллектуального и психического развития дошкольников огромны. Общение позволяет ребёнку, через сравнение себя со сверстниками, выработать самооценку, найти своё место, что весьма часто бывает одной из главных проблем личности. Ведь коммуникабельность – одна из составляющих успешности.
По мнению М.Г.Арановского, признание за музыкальным мышлением функции общения, коммуникации, дает повод рассматривать музыку как один из самых мощных информационных процессов, охватывающих, в принципе, все общество.
Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности |
|
Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности.
Начиная с раннего возраста мы приучаем детей слушать музыку. Воспитываем интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на яркие, образные произведения. Сначала это совсем коротенькие пьесы, к подготовительной группе продолжительность звучания музыкального репертуара значительно увеличивается. В процессе слушания (восприятия) побуждаем детей внимательно слушать музыку, обращая внимание на культуру слушания (умение слушать музыку молча, высказываться только по окончании звучания).
Обсуждая прослушанные произведения, побуждаем детей к развёрнутому высказыванию, когда ребенок излагает свои мысли подробно и обстоятельно. Обращаем внимание и на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей.
Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Доказано, что пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств, развитие вокальных и коммуникативных навыков. ( коммуникативная игра «Здравствуйте» для младшего дошкольного возраста и коммуникативная игра « Дружок – колобок» для старшего дошкольного возраста Е. Картушиной.
В пении и песенном творчестве используются приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение:
например, пение по очереди, пение небольшим ансамблем, с солистами, творческие задания «Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», «Передай звук по цепочке», различные др. игры с голосом.
Таким образом, у ребенка развиваются не только вокально-певческие навыки, но он избавляется от детской стеснительности, неуверенности в себе, боязни публичного выступления.
Практическое задание : Передай звук (ноту).
Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере.
Музыкально-дидактическая игра учит работать в составе малых групп, оказывая поддержку и помощь друг другу. Таким образом ребёнок постепенно учится прислушиваться к мнению товарищей, признавать и поддерживать его, согласовывать свои действия с ними. Музыкальная игра активизирует умственную деятельность ребенка, развивает его музыкальную самостоятельность. Правила игры едины для всех и дети учатся взаимодействовать в коллективе сверстников. Игры используются на занятиях, в программе утренников и развлечений, в самостоятельной игровой деятельности.
Неоценимую помощь в работе оказывают коммуникативные танцы-игры.
Коммуникативные танцы – игры занимают особое место. Поскольку они и развивают, и развлекают.
Каковы же особенности коммуникативных танцев- игр?
Во–первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающими элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания и т.д. движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны, для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах – играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению:
- Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Такие танцы как, пляска « Приглашение», танец- игра « Плетень», «Мельница», танец- игра « Найди себе пару», игра « Ищи» решают такие задачи: развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, культуры поведения.
Практическое задание: Разучиванике коммуникативного игры-танца «Мельница»
Игра в оркестре открывает детям мир музыкальных звуков, красоту звучания разных инструментов. Учит положительному эмоциональному настрою от участия в совместной деятельности, совместной радости творческого музицирования. Работая над музыкальным произведением, дети учатся исполнять музыку слаженно, не выделяясь из общего звучания. Ребёнку объясняется, что каждый ответственен за общий результат работы, за умение взаимодействовать в коллективе сверстников и поддерживать своих товарищей.
Игра в оркестре развивает сосредоточенность, внимание, упорство в достижении поставленной задачи, помогает ребенку преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Игру на музыкальных инструментах можно включать в программу утренников и развлечений. В свободной самостоятельной деятельности дети музицируют в музыкальных уголках в своих группах.
Игра-драматизация (театрализация) – это коллективное и совместное со взрослыми действие, большая свобода для проявления индивидуальности и творчества. В игре драматизации происходит общение детей между собой и общение ребенка со взрослыми, но в новом качестве - через роль. Дети с удовольствием включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы спектакля в самостоятельную игровую деятельность. Игра - драматизация способствует развитию не только творческих способностей дошкольников, но и навыков общения, развитию контактности, доброжелательности, взаимоуважения к своим товарищам, ответственности за общий результат деятельности.
Развитию коммуникативных умений и навыков дошкольников способствует изучение народного фольклора - хороводов, народных круговых танцев, народных игр. В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Это снимает механизм оценивания, ребенок раскрепощается и все внимание обращает уже на процесс своего участия в данном виде деятельности. Фольклорные праздники, проводимые в ДОУ, ( «Рождество», «Колядки», «Осенины», «Весенняя ярмарка» Русские нар сказкии т.д.) способствуют общению детей не только в рамках своей группы, но и всего ДОУ.
Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей.
Современные детские психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции поведения детей все больше ориентируются на использование искусства в процессе их обучения и воспитания. Коррекция поведения через музыкальную деятельность помогает переключать внимание детей, формировать интересы, развивать способности; музыка организует детей, заражает их своим настроением. Это даёт педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным типом развития.
Коррекционные возможности музыки и игры по отношению к ребенку с проблемами поведения связаны, прежде всего, с тем, что они являются источником новых позитивных переживаний ребенка, рождают новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде деятельности. (А активизация потенциальных возможностей ребенка в практической музыкально-игровой деятельности — это и есть реализация социально-педагогической функций искусства).
В связи с этим в последние десятилетия в психологии выделилось целое направление – музыкотерапия, многочисленные методики которой предусматривают использование музыки в качестве основного развивающего и даже лечебного средства
Музыка- это эффективное средство психорегуляции, это язык чувств и эмоций, понятный для всех. Ни для кого не секрет, что сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушений этой самой сферы. В детский сад приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью и психосоматическими заболеваниями. Многие из них не могут самостоятельно справиться с нервно-психологическими нагрузками, которые испытывают в дошкольном учреждении и дома. С этим связаны различные отклонения в поведении, в частности повышенная агрессивность.
Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на флешкарте, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.
Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.
(Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:
· специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
· использовать на занятиях другие виды музыкальной деятельности детей: музыкальное движение, пение, игру в оркестре, дирижирование;
· использовать произведения других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, вызывают у детей интерес и положительные эмоции.)
Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).
Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
Рекомендуется использовать песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие. Дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку.
Восприятие музыки преображает человека, ведь каждый одну и ту же музыку чувствует по-разному. Можно сказать, что восприятие музыки носит личностно значимый смысл, который зависит от многих причин:
- личного жизненного опыта
- уровня развития образного мышления
- общей культуры восприятия
- уровня развития ситуативного мышления
- уровня развития устойчивого внимания, таких его характеристик , как концентрированность, переключаемость и др.
- различных видов памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной и др.)
- склада нервной системы, т.е. темперамента
Существует мнение, что музыка не может считаться «языком… с чётко зафиксированным значением». Однако его отсутствие не мешает музыке выполнять основные языковые функции. А это значит, что музыка может и является одним из мощных средств общения, развития коммуникативных качеств ребёнка и помогает скорректировать его поведение..
Наукой доказано, что музыка, её выразительные средства, такие как динамика, темп, тембр голоса или инструмента, акценты, пульсации, последовательность аккордов, развитие мелодической линии могут воздействовать на частоту пульса и дыхания, биологические процессы в крови, биоритмы мозга, мышечное напряжение или расслабление, что в комплексе определяет эмоциональное состояние, а порой и общее самочувствие слушателя.
Проявления восприятия музыки могут быть различными:
- внутреннее подпевание, вызывающее непроизвольное движение голосовых связок, настраивание дыхания к мелодической линии произведения
- покачивание головой, движения пальцев рук или ног, тактирование рукой или ногой
- изменение мимики (напряжение или расслабление определённых мышц)
- подвижность глазных яблок, слёзы, улыбка ( слушание с закрытыми глазами)
Важность и главная ценность музыки как вида искусства в том, что через её восприятие человек познаёт себя. Воспринимая музыку, ребёнок может испытать те чувства, которые не всегда удобно выставлять напоказ, посредством музыки может приблизиться к пониманию чувств, которые он ещё не испытывал в жизни, но которые уже готовы к пробуждению, однако пока не востребованы.
Игра на слуховое внимание и развития ритма «Паш-паш».
Практический материал:
1.Передай звук (ноту)другу.
2.Командный танец- игра «Мельница»
3.Игра- хоровод «Аленький цветочек»нар. муз.
4.Игра на слуховое внимание и развития чувства ритма «Паш-паш».нар муз.
Музыка как средство развития коммуникативных способностей и коррекции поведения дошкольников.
семинар-практикум для педагогов ДОУ.
МДОУ «Детский сад»№42
Подготовила муз. рук: Герасимова Ж.Н.
Г.Ярославль. Март 2022г.
Ценность умения воспринимать музыку в том, что ребёнок чувствует произведение по-своему, обращаясь к своему внутреннему миру, в котором безоговорочно доверяет эмоциям. Музыка не требует от ребёнка жизненного опыта и его подтверждения. Ребёнок воспринимает через музыку духовность и учится принимать её.
Музыка на занятиях выступает как средство:
- общения
- познания нового
- развития общей культуры
- развития духовности
Она способствует умению:
- сосредоточиться
- выслушать другую точку зрения и высказать свою
- вести спор, диалог
Английский писатель У.Теккерей писал: «Посейте поступок – и вы пожнёте привычку, посейте привычку – и вы пожнёте характер, посейте характер – и вы пожнёте судьбу». Так и музыку можно и нужно использовать на всех этапах развития ребёнка как воспитательное средство, как средство общения, средство, которое даёт возможность почувствовать красоту и гармонию не только музыкального искусства, но и всего мира.
Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения целей восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии человек должен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности.
Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям. Изучение художественно-эстетических закономерностей музыкального восприятия осуществляются в эстетических и музыкально-теоретических работах. Психофизиологические аспекты музыкотерапии изучаются в работах психологов и физиологов.
В основе музыкотерапии лежит несколько видов воздействия: эстетическое - возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд; физиологическое - с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма; вибрационное - звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.
Влияние музыки на организм ребёнка, по мнению ученых, очень велико: музыка воздействует на многие сферы его жизнедеятельности. Музыку можно использовать и в реабилитации и коррекции поведения ребенка вследствие ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие.
Одной из составляющих музыкотерапии является музыкально-игровая терапия, которую, по мнению ученых, наиболее целесообразно применять в образовательно-воспитательном процессе дошкольников. Специалисты различают пассивную и активную формы музыкально-игровой терапии. В первом случае - это включение в игровой процесс соответствующих целям воздействия музыкальных произведений; во втором – участие в их исполнении в различных доступных формах, например, при использовании музыки в игровой деятельности ребенка.
Основная цель музыкально-игровой терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания через искусство в игровой деятельности, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом
реальности окружающего мира.
Отсюда вытекает важнейший принцип музыкально-игровой терапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Музыкотерапевтический метод позволяет как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребёнку и групповую форму работы.
Музыкально-игровая терапия включает: прослушивание музыкальных произведений, изобразительная деятельность, пение песен, ритмические движения под музыку – все это в сочетании музыки и игровой деятельности. Терапевтическое направление данной работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции поведения; развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических и терапевтических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры.
С целью коррекции поведенческих действий эффективно использовать в рамках метода проигрывания конфликтов специально разработанные игры с использованием музыки, пения и движений. Развивающие музыкальные игры рекомендуется проводить во всех видах непосредственно образовательной деятельности, чтобы равномерно распределить эмоционально-психологическую нагрузку разных видов деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребёнка.
1. Сегодня в общей и музыкальной педагогике существенно меняется взгляд на различные способы музыкального воспитания и стимулирования развития личности детей, которые можно развивать на занятиях, включающих в себя различные виды деятельности.
Многочисленные научные работы, связанные с изучением музыкально-игровой терапии и показывающие ее эффективность, перспективность в области общей, специальной психологии, музыкальной педагогики, а также - детской физиологии и медицины, придают ей статус целого научного направления.
2. Сущность музыкально-игровой терапии состоит в коррекционном и развивающем воздействии искусства на ребёнка и проявляется в художественно-творческой игровой деятельности через продукт этой
деятельности, а также в создании новых позитивных эмоций, рождении творческих потребностей и способов их удовлетворения.
?Музыкотерапия тесно связана с народным художественным творчеством, эта связь в основном проявляется через музыку и игру. Именно они являются самыми эффективными коррекционными и развивающими методами воздействия искусства на человека и берут свое начало и зарождение из глубин народного художественного творчества.
?3. Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности музыкально-игровой деятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушением поведения практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком
продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.
Грамотно организованное педагогом занятие направлено на постижение содержания музыки с вовлечением в этот процесс эмоционально-чувственной сферы внутренней жизни ребенка. Все это можно воплотить в жизнь и в процессе игровой деятельности, которая несет в себе определенный эмоциональный заряд.
В игре, педагог с легкостью сможет стимулировать и корректировать развитие ребенка. В процессе использования музыкально-игровой терапии не только осуществляется музыкальное воспитание, но и формируется полноценная, гармонично развитая личность ребенка.
Мы считаем целесообразным применение методов музыкально-игровой терапии в своей практической работе с целью полноценного развития детей Ценность и польза коммуникативных танцев – игр очевидна, использовать их можно в самых разнообразных формах работы детьми- и на занятиях, для совместных игр – танцев, старших детей с младшими, детьми с родителями, на праздниках, и развлечениях .
Таким образом, использование элементов музыкотерапии на музыкальных занятиях помогает становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, способствует формированию нравственных качеств личности и эстетического отношения к окружающему.
Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будут сочетаться с элементами музыкотерапии. и формирования их личностных качеств.
Использование музыкальных игр способствует развитию навыков общения, т.е. коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность. Ребёнок с развитыми социально-коммуникативными качествами к концу дошкольного детства обладает чувством собственного достоинства, он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам окружающих, он старается разрешать конфликты, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, умеет адекватно проявлять свои чувства, а самое главное у него формируется чувство веры в себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время, в век технического и научного прогресса, лучшими друзьями ребенка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия – это просмотр мультфильмов и виртуа...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»
Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать, придумывать музыкальную сказку, озв...
семинар-практикум для педагогов "Пластинография-как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
презентация...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников».
Семинар для воспитателей ДОУ...
Семинар-практикум для родителей "Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей дошкольников 5 - 6 лет"
Цель данного мероприятия - обогатить знания родителей о развитии творческих способностей детей в домашних условиях; раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками дл...
Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"
Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"...
Музыка как средство развития коммуникативных способностей и коррекции поведения дошкольников.
Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные...