Выступление "Современные формы индивидуальной работы с детьми по развитию речи".
материал

Надькина Елена Егоровна

Современные формы индивидуальной работы с детьми по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsov.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы индивидуальной работы с детьми по развитию речи.

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

Современный ребёнок к 4 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя простые и развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.

Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова.

А чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Развитию речи в нашем детском саду уделяется большое внимание.

Воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - эти речевые задачи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формированию связной речи уделяется особое внимание, так как это одна из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Проводятся индивидуальные и групповые занятия по расширению словаря, формированию правильного звукопроизношения, фразовой речи, обучению пересказу. Всё это даёт положительные результаты.

На занятии ребёнок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи. Эффективность занятий находится в прямой зависимости от того, как дошкольник будет включать в активную речь полученные навыки.

Исходя из этого, выделяются несколько направлений в работе по развитию речи дошкольников:

- активизация деятельности детей.

Основное содержание: игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

- активизация компонентов речевой деятельности.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации её основных компонентов, поэтому большое внимание мы уделяем речевым играм «Назови ласково»«Один - много»«Большой - маленький», «Кто что делает?", "Целое - часть", "Скажи наоборот", цель которых является обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр - в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

- активизация речи в разных видах деятельности.

Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путём использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребёнка на речевые действия, ожидаемые от него в определённой ситуации. Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на осознание своего социального Я, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу.

Продуктивная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации речевого развития детей. На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой детям предлагаю наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами. Такие занятия дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают нам реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровня развития.

Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель - выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребёнка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребёнка, выбрать такие методы и приёмы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, своё словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Для проведения ярких и эмоциональных занятий используется большой иллюстрированный материал, звуко и видеозаписи, применяется мультимедийное оборудование.

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Разработаны и внедряются в работу циклы пальчиковых игр по лексическим темам, игры на развитие мелкой моторики - «Волшебные пальчики», комплексы речевой (артикуляционной) гимнастики для «трудных» звуков, комплексы дыхательной гимнастики, циклы домашних заданий для детей и их родителей по обогащению словаря.

Используются и настольно - печатных игры («Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Временам года", которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивают речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Их часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно

На занятиях использую различные методы и приёмы. Напоминаю, подсказываю, задаю вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?". Приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов.  Есть выход - при рассказывании использовать модельные схемы. Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

В развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группе организован книжный уголок «Библиотека» и «Полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Со старшей группы вводятся детские журналы и газеты.

Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а её успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребёнка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний

Необходимым условием для полноценного развития речи является создание современной развивающей предметно пространственной среды.

Насыщая групповое пространство, педагог заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои потребности в познании, в общении, в движении.

При создании речевой зоны обращается внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи : произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используются: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

Игровое оборудование, наглядность, демонстрационный материал, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирует речевую активность.

Два раза в год изучается состояние устной речи дошкольников, которое заключается в проведении диагностики речевого развития детей. По её результатам делаются выводы: развитию каких сторон речи больше уделять внимания, какие игры по развитию речи использовать в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулках и т. п.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребёнка в семье, является необходимым условием. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребёнка в семье осуществляется через:

• Оформление информационных стендов и папок - передвижек для родителей.

• Групповые консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Артикуляционная гимнастика»«Речевая культура ребёнка рождается в семье»«Играем с пальчиками и развиваем речь»«Как учить стихи. играючи?»,

• Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста.

• Индивидуальные беседы и консультации с родителями по итогам обследования речи детей, по запросу.

• Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов, направление на ПМПК)

• Практические советы родителям - показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

• Проведение родительских собраний. с приглашением учителя-логопеда.

• Совместное приобретение игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая развивающая программа, не может дать полноценных результатов, если не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа с детьми по развитию речи в ДОО

Рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми по развитию речи. Использование методов и приемов коррекционной работы в речевом развитии....

Индивидуальная работы с детьми по развитию речи детей в старшей группе   

по формированию словаря по формированию ЗКР по формированию грамматически правильной речи по формированию ЗКР по формированию грамматически правильной речи ...

Индивидуальная работы с детьми по развитию речи детей в старшей группе

по формированию словаря по формированию ЗКР по формированию грамматически правильной речи по формированию ЗКР по формированию грамматически правильной речи ...