Педагогическое кафе "Я все смогу"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Педагогическое кафе «Я всё смогу»
Воспитатели: Бугаева О.А., Крисман Е.В
Форма проведения: встреча в кафе.
Участники: родители, воспитатели, педагог – психолог.
Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений.
Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3 — 4 лет и учитывать их в общении; сформировать представление о кризисе 3 лет; развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Место проведения: музыкальный зал
Оформление: в стиле кафе (на столах - чай, сладости, звучит спокойная классическая музыка.)
Оборудование: презентация, карточки с проблемной ситуацией, ручки, листы бумаги, памятки.
Ход мероприятия:
«Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».
- Наш малыш стал очень любопытным.
- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
- Наш малыш отказывается спать в привычное время.
- Наш малыш капризничает во время еды.
- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.
Приглашаю всех присесть за столы
Ведущая: Добрый вечер, уважаемые родители. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении со сверстниками и взрослыми было меньше. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3—4 лет.
Тема нашей сегодняшней встречи «Я все смогу» и пройдёт она в кафе. Предлагаю ознакомиться с меню.
Меню.
1. Первое блюдо: «Острая тема» (консультация педагога-психолога «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет».
2. Гарнир: Упражнение «Рисунок счастья»
3. Салат: «Конфликт» (решение педагогических ситуаций);
4. Напиток: «Тест» («Какой вы родитель?»)
5. Десерт: «Разное»
1.«Острая тема»:
Послушайте стихотворение.
Я негативен и упрям
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Третий год жизни ребенка... Кажется, совсем недавно ваши дети не умели ходить, говорить. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста — еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого.
Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т. п., все чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитали?
Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3 лет — это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того, насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.
В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс — это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно. Термин «Кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.
Но наряду с развитием положительных качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, первые пробы творчества, возникают и отрицательные (негативизм, упрямство, капризы). Кризис 3 лет называют «семизвездием симптомов».
Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов» .
Симптомы кризиса 3-х лет.
1. Негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняясь ни в коем случае воле взрослого. Например, мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят: «Иди катайся». Но он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что он уловил в голосе матери повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.
2. Упрямство. Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, он так захотел», т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение». Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели, но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако ребенок заявляет: «Сказал – не встану, значит, не встану!»
3. Строптивость. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.
4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.
5. Протест-бунт против окружающих. Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
6. Обесценивание ребенком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.
7. Деспотическое подавление окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребенок хочет стать господином положения.
Таким образом…
Кризис 3 лет – это бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.
Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка к собственному «я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка.
Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.)
Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.
Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность в разумных пределах, конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить характер временный, преходящий.
Задачи родителей:
Практические советы психолога.
Что могут сделать родители:
-Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
-Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
-Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
-Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
-Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.
-Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
-Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка.). «А что это там за окном ворона делает» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.»
Следует обратить особое внимание на следующие моменты.
• Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
• Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.
• Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
• Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.
• Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
• Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.
• Терпение не означает вседозволенности, а поддержка — беспрерывного восхваления любых детских проявлений.
• Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка); запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей (лучше всего это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое).
• Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды.
• Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.
Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни-Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя с ребенком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Также вы можете рассказать малышу о том, что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них. Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки и доверия. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть свое собственное решение.
Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслужить многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением — может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится — но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет — придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.
Период «упрямого» кризиса — серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время — залог ваших будущих отношений с ребенком.
2. Гарнир: «Рисунок счастья»
Упражнение «Рисунок счастья».
Каждому родителю на альбомном листе в течение 1,5 минут предлагается нарисовать «рисунок счастья» (каким они его себе представляют, затем передать свой рисунок соседу справа. Получив рисунок соседа слева, дорисовать его в течение 1,5 минуты и т. д., пока рисунки не сделают полный круг и не вернутся к хозяевам.
Обсуждение (по Шерингу)
- Какой первоначальный сюжет был у вашего рисунка?
- Какие чувства вы испытывали, когда наблюдали за тем, как сосед вносит коррективы в ваш рисунок?
- Кому понравился рисунок в том виде, как он дошел до вас?
- Кому не понравился окончательный рисунок? Почему?
3. Салат: «Конфликт» (решение педагогических ситуаций).
Ситуации взаимодействия взрослого с ребенком могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в конкретной ситуации? Давайте это сейчас выясним.
Мы проиграем заявленную ситуацию, при этом будем объяснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на нее.
Варианты проблемных ситуаций.
4. Напиток: «Тест» («Какой вы родитель?»).
Ведущая: Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье - начните с этого теста. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? - 2б.
2. Посоветуй мне, пожалуйста. - 0б.
3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а) - 1б.
4. И в кого ты только уродился? - 2б.
5. Какие у тебя замечательные друзья! - 1б.
6. Ну на кого ты похож (а? - 2б.
7. Я в твоё время… - 2б.
8. Ты моя опора и помощник (ца) - 1б.
9. Ну что за друзья у тебя! - 2б.
10. О чём ты только думаешь! - 2б.
11. Какая ты у меня умница! - 1б.
12. А как ты считаешь, сынок (доченька? - 1б.
13. У всех дети как дети, а ты? - 0б.
14. Какой ты у меня сообразительный (ая! - 1б.
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ.
4. Десерт: «Признание»
0 - 8 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.
9 - 10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.
11 - 12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребёнку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребёнка в большей степени зависит от случая, чем от вас.
13 - 14 баллов. Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.
5. Разное.
В заключение нашей встречи хочется познакомить вас с притчей о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности — в нас самих: в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.
Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
«Любить ребенка — не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости как детям, так и родителям» (А. Гаврилова).
Рефлексия
В заключение этой темы, хотелось бы сказать, чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.
6. Чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...
"Я все смогу!" (продолжение)
продолжение программы "Я все смогу!"...
Как Ох спортсменом стать смог
Сценарий физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста...
Психопрофилактическая программа "Я все смогу!"
Актуальность. На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя диагностику готовности детей к школе, я обратила внимание на...
Педагогическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста (область "Физическая культура") "Я здоровье сберегу, космонавтом стать смогу"
Министерство образования и науки РСО – АланияГБОУ прогимназия «Интеллект» Педагогическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Я здоровье сберегу, космонавтом стат...
Педагогическое кафе "Я все смогу"
развитие интереса к познанию своего ребёнка, привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений....
Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья “Я всё смогу”
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной ...