Творческий, информационно-исследовательский проект «Волшебница вода» в группах дошкольного возраста.
проект

Перовская Ольга Николаевна

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей не задумываются о том, что вода – источник всего живого на Земле. Относятся к воде, водоёмам и жителям водоёмов потребительски. Особенно большой вред наносят фабрики и заводы, загрязняющие водоёмы. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями на природе, отдыхают на реке или море, с трудом различают обитателей водоёмов, не говоря уже о знаниях о том, какую пользу приносит вода и почему ее нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить водоемы чистыми и красивыми, дающие нам жизнь, необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Волшебница – вода», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о воде, водоемах о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научиться соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили бы определить цель и поставить задачи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Творческий, информационно-исследовательский проект

 «Волшебница вода»

в группах дошкольного возраста.

Автор: Перовская О.Н

2020-2021г

Без воды нельзя прожить.

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Автор проекта:

Воспитатель:Перовская Ольга Николаевна

Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастных групп , родители.

Срок реализации проекта: (сентябрь-май)

Вид проекта: по виду –  групповой; по длительности- долгосрочный (9 месяцев)

Тип проекта: информационно- практико- ориентированный

Предварительная работа: чтение художественной литературы о воде, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.

Актуальность: 

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей не задумываются о том, что вода – источник всего живого на Земле. Относятся к воде, водоёмам и жителям водоёмов потребительски. Особенно большой вред наносят фабрики и заводы, загрязняющие водоёмы. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями на природе, отдыхают на реке или море, с трудом различают обитателей водоёмов, не говоря уже о знаниях о том, какую пользу приносит вода и почему ее нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить водоемы чистыми и красивыми, дающие нам жизнь, необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Волшебница – вода», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о воде, водоемах о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научиться соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили бы определить цель и поставить задачи.

Объект исследования: вода

 Предмет исследования: свойства воды.

Проблема: расширить и углубить представления детей и их родителей о воде, водоемах о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научиться соблюдать правила поведения на природе.

Цель: формирование у детей знаний о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.

Задачи проекта:

1.Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о воде, водоемах, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание что вода – источник жизни на Земле;

2.Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности;

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, бережное отношение к воде и природным ресурсам.

Этапы осуществления проекта:

1. Подготовительный этап: (обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью)

- Что ты знаешь о воде?

- Какие свойства воды ты знаешь?

- Какое значение вода имеет в жизни человека и животных?

- Как правильно использовать воду?

- Какие меры по охране водных ресурсов вам известны?

-Чтобы найти ответы на эти вопросы: (определили цель и задачи проекта, разработали план мероприятий)

-Подобрать художественную литературу для детей по теме;

- Подобрать дидактический и наглядный материал;

2. Основной этап:

- Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов НОД, бесед и мероприятий.

-Практическая часть: беседы по теме; НОД по теме; выпуск газеты для родителей «Вода – источник жизни на Земле»; оформление плаката «Берегите воду»; оформление выставок семейного творчества; изготовление и оформление мини-музея «Царица-водица»; проведение акции «Берегите воду»; участие в конкурсах ДОУ.

-Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), физическое развитие (физминутки, подвижные игры)

-Работа с родителями (домашние задания): выставка семейного творчества «Вода, вода, кругом вода», подготовка материала для фотовыставки «Я и вода»; экскурсии на водоемы; пополнение мини-музея экспонатами.

3. Заключительный этап:

-Презентация проекта (мультимедийная);

-Проведение развлечения «Приключения капельки»;

-Оформление мини-музея в группе «Царица-водица».

Ожидаемые результаты:

1.Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).

2.Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).

3.Дети получают представление о некоторых видах водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

4.Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую, контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.

Итоговое мероприятие:  Презентация проекта и мини-музея «Волшебница – вода». Родители вместе с детьми готовили поделку из бумаги , картона в интересном формате, чтобы помочь выступить и рассказать своему ребенку о своей поделке.

Достигнутые результаты:

В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей сформировались представления о воде, о ее свойствах, расширились знания о том зачем надо беречь экологию,  дети научились экономить воду. Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.

В результате активной творческой работы семей в группе появился музей «Царица вода», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной поделке. Стоит отметить, что этот музей может пополняться новыми поделками. С особым интересом дети стали отображать в играх взаимодействие воды.

Родители - самые дорогие и близкие люди! Они стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. В результате совместной деятельности детей и родителей, семьи воспитанников начали думать о создании своей мастерской в своей семье.

Активность родителей в создании музея, выставок, говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Литература:

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.

3. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.

4. Воспитатель ДОУ № 1/2009

5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007.

7. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013

8. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.        

Сентябрь

Рассматривание картинок в альбомах: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода».

Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет запаха», «У воды нет вкуса», «Вода жидкая, может  течь», « Вода бывает теплой и холодной».hello_html_m4946ab33.png

Просмотр  слайд-шоу по теме “Вода в природе”.

Консультация для родителей

«Вода в природе»

Опыты дома с мыльными пузырями

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку.

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри

Октябрь

Чтение стихов, рассказов, пословиц, поговорок, загадки о воде.
Поэзия: К.И.Чуковскго «Мойдодыр», « Федорено горе», Б. Заходер «Дождик», С. Дрожжин «Первый гром», А. С Пушкин «Ветер по морю гуляет», А. Барто «Девочка чумазая»

Чтение песенок и потешек: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!».

Аппликация «Тетушка туча»

Работа с родителями                hello_html_m47326e4a.png

Опыт с родителями

Куда деваются сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись? Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

        

Ноябрь

Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Разрезные картинки».

Сюжетные игры « Приготовим обед», « Постираем», « Купание куклы»

Наблюдения: « Дождик», « Тучки по небу гуляют», « Как дворник поливает цветы»

Наблюдение за водой 
Цель:
 Формировать  представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно. 
Дети понаблюдали и запомнили, где и какую воду они видели (в помещении, на прогулке). Как они её использовали (для питья, полива, мытья, стирки, приготовления еды, для передвижения по воде)? Много ли им потребовалось воды?
Вывод:
 Человеку необходима вода. 

Работа с родителями

Консультация для родителей «изменения воды»

Декабрь

Рисование - «Ручейки» - продолжить приучать детей правильно рисовать акварельными красками и кисточкой.

Наблюдение за облаками 
Цель:
 Выявить, что облака имеют различную форму и цвет. Развивать фантазию в процессе наблюдения за облаками. 
 Всегда ли облака бывают одинаковыми? Облака различны по форме, цвету. Тучи – дождевые и снеговые – тоже облака. Понаблюдать за движением облаков и скоростью движения: всегда ли и все ли двигаются одинаково. На что похожи облака? 
Вывод:
 Облака бывают различными по форме, цвету, скорости движения. Тучи – это тоже облака. 

Сюжетные игры « Приготовим обед», « Постираем», « Купание куклы»

Работа с родителями

Консультация для родителей « Для чего нужна вода»

Январь

Беседа: «Что пьют животные и птицы зимой»

Экспериментирование

«Окраска воды»

Прослушивание аудиозаписей «Ручеек»

Работа с родителями

Экспериментирование дома

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт.

Февраль

Подвижная игра:

«Море волнуется»

Прослушивание аудиозаписей «Ручеек»

Рисование «Дождик, дождик веселей»

Дидактическая игра:

«Кому нужна вода»

Работа с родителями

Консультация для родителей « для чего нужна вода»

Мастер класс

Март

Просмотр мультфильмовhello_html_m4946ab33.png

Просмотр мультфильма «Капитошка»

        

Беседа: «Что нужно делать, чтобы росли цветы»

Загадки о воде

Чтение произведения А.Барто «Девочка чумазая»

Экспериментирование

«Воздух под водой»

 Работа с родителями

Выставка рисунков « ручейки весной»

Консультация для родителей «для чего нужна вода»

Апрель

Экспериментирование

«Окраска воды»

Заучивание потешки «Водичка»

«Уход за комнатными растениями»

«Постираем кукле платье»

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Лепка - «Мостик через речку»

Работа с родителями

Беседа на тему « для чего нужна вода»

Май

Беседа: «Что нужно делать, чтобы росли цветы»

Беседа: «Вода вокруг нас»

Беседа: «Кому нужна вода»

Экспериментирование

«Тонет – не тонет»

Работа с родителями

Консультации: - «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; - «Занимательные опыты и эксперименты с водой».

Рекомендации по наблюдению за водой в природе. Уход за комнатными растениями дома.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...

Этапы реализации пректа + планирование по проекту "Волшебница-вода" в группе раннего возраста

В материале изложены темы, цели, задачи, формы работы с детьми и родителями в рамках проекта "Волшебница-вода"...

ИНФОРМАЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

информационно- исследовательский проект для детей дошкоольного возраста...

Информационный, исследовательский среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...

Развлечение "Морское путешествие на воде" средняя группа дошкольного возраста

В десткий сад к ребятам пришла Капелька вместе с ней дети поиграли, отвечали на вопросы, выполняли различные упражнения, эстафеты....

Творческий, информационно-исследовательский проект «Деревья-наши друзья» в группах дошкольного возраста.

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревь...

Проект информационно-исследовательский «Каша — еда наша» для детей старшего дошкольного возраста

Проект разработан в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»...